Понятие личностного роста преподавателя




Личностный и профессиональный рост,

Культура самосовершенствования педагога

Понятие личностного роста преподавателя

Понятие «личностный рост преподавателя» связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, само­регуляция, самоосмысление, самоопределение.

С точки зрения психологии личность может быть представле­на как феномен общественного развития, конкретный живой че­ловек, обладающий сознанием и самосознанием. В качестве сформированности личности выделяют такие критерии, как: на­личие социально значимых мотивов и по происхождению, и по смыслу; способность личности к сознательному руководству соб­ственным поведением. В целом личность характеризуют актив­ность, направленность, наличие глубинных смысловых структур.

Педагог представляет собой развивающуюся личность, прохо­дящую все фазы личностного развития — от адаптации к индиви­дуализации, а затем к интеграции. В связи с этим можно сказать, что педагог как личность постоянно стремится к самоактуализа­ции и самосовершенствованию. Это определяется спецификой са­мой педагогической деятельности, предполагающей инициатив­ность, самостоятельность мышления, изобретательность, способ­ность к импровизации.

Самоактуализация — это способность человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных воз­можностей [53].

Самосовершенствование — осознание личного идеала, сопо­ставление с коим вызывает недовольство собой и стремление из­менить себя [53].

Самоактуализация и самосовершенствование личности про­исходят в процессе поиска смысла жизни и ответов на вопросы: живет ли человек в соответствии с присущими ему ценностями и потребностями? Каким образом он соединяет в своей жизни то, что хочет, может, должен, имеет? Есть ли у него жизненные пер­спективы?

В зависимости от того, какими ценностными отношениями руководствуется человек, происходит формирование смысле жизни на основе самоосмысления как активности особого рода; направленной на осознание ведущих мотивов и поиск ответов н вопросы: «Как я хочу жить? Для чего я живу?», — которые, в свою очередь, позволяют определить стратегию жизненного пути-

Жизненный путь можно рассматривать через совокупность занятий, явлений, таких, как выбор профессии, карьера, жизнен­ные кризисы, структуры общения в различных видах деятельно­сти. Он реализуется личностью на основе осознания собственных выборов и предпочтений; профессиональной ориентации как профессиональной судьбы на жизненном пути; оптимистическо­го или пессимистического восприятия будущего в зависимости от социальных перспектив, таких, как преодоление кризисов, разрешение жизненных противоречий. Поэтому жизненный путь представляет собой движение человека вперед и вверх, к более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности и достижение личностного и профессионального со­вершенства.

Процесс самоактуализации неразрывно связан со способно­стью личности к самоопределению путем сознательного утвержде­ния собственной позиции. Именно она заставляет человека про­являть активность, рефлексировать, соотносить себя с другими людьми и тем самым находить свое место в социуме. Это проис­ходит на уровне удовлетворения / неудовлетворения собой и как следствие ведет к поиску новых путей и возможностей для лич­ностного роста.

Следует отметить, что личностный рост как процесс приобре­тения невозможен без саморегуляции, которая помогает личности понять и принять цель своей активности, смоделировать значи­мые условия деятельности и на этой основе наметить программу собственных исполнительских действий, выработать и выбрать критерии ее успешности, получить информацию о полученных результатах, оценить их и на этой основе принять решение о не­обходимости коррекции деятельности или приобретения нового навыка.

Основа личностного роста — «Я-концепция». Понятие «Я» ис­пользуется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе са­мой. Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание», но оно не исчерпывается ни тем ни другим, поскольку «Я» не просто лич­ность, а личность, рассматриваемая изнутри.

Наше «Я» — это сфера личности, характеризующаяся внут­ренним осознанием самого себя и осуществлением приспособле­ния личности к реальности.

Несомненно, «Я» — это продукт самосознания, но человек воспринимает и осознает себя целостно, потому что есть физиче­ское «я», т. е. тело, внешность, физическое состояние конкрет-ного человека. Существуют эмоциональное «Я» в виде чувств переживаний, настроения и интеллектуальное «Я» — мир мыс­лей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социаль­ное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми в свою профессиональную деятельность и имеющее определен ные ценности, интересы, установки.

«Я-концепция» — достаточно сложное и многоуровневое об­разование, которое может быть представлено как совокупность установок «на себя»: «Я» реальное, идеальное, зеркальное, выра­женное в представлении о том, каков человек на самом деле, ка­ким он хотел бы быть, как его воспринимают другие в физиче­ском, социальном, умственном, эмоциональном плане.

Основным побудителем, движущей силой поведения и дейст­вий человека, ориентиром его личностного роста является «Я-идеальное».

Следует отметить, что поведение личности в направлении формирования «Я-концепции» зависит от ракурса индивиду­ального восприятия: во-первых, человек по своей природе субъективен; во-вторых, всякое восприятие индивида прелом­ляется в феноменальном поле его сознания; в-третьих, желание человека осуществить свое стремление стать тем, кем он может быть, реализуется через процесс саморазвития посредством са­мовыражения.

Самовыражение человека является объективно необходимым условием его жизни как в физическом, так и в духовном плане. Самовыражение — это сущностная потребность человека; про­цесс и результат его самоопределения, самоутверждения; творче­ский процесс, который направлен на обеспечение саморазвития как развертывания сущности «Я» (А. С. Косогорова).

Саморазвитие — это творческое отношение индивида к само­му себе, создание им самого себя в процессе активного воздей­ствия на внешний и внутренний мир с целью его преобразова­ния [7].

Выделяют отличительные черты развитой личности: удовле­творение своих нужд без ущерба для других людей; достижение значительного успеха в деятельности, так как это служит объек­том самовыражения; демонстрация энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни; открытость профессиональным пере­менам и новому жизненному опыту.

Можно проследить динамику развития, складывания «Я-концепции» человека по формуле «осознание — знание — со­знание».

В процессе развития и социализации личности происходит постепенное выделение себя из окружающей действительности: трехлетний ребенок своей категоричностью «я сам» как бы заяв­ляет о себе. В процессе роста, приобретения опыта и суммы зна­ний формируется сознание, выраженное в осуществленной позиции, ценностных факторах и отношении личности к окружающе­му миру, другим людям. Человек живет, взаимодействуя с ними, поэтому ему совсем не безразлична их оценка. Эта оценка эмо­ционально окрашена, кроме того, она помогает личности лучше узнать себя, взвесить свои возможности, и хотя любая оцен­ка — элемент субъективизма, но именно она является основным инструментом формирования образа «Я».

Таким образом, можно сказать, что «Я-концепция» — это со­единение трех составляющих: осознания себя как ценности; осознания себя как целостности; осознания себя как уникальной творческой личности.

Сформированная «Я-концепция» позволяет человеку отстаи­вать приоритеты в выборе действий и поступков, самоопределе­нии, формировании себя, а также сосредоточивает его внимание на постижении и развитии своих внутренних сил, эмоций, отно­шений, убеждений, ценностей, помогает найти ответы на вопро­сы: «Кто я? Что я собой представляю? Какой я?»

Личностный и профессиональный рост невозможен без сформированного самосознания и профессионального самосо­знания.

Самосознание рассматривается как осознание и оценка чело­веком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, ее нравственного облика и интере­сов, ценностей,, идеалов и мотивов поведения; как полное пони­мание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обще­стве.

Профессиональное самосознание рассматривается как комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу.

В связи с этим профессиональное самосознание включает в себя следующие компоненты:

— осознание человеком норм и правил, моделей своей про­фессии как эталонов для осознания своих качеств;

—осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с абстрактным или конкретным коллегой;

— самооценивание человеком своих отдельных сторон, по­нимание себя, своего профессионального поведения, самоотно­шение, оценивание себя.

Можно представить самосознание профессионала и так:

—сознание своей принадлежности к определенной профес­сиональной общности;

—знание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в структуре профессиональных ролей, в иерархии общественных положений и свое мнение о них;

—знание о степени притязаний человека в профессиональ­ной группе;

— знание своих сильных и слабых сторон, путей совершен­ствования, своего индивидуального почерка в работе.

Профессиональное самосознание педагога может быть пред­ставлено как:

—актуальное «Я», т. е. каким себя видит педагог;

—ретроспективное «Я», т. е. каким себя видит и оценивает педагог по отношению к начальным этапам своей работы;

—идеальное «Я», т. е. каким бы он хотел себя видеть;

—рефлексивное «Я», т. е. как, с точки зрения педагога, его оценивают руководители, коллеги, студенты и их родители.

Строение профессионального самосознания педагога струк­турируется по тем же основаниям, что и самосознание личности. В нем скрещиваются три подструктуры: когнитивная, аффектив­ная, поведенческая. Содержательные характеристики каждой подструктуры: «Я-понимание», «Я-отношение», «Я-поведение» — включают в себя и специфические характеристики, обусловли­вающие саморазвитие и самоактуализацию педагога в профес­сиональной деятельности (Л. М. Митина).

Когнитивная подструктура содержит три компонента: педаго­гическую деятельность, педагогическое общение и личность пе­дагога. Личностный компонент обеспечивает потребности лич­ности в самоактушшзации, в раскрытии своих творческих воз­можностей.

В аффективной подструктуре «Я-отношение» выделяют два уровня: глобальное и интегральное самоотношение, выраженное в виде самоуважения, самоинтереса, ожидаемого отношения дру­гих, за/против собственного «Я».

Поведенческая подструктура проявляется в удовлетворенно­сти педагогом своей профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, выражается в соотношении между мотивационно-ценностной сферой личности преподавателя и возможностью ус­пеха деятельности по реализации ведущих мотивов.

Сформированное профессиональное самосознание влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса и выражается в убежденности преподавателей в своей социальной значимости, в ис­пользовании конструктивных методов и форм преодоления затруд­нений, творческой активности, в повышении фрустрационной толе­рантности, в стимулировании самостоятельности, инициативы обу­чаемых с ориентиром на их способности, что в самом общем плане позволяет говорить о наличии профессиональной «Я-концепции».

Таким образом, в педагогическом профессиональном само­сознании реализуется практическая, жизненная функция само­сознания не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную «Я-концепцию». Она необ­ходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности, личностного и про­фессионального роста.

В заключение следует отметить, что личностный рост — мно­гогранное и многоаспектное понятие. Поэтому наиболее прием­лемым будет рассматривать понятие «личностный рост» как яв­ление саморазвития, как непрерывность процесса, в рамках ко­торого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с дру­гими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красе [7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: