Современное церковное искуссвто




Выдающимся иконописцем, педагогом, художником-реставратором современности стала монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова. В её творчестве и жизненном пути, совпавшим с одним из самых скорбных периодов в истории нащего Отечества, отобразились лучшие черты русского народа - труд, скромность и глубокая православная вера. На протяжении 60 лет она подвижнически занималась иконописанием, сохраняя и возрождая традиции древнерусской иконы в советские годы. По словам архим. Иоанна Крестьянкина, об Иулиании «должно вспоминать не как о иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси»[12] Руководя иконописным кружком, монахиня Иулиания составила программу занятий по собственному методу обучения иконописи, основой изучения которой она видела в копировании древних икон. В отличие от распространенных тогда изображений в академическом стиле для неё было важным раскрыть красоту языка древних образов. Глубокое созерцание вершин русской иконописи в её как чисто православно-богословском осмыслении, так и художественном выражении, помогло монахини Иулиании войти в молитвенный мир иконы и обрести творческий дар, позволивший ей столь правдиво и творчески взойти к Первообразу.

Заключение

Проводячеткую границу между профанным художеством, искажающим образ Бога от творений, которые к нему приближают,мыувидели, чтоискусствоиконы не индивидуально, но сформировано как произведение Церкви. Целью иконы является отражение первоначального замысла Бога о мире, пронизанном божественными энергиями и светом и осуществленном преподобном человеке. Иконописец выступает здесь скорее не как художник, но как боговдохновенный проводник, который должен следовать установленным правилам. Так, перспектива иконы другая, в её пространстве нет внутренней глубины, потому что оно строится светом. Тела классической, византийской или древнерусской иконописи вытянуты и легки, не отбрасывают теней, но излучают свет. Икона не является портретом, т.к. лики в иконах не имеют никакой светотени, они пронизаны светом, что позволяет увидеть духовное состояние совершенного человека, его просветление и преображенние. Икона и не символическая религиозная картина, потому что в ней нет повышенной телесности, напряжения нервов, кульминации. Физическоев ней всегда трансформируется, собираются разновременные и разнопространственные планы, происходит преображение.Смерть здесь – не последняя точка, вечность знаменуется золотом. В иконе всегда есть победа креста, радость и благая весть. Предвестие воскресения – это главное.В целом, каждая икона – это благая весть, которая разворачивается через символы, знаки, цветовые сочетания, именно через то, что называется каноном. Главным же ответом на вопрос что такое каноничность является соответствие иконы церковному канону, который определён постановлениями соборов. Так, изображение Бога-отца в виде старца в иконографии Новозаветной Троицы согласно постановлению собора является неканоничным, с другой стороны, четырехчастная спорная композиция икон московского Кремля в своё время была утверждена Собором,а потому считается каноничной. Помимо установленных церковью правил, для иконописцев существуют и некие ориентиры, такие как грамотное расположение композиции в формате, передача характера и пропорций изображения, соблюдение цветовых и тональных отношений, но в целом, общую рецепцию что канонично, а что нет иконописцам выдать нельзя. Что касается категории современности, то для христианского искусства её не существует, потому как искусство иконописи обращено к вечности. Главным остаётся именно понятие каноничности образа.

Если иконописец внимательно изучает Богословие, если он знаком с источниками и знает памятники древнего искусства, то его современной интерпретации иконографического канона, пусть и с некоторыми индивидуальными особенностями будет все равно каноничной. Так, в 20 в. иконопись современного художника, матушки Иулиании, предельно канонична, а иконописные работы художников 19 века, Нестеров, Васнецова – нет, потому что они в большей степени выражали развитие особого изобразительного искусства, того большого стиля, который был актуален на то время. Или искусство 18 века, которое само по себе древнее иконописи монахини Иулиании, но с точки зрения церковных установлений, каноничности в нём гораздо меньше, потому как это в свою очередь тоже было отдельной эпохой в истории русской культуры, где акцент делался на западно-европейскую традицию и реалистическую живопись.

Если мы сравним иконы «Троицы», то все они написаны по-разному, каждый иконописец вносил что-то своё. Но стержень, канон, или богословское содержание будет всегда одним и тем же. В этом смысле икона, с одной стороны действительно очень консервативное, раз и навсегда сформированное искусство, развивающееся в определенном русле, а с другой, оно имеет очень интересное художественное развитие, потому что внутри этого канона иконописцами были создано множество разнообразныхинтерпретаций. Так, в каждой из множества икон сравниваемых икон «Ветхозаветной Троицы» будет благая весть, поданная абсолютно с разных сторон и сияющая своим светом. Этим нам так и интересна икона.

Cписок литературы

1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М., 1966.

2. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения / пер. с греч. Репринтное издание. – М., 1993. – 215 с.

3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб., 2001.

4. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб., 1995.

5. Бычков С.С. Феномен иконы. – М., 2009.

6. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв. – М., 1973. – 128 с.

7. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. В 2 т. – М., 1986.

8. Иулиания (Соколова), монахиня. Труд иконописца. – М.: Изд-во Свято-Троицкий Сергиевой Лавры, 1995. – 224 с.

9. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. – М., 2008.

10. Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. – М., 2012.


[1]Языкова И. К. Со-творение образа. Богословие иконы. М., 2012.

[2] Преп. Иоанн Дамаскин «Три защитительных слова против порицающих святые иконы ».

[3] Павел Флоренской «Иконостас».

[4] Преп. Иоанн Дамаскин «Свидетельства древних и славных отец об иконах».

[5] Послания Апостола Павла, Кол. 1:15.

[6] Евангелие от Иоанна 1:18.

[7] Ветхий Завет: Исход: Глава 33.

[8]Евангелие от Иоанна 14:9 – Ин 14:9.

[9]1-е послание Коринфянам 2:9 – 1Кор 2:9.

 

[10]Евангелие от Матфея 28:19 – Мф 28:19.

 

2 Блаженный Августин «О Граде Божьем».

[12]Архим. Иоанн Крестьянкин, письмо от 27 апр. 1998; частное собрание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: