Содержательная сторона личностного роста преподавателя




Деятельностно-личностный подход предполагает выделение следующих элементов, которые соответствуют основным струк­турным компонентам личности, составляющим основу ее роста: самопознание, самопобуждение, программирование профессио­нального и личностного роста, самореализация.

Разберем подробно каждый из компонентов.

Самопознание — это познание самого себя [53].

Самопознание направлено на уяснение своих возможностей, сильных и слабых сторон. Это происходит в условиях взаимоот­ношений с др'угими людьми в процессе общения, во время со­вместной деятельности, когда у человека появляется возмож­ность определить уровень своей сенсорной организации, наблю­дательности, памяти, особенности мыслительных операций и речи, степень воссоздающего творческого воображения, разви­тость чувств как показателя воспитанности, положительные и от­рицательные черты характера, а также выяснить наличие способ­ностей, как общих, так и специальных.

Процесс самопознания довольно сложен:

—прежде чем приступать к самопознанию, человек должен накопить некоторый материал;

—человек должен иметь конкретный род занятий, позво­ляющий накопить этот материал для самопознания;

—человек — это саморазвивающаяся система, поэтому са­мопознание постоянно отстает от своего объекта;

—процесс самопознания субъективно значим для челове­ка, так как, получив сведения о себе, человек пытается изме­ниться.

Человек познает себя как непосредственно, так и опосредо­ванно. В качестве приемов опосредованного самопознания выде­ляют сравнение, сопоставление, анализ резервов собственной деятельности, а непосредственного самопознания — самонаблю­дение, самоанализ, самооценку.

Самонаблюдение — это наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фикси ровать ее проявления — переживания, мысли, чувства [53].

Самонаблюдение имеет две стороны: внешнюю и внутрен­нюю. Исполняя любой вид деятельности, человек как бы со сто­роны наблюдает за собой, соотносит результаты работы со свои­ми целями и установками, при этом происходит и познание че­ловеком собственной психики, ее индивидуальных особенностей.

Различают два вида самонаблюдения:

— непосредственное, когда человек наблюдает за собой в конкретной ситуации;

— ретроспективное, когда человек воспринимает и анализи­рует себя по прошествии недели, месяца применительно к опре­деленной ситуации, при этом он отчетливо помнит и фиксирует свои переживания.

Для формирования навыков самонаблюдения используются приемы самоопроса, самоанкетирования, мысленного возвраще­ния к событиям и сравнения собственных воспоминаний с вос­поминаниями других, сопоставления своих чувств с чувствами и переживаниями других.

Еще один способ познания себя — это самоанализ, посредст­вом которого человек делает выводы о своей практической дея­тельности: что получилось, что нет; что помешало выполнить за­думанное; почему случилось то или иное событие. Привычка к самоанализу помогает прогнозировать, предвидеть свои действия или деятельность: обнаружить и изучить затруднения, осознать или создать систему мотивов и потребностей, определить степень эффективности своего труда или результатов перестройки дея­тельности. Самоанализ завершается самооценкой.

Самооценка — это оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [53].

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [48].

Объектом самооценки могут выступать любые сферы челове­ческой деятельности: психические процессы, состояния, поведе­ние, поступки, социальное окружение человека.

Особенность самооценки выражается в том, что знание чело­веком самого себя и отношение к себе связаны воедино; важней­шим источником ее развития является также оценка окружаю­щими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности, самооценка выполняет важную функцию регуляции в развитии личности, ее поведении.

Различают основные формы самооценки: адекватную, зани­женную, завышенную.

Самооценка, особенно способностей и возможностей лично­сти, выражает уровень притязаний, определяемый задачами, кото­рые она ставит перед собой в жизни и решить которые считает воз­можным. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора.

Самооценка состоялась, если субъект путем сравнения оце­ниваемой переменной с образцом пришел к какому-либо сужде­нию о результате осуществленного сравнения. Результат может быть правильным или ошибочным. Это зависит от образца, во­влекаемого в процесс самооценки, качества самоконтроля. От того, насколько они сбалансированы, зависят характеристики са­мооценки, а также феномены уверенности-неуверенности чело­века. Крайняя степень уверенности — это самоуверенность, в ос­нове ее лежат неадекватно завышенные притязания личности, неправильная самооценка своих возможностей.

Самоуверенность нередко способствует принятию поспеш­ных решений, утрате разумного чувства опасности, совершению ошибочных действий, нарушению обратной связи. Неуверен­ность как качество личности основывается на неадекватно зани­женной самооценке реальных возможностей, поэтому часто не­уверенный в себе человек компенсирует недостаток уверенности с помощью повышенного самоконтроля. Различают несколько уровней развития самооценки:

1. Процессуально-ситуативный. На данном уровне человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами лично­сти. Он оценивает свое «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем что эти результа­ты не обязательно адекватны его личностным возможностям и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, но­сить элемент стихийности, случайности, противоречивости, само­оценка имеет тенденцию к необъективности и неустойчивости.

2. Качественно-ситуативный. Для него характерно то, что человек устанавливает прямолинейные связи между своими по­ступками и качествами, т. е. совершение или несовершение от­дельного поступка отождествляется с наличием или отсутствием соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается на­много богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения.

3. Качественно-консервативный. Для него характерно разру­шение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности, которое абстрагируется человеком от кон­кретного поступка, выступает в его сознании как самостоятель­ная объективная реальность.

4. Качественно-динамический. Он характеризуется осознани­ем сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения пре­одолевается.

Таким образом, самопознание в совокупности с разными способами должно непременно повлечь за собой стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Самопобуждение — компонент, стимулирующий личностный рост. Основу его составляет принцип самопринуждения, кото­рый, в свою очередь, базируется на действии механизмов саморе­гуляции и самоотношения.

Самоотношение выражается через профессиональное досто­инство, оптимистическое самочувствие, самоутверждение при принятии решения, деловое самовдохновение, самоутешение при неудачах (Ю. А. Лобейко).

Самопобуждение осуществляется за счет использования чело­веком, в частности преподавателем, различных методов и прие­мов психологического и педагогического воздействия на свою личность. К ним относятся: самообязательство, самоприказ, са­моинструкция, самоубеждение, самовнушение, самоодобрение, самоконтроль и самоотчет.

Самообязательство представляет собой процесс саморегуля­ции, выработки и контроля программы самосовершенствования на основе активного добывания человеком информации об окру­жающей действительности, о самом себе, о ходе процесса само­регуляции. Оно возникает в начале процесса эволюции внешних требований во внутренний план личности, в дальнейшем может браться личностью вполне самостоятельно. Самообязательство принимается по внутреннему убеждению в его необходимости и в конечном итоге определяется условиями жизни, требованиями общества, обязанностями человека.

Основу самообязательств составляет ориентировка в действи­тельности в целях сбора информации о программе самовоспита­ния и самообразования, т. е. самоинформация.

Существуют разнообразные формы фиксирования самообяза­тельств, в частности письменная: личные дневники, записные книжки, просто отдельные листочки.

Самоприказ — признак воли, реализующийся через сознатель­ные, целенаправленные усилия по преодолению трудностей. Он может быть использован для исправления конкретных недостат­ков и воспитания положительных качеств, во многом зависит от убежденности человека. Самоприказ необходим, когда человеку нужно заставить себя приступить к исполнению давно намечен­ных планов.

Важным моментом в тренировке самоприказа является то, что он отдается мысленно и вслух. Произнесение его вслух в по­давляющем большинстве случаев дает более положительный ре­зультат, чем проговаривание про себя.

Самоинструкция может рассматриваться как разновидность самоприказа. Определяется как сознательно данная себе установ­ка на то, как в конкретной ситуации строить свое поведение.

Часто этот прием используется преподавателем для того, чтобы настроить себя на проведение первого учебного занятия в сту­денческой аудитории или ответственного воспитательного меро­приятия. Педагогу самоинструкция помогает быть более мобиль­ным и быстроменяющимся.

Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных пу­тей и средств достижения поставленной цели; выбор линии по­ведения на основе борьбы мотивов. Как правило, у человека все­гда есть два основных мотива, нередко противоположных по зна­чению, но дающих возможность тщательно взвесить все за и против. Самоубеждение требует активной мыслительной работы. Оно может завершаться принятием определенного решения и са­моприказом выполнить его.

Самоубеждение нередко сочетается с самовнушением, осно­ванным на технике аутогенных тренировок. Для преподавателя важна выработка определенных психических и физических навы­ков путем выполнения упражнений на внимание, оперирования чувствительными образами, словесных внушений в виде настроя на предстоящую деятельность.

Самоодобрение — это обращение к самому себе для укрепле­ния веры в себя. Этот метод предполагает наличие приемов на самоуспокоение, внушение уверенности в успехе дела, уверенно­сти в себе.

Все перечисленные выше методы самопобуждения эффектив­ны при хорошем самоконтроле, определяемом как способность человека следить за своими поступками, оценивать их, вносить в них коррективы. Как средство самовоспитания самоконтроль развивается на основе способности человека контролировать лю­бую свою деятельность.

Самоконтроль является условием адекватной, целенаправлен­ной, интегрированной психики. Самосовершенствование лично­сти, профессиональная деятельность, поведение в обществе пред­полагают непременную вовлеченность в них самоконтроля. Мно­гообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархическому принципу организации, в соответствии с которым он представлен на разных уровнях функционирования психики: от отдельных по­знавательных процессов до выбора мотива деятельности. Человек может выступать одновременно и как объект и как субъект контро­ля. В течение жизни каждого проверяют на предмет выполнения им моральных норм, способов и функций профессиональной дея­тельности, поведения с окружающими. Как объект деятельности сам человек выступает носителем контрольных функций, при этом их направленность может быть как внутренней, так и внешней. Са­моконтроль обязательно предполагает эталон и процесс сличения того, что должно быть, с тем, что есть на самом деле.

Самоконтроль осуществляет две функции: стабилизацию дей­ствий, которая контролирует их программу внутри деятельности; и стабилизацию деятельности, которая осуществляется в соответ­ствии с ее мотивами, содействует повышению ее устойчивости к непроизвольной смене видов деятельности. Различают следующие виды самоконтроля:

—непреднамеренный, или непроизвольный, который дейст­вует на основе механизмов обратной афферентации, сенсорной коррекции. Такой вид самоконтроля может осуществляться в структуре восприятия, функционируя автоматически. Его пред­метом является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь про­цессуальная ее сторона;

— преднамеренный, или произвольный, который определя­ется сознательно поставленной целью — следить за точностью реализации программы своей деятельности, является своеобраз­ным препятствием непроизвольной смене деятельности, способ­ствует более полному и точному отражению информации о ней, основывается на избирательном характере восприятия.

Существует несколько принципов, которые лежат в основе клас­сификации видов контроля и самоконтроля (Г. С. Никифоров).

В соответствии с временным принципом следует различать предварительный, текущий, итоговый виды самоконтроля.

Объектом предварительного самоконтроля становятся явле­ния, которые еще не вступили в фазу непосредственной реализа­ции в деятельности. Намечая программу, ставя цель (например, поступление в вуз), мы просчитываем возможные варианты их успешного завершения, что позволяет избежать досадных прома­хов, ошибок, неправильных поступков.

Текущий самоконтроль включен в непосредственную дея­тельность, направлен на проверку предполагаемых результатов. Итоговый самоконтроль как бы суммирует результат проделан­ной работы, отвечая на вопрос: достигнута ли поставленная пер­воначальная цель?

В соответствии с пространственным принципом различают са­моконтроль зрительный, слуховой, тактильный. Здесь основу со­ставляют виды обратной связи, осуществляемой через каналы модальности. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности, в поведенческой практике.

Структурный принцип иерархически организовывает механиз­мы самоконтроля на клеточном уровне. Выражается это в само­регуляции физиологических функций организма, которая имеет определенный онтогенез развития. Возникая как необходимость обеспечения жизнедеятельности ребенка сразу после рождения, самоконтроль постепенно приобретает социальную окраску, и к трем годам, благодаря способности выделять себя из окружаю­щего мира, ребенок начинает приобретать навыки самоконтроля. В дошкольном возрасте система воспитания направлена на фор­мирование у ребенка умений отдавать себе отчет в своих дейст­виях, в школьные годы самоконтроль начинает проявляться как

составляющая учебной деятельности, а в пору социальной зрело­сти человек овладевает всем разнообразием видов самоконтроля, способен выбирать, адаптировать их согласно своим установкам и характеру деятельности.

Выделяют четыре группы факторов, влияющих на функцио­нирование самоконтроля.

1. Факторы, обусловленные компонентным составом само­контроля. Нужно отметить, что самоконтроль осуществим только при наличии всех его составляющих: контролируемая, эталонная составляющие, каналы прямой и обратной связи. Они образуют так называемую кольцевую структуру.

2. Факторы запуска самоконтроля, которые проявляются в понимании человеком значения, умении пользоваться разными способами самоконтроля.

3. Внешние факторы (освещение, шум, вибрация, режим труда и отдыха), связанные с выполнением человеком конкрет­ной деятельности. Например, чрезмерное эмоциональное и фи­зическое напряжение ведет к снижению самоконтроля.

4. Индивидуальные особенности человека как фактор само­контроля имеют определенное значение в его реализации, по­скольку позволяют учесть тип нервной деятельности, тревожность, ответственность. Дисциплинированность, экстравертность — ин-тровертность необходимы при определении результативности са­моконтроля.

Следует отметить, что эффективность самоконтроля повыша­ется, если он дополняется самоотчетом, который рождается на основе логического самоанализа.

Самоотчет — это отчет человека перед самим собой о про­цессе и результатах собственной деятельности, собственных по­ступках и проявившихся в них качествах личности (Л. И. Рувин-ский, А. Е. Соловьева).

Можно выделить два вида самоотчета:

—итоговый — самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объектив­ными результатами деятельности;

—текущий — самоотчет человека за короткий промежуток времени (день, несколько дней, неделя). Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания. Например, человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положитель­ные качества личности, систематически фиксирует данные само­анализа, свидетельствующие о степени реализации разработан­ной программы самовоспитания.

Самоотчет может осуществляться в форме устной или пись­менной речи, так же как самообязательство в виде специальных дневников.

Следующий компонент личностного роста — программирова­ние. Оно осуществляется тогда, когда личность осознала все свои потребности и возникла необходимость перехода к реальной дея­тельности. Программа самосовершенствования предполагает фор­мулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности через выделение разных форм, выбор которых зависит от уровня зрелости личности. Это может быть индивиду­альная программа профессионального развития, коррекции лич­ностных качеств, развития новых умений и навыков.

Программа самовоспитания и самообразования педагога должна содержать все основные требования педагогической про­фессии к его личности. В качестве варианта такой программы можно использовать карту личности педагога, включающую три группы качеств, подлежащих самовоспитанию: общепедагогиче­ские качества личности, профессиональные и индивидуальные психологические качества.

Самореализация является последним структурным элементом личностного роста.

Самореализация понимается как психический рост и созрева­ние, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.

Выявлены следующие факторы, обусловливающие самореа­лизацию:

—самоуважение, положительная «Я-концепция»;

—самопознание, степень открытости своему опыту пережи­ваний, внутренний контроль;

—стремление к удовлетворению когнитивных и эстетиче­ских потребностей, потребности знать и понимать;

— способность к самоорганизации, саморегуляции.

Конкретизируются также черты личности, которые позволя­ют говорить о гармонии социального и индивидуального в про­цессе самореализации. К таким характеристикам самореализации относят:

— более адекватное восприятие реальности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному;

— принятие себя и других такими, какие они есть; отсутст­вие искусственных защитных форм поведения и неприятие тако­го поведения со стороны других;

— спонтанность проявлений, простоту и естественность; со­блюдение установившихся ритуалов, традиций и церемоний при отношении к ним с должным чувством юмора;

— деловую направленность — способность человека зани­маться не только собой, но и своей жизненной задачей;

—потребность в одиночестве, носящем характер самоустра­нения;

—автономию и независимость от окружения, устойчивость к воздействиям фрустрирующих факторов;

—непосредственность оценок, способность находить каж­дый раз новое в уже известном;

—предельные переживания, характеризующиеся ощущени­ем исчезновения собственного «Я»;

—чувство общности с человечеством в целом;

—отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие;

—демократичность в отношениях с людьми, готовность учиться у других;

—устойчивые внутренние моральные нормы, острую чувст­вительность к добру и злу, ориентированность на цели, тогда как средства являются подчиненными им;

—чувство юмора по отношению к себе и к миру;

—креативность.

Существуют три основных момента техники самореализации: приемы организационно-управленческого характера, интеллекту­альное развитие, саморегуляция психических состояний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: