Культура профессионального самовоспитания и самообразования педагога




Стремление преподавателя к расширению границ своей ком­петентности, мастерства, профессионализма, а также личностно­го и профессионального роста невозможно без осознания им не­обходимости заниматься самовоспитанием и самообразованием. Разные сферы научных знаний по-своему трактуют эти понятия, но в определении наблюдается и некоторое единство. Говорят, что самовоспитание — это деятельность человека, направленная на развитие у него положительных качеств личности; воспита­тельная работа над самим собой; сознательная деятельность, на­правленная на возможно более полную реализацию его как лич­ности; формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Самообразование в совокупности всех определений можно рассматривать как: образование, получаемое самостоятельно; це­ленаправленную познавательную деятельность, управляемую са­мой личностью; самостоятельное преобразование личностью систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры; образование, получаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в ста­ционарном учебном заведении; целеустремленную работу препо­давателя по расширению и углублению своих знаний, совершен­ствованию имеющихся и приобретению новых.

В основе самовоспитания и самообразования лежит лично­стный подход. В связи с этим самовоспитание и самообразование представляются как систематический процесс, регулируе­мый мотивацией личностного порядка и осознанием педагогом общественной значимости самообразовательной деятельности. Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают то­гда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, когда происходит так называемое самоопределение личности, ко­торое, в свою очередь, связано с процессом саморазвития индиви­да. Ход саморазвития и его результаты определяются способно­стью человека к деятельности со знанием дела и характером и ме­рой воплощения социально-культурного опыта.

Самовоспитание и самообразование связаны с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов. Однако самостоятельность носит по­зитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности.

Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребно­сти, которые способствуют нормальному функционированию профессионала. Они обозначают характер, структуру и меру по­требности преподавателя в различных направлениях, видах, фор­мах образовательной деятельности. Выраженность этих потребно­стей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квали­фикации человека. Она растет по мере удовлетворения его позна­вательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразователь­ных умений и осознание им самоценности образования, которая выражается в том, что человек видит смысл и получает удовлетво­рение от самого процесса освоения социально-культурного опы­та, а переработка этого опыта, в свою очередь, развивает у челове­ка чувство причастности к родовой сущности (О. И. [Толкунова).

Обоснованность необходимости самовоспитания и самообра­зования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. При этом имеется в виду личность не только студентов, но и самого педагога.

Следует отметить, что активность процесса самообразования вытекает из условий познавательной деятельности преподавате­ля, поскольку иногда бывает недостаточно только осознать свои потребности, нужно преодолеть интеллектуальный, психологиче­ский барьер. Возникновение барьера обусловлено: во-первых, тем, что самообразование и самовоспитание рассматриваются как личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждения этого вопроса, все зависит от уровня педагогиче­ской компетенции, понимания, опыта преподавателя; во-вто­рых, тем, что сама деятельность преподавателя уже есть самовос­питание и самообразование, так как педагог при подготовке к различным видам учебно-воспитательной деятельности вынуж­ден знакомиться с новинками учебно-методической литературы, писать аннотации, систематизировать позитивный опыт для ис­пользования в своей практике, корректировать стратегию и так­тику собственного коммуникативного поведения и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: