Эта группа конституционных прав и свобод позволяет гражданам участвовать в политической жизни. Эти права и свободы провозглашены всеобщей декларацией прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах Они составляют (в разных сочетаниях) обязательную часть Конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы гражданином как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Личный (индивидуальный) характер носит, например, право избирать и быть избранным.
Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Число партий и союзов, как правило, велико, что внешне создает впечатление о широких возможностях реализации этого права. Однако большинство из них малочисленны, а зачастую и не ведут сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные общества, творческие союзы, спортивные клубы и т. п.
Право граждан на объединение в политические партии обставлено достаточно серьезными гарантиями. Однако они не распространяются на партии, преследующие незаконные цели. В ФРГ Основной закон (ст. 21) [1.3] Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992. объявляет антиконституционными те партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование ФРГ. По таким основаниям в некоторых странах ставились вне закона партии левой оппозиции. Но в настоящее время коммунистические партии и другие левые организации в развитых странах пользуются легальным статусом.
Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Но практически такой неограниченной свободы нет ни в одной стране. Полиция не только дает (или не дает) соответствующее разрешение, но и предписывает маршруты крупных шествий, контролирует время их начала и конца, применяет оцепления участников и физическое воздействие на них в случае "несоблюдения общественного порядка". Жесткие полицейские порядки распространяются на митинги под открытым небом (на площадях, в парках). Все эти меры отнюдь не произвол самой полиции: они имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. В США, например, Верховный суд, постановил, что в этих целях должны регламентироваться время, место и форма демонстраций в общественных местах. Аналогичные законы и постановления, дополненные разнообразным и ограничениями, действуют во всех странах. Основанием для запрета массовых мероприятий является "препятствие движению по улицам", "нарушение общественного порядка", "неподчинение приказам полицейских", "нарушение права владения" и др. Применение всех этих ограничительных положений носит особенно широкий характер, когда власти сталкиваются с массовыми движениями политического протеста.
При проведении демонстраций участники обязаны соблюдать общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, причинить материальный ущерб. Согласно закону манифестация может быть запрещена, если ее цели противоречат Конституции, угрожают безопасности граждан. Запрещение возможно только в строго установленных случаях. Органы полиции осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные манифестации, могут быть обжалованы в суд.
Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Проблема ограничения этой свободы всегда носила острый характер, становясь все более сложной в условиях политических кризисов власти, активизации экстремистских организаций, общего возрастания роли средств массовой информации и их вмешательства в частную жизнь граждан. Ограничения злоупотреблений свободой печати идут главным образом путем расширения составов уголовных преступлений, таких, как клевета и диффамация, подстрекательство к насильственным действиям, распространение запрещенных печатных материалов, призывы к государственной измене, оскорбление личности, распространение ложных слухов и пр. В ряде стран (США, Великобритании, Австралии и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность, и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В законодательстве отдельных государств установлен порядок конфискации публикаций, содержащих недопустимую информацию.
Эти ограничения, однако, мало касаются крупных газет и журналов, которые сохраняют возможность критики политики правительства, разоблачения злоупотреблений официальных лиц.
В число политических прав нередко включается право на участие в отправлении правосудия Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 115. Некоторые конституции фиксируют это в общем виде, используя формулу: "Народ участвует в отправлении правосудия" (Конституция Италии. Ст. 102), другие -- путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США. Ст. III). Исторически сложились две такие формы. Одна -- институт заседателей (шеффенов); граждане в числе двух, четырех и более (в зависимости от страны и характера дела) вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс, решает все вопросы (включая вынесение приговора) совместно. Европейские страны в большинстве своем (Франция, Германия, Италия и др.) предпочли шеффенскую систему. Другая форма -- институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.
Вопрос 37 Экономические и социальные конституционные права личности: общ. хар-ка
Чиркин
1. К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Какую-то собственность, хотя бы на незначительные предметы домашнего обихода, иные изделия, элементы окружающей природы, имеют все лица, даже те, которые в джунглях или на затерянных островах ведут первобытный образ жизни. В конституциях речь идет прежде всего о праве собственности, ее видах. Особое внимание уделяется праву частной собственности, ее неприкосновенности, равноправию всех видов собственности.
Крупную частную собственность (особенно ту, которая определяется в марксизме как собственность на средства производства) имеют далеко не все члены общества, определенная их часть ее лишена и вынуждена работать по найму у государства, у коллективных собственников (например акционерных обществ) или индивидуальных предпринимателей.
Представители других научных направлений видят пути преодоления указанного противоречия в создании «среднего класса», который должен стать преобладающим в обществе с высоким уровнем жизни, или в превращении наемных работников в совладельцев предприятий (путем покупки акций, участия в прибылях, в управлении предприятием и т.д.), в ограничении прав собственника в соответствии с концепцией социальной роли частной собственности, в создании «народных предприятий», где акции принадлежат в основном работающим на них лицам, профсоюзам (таких предприятий довольно много в некоторых Скандинавских странах, есть они и в США).
В современных конституциях все чаще говорится об интеллектуальной собственности, связанной с творческим трудом (например, об авторских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например, на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.
С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, производство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности. Предприниматель ведет дело на свой риск и ответственность, устанавливает цены на свою продукцию (если они не регулируются государством). Государственные органы не вправе диктовать, какую продукцию ему следует производить.
2. К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя (например работа на садовом участке).
Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда
Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели.
В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на коллективные действия трудящихся (работников) в защиту своих прав, в том числе право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования бастующих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекращение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собственных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) законами обычно запрещаются. Не разрешаются также забастовки на предприятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнергией и т.д.), на транспорте — железнодорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (например работникам правоохранительных органов, государственным служащим, авиадиспетчерам).
3. К числу социально-экономических прав относится право на здоровую окружающую среду, на охрану здоровья (положения об окружающей среде появились в новейших конституциях и связаны с современными экологическими проблемами). Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране, в рамках которой реализуется субъективное право человека на медицинскую помощь. В США и некоторых других странах действует система либеральной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость лекарств. При данной системе есть, конечно, и муниципальные больницы, но ими могут пользоваться только наименее обеспеченные слои населения (производится предварительная проверка состоятельности). В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. Во многих странах существует государственное медицинское обслуживание, причем в Китае, на Кубе, во Вьетнаме расходы целиком оплачиваются из бюджета; в Великобритании, Норвегии, Италии, Дании, Финляндии и др. — из бюджета и особых фондов, пациент затрат на лечение в больнице не несет.
4. Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содержат положения о праве работников на участие в управлении предприятиями (обычно через своих представителей).
5. К рассматриваемой группе прав относится право на образование и свобода образования (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится только о праве на образование). Положение о праве на образование обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантируется созданием государственных и муниципальных школ.
6. Конституции многих стран, особенно принятые после Второй мировой войны, говорят о праве на социальное обеспечение (иногда — на социальную помощь) или на пенсию. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при: достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового стажа.
Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том числе инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случаях, установленных законом. Кроме государственных пенсий определенным категориям лиц выплачиваются муниципальные пенсии или муниципальные доплаты к государственной пенсии. В развитых странах, как правило, выплачиваются дополнительно пенсии от фирм, в основном работникам, которые долго в них работали. Право на социальное обеспечение может включать социальное обслуживание (например, содержание в домах престарелых, инвалидов.
7. В последние десятилетия в конституциях ряда стран (даже развивающихся) появилось новое социально-экономическое право - право на жилище. Оно обычно толкуется так, что каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных или муниципальных жилищных фондов. При аренде жилья наймодатель не вправе произвольно расторгнуть договор. Выселить арендатора можно лишь в судебном порядке и по основаниям, указанным в законе (это не соблюдается во многих развивающихся странах).
8. В конституциях последнего поколения говорится о праве человека на достойное существование, правда, представление о достойном существовании в разных странах неодинаково (обычно за основу берется официально исчисленный прожиточный минимум, который в разных странах тоже неодинаков, а в ряде стран, например в Африке, вообще не установлен).
------------***-------------
Вопрос 38 Пределы и ограничения конституционных прав и свобод личности
Лекции
Пределы и ограничения основных прав и свобод:
Предел - что запрещено ("ваше право курить заканчивается там, где мой нос"). Есть противоречия интересов человека, общества в целом и других членов общества (осуществление прав одних не должно нарушать права других лиц).
Формы пределов и ограничений:
1) прямые ограничения общего характера (государство устанавливает цели (принципы), которые не могут нарушаться);
2) ограничения в связи с определенными условиями (режимы чрезвычайный и военного положения);
3) ограничение в отношении конкретных прав и свобод (право на неприкосновенность личности - запрет пыток, свобода слова - нравственность, отношение к детям).
*******
Богданова
Пределы конституционных прав и свобод — это границы заложенных в них возможностей, условия их реализации, установление которых призвано не допустить ущемления прав других обладателей основных прав или общих интересов.
При определении таких границ и условий должны быть соблюдены правила, выступающие в роли «пределов пределов»: I) установление только законом; 2) недопустимость подрыва сути основного права. Гарантией от превышения пределов основного права является возможность его защиты.
По форме пределы конституционных прав и свобод подразделяются на прямые и косвенные. Прямые ограничения могут носить общий (касаться всех прав) или конкретный характер (относиться к определенному праву). Они облекаются также в форму запретов. Косвенные ограничения прав и свобод вытекают из установленных конституцией принципов конституционного строя, характеристик государства.
Ограничения конституционных прав и свобод допускаются при особых ситуациях и з связи с установленными законом правилами (например, при введении режима чрезвычайного положения).
*******
Чиркин
В условиях локальных военных действий, при массовых общественных беспорядках, катастрофах на части территории страны или в стране в целом вводится чрезвычайное, военное или осадное положение. Оно предполагает ограничение конституционных прав граждан, расширение их обязанностей и усиление ответственности. Это делается обычно актом главы государства или правительства, принятым на основе закона о чрезвычайном, военном, осадном положении, а в некоторых странах — на основе так называемых чрезвычайных законов, которые принимаются отдельно по каждому случаю и могут неоднократно продлеваться парламентом (страны англосаксонского права).
В акте о чрезвычайном положении должен быть точно указан срок его действия, названа территория, на которую он распространяется, перечислены вводимые ограничения конституционных прав. Акт доводится до сведения населения немедленно, но вступает в силу не разу, а по крайней мере через несколько часов после оповещения. Конституции многих стран устанавливают, что при введении чрезвычайного положения должен быть немедленно созван парламент, если он не заседает, для контроля за действиями исполнительной власти (например, в Бразилии установлен пятидневный срок для созыва Национального конгресса).
При введении чрезвычайного положения могут быть ограничены свобода собраний, деятельность партий (партии нельзя распустить, так как это прерогатива суда), свобода передвижения граждан, а также запрещены демонстрации. Вводится цензура для публикаций, радио- и телепередач. Граждане, призывающие к общественным беспорядкам, к нарушению закона, могут быть принудительно выселены на определенный срок из данного региона. Вводится досмотр транспортных средств и граждан. Если чрезвычайное положение введено в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, возможны дополнительные меры: трудовая повинность, распределение (а не продажа) питания и предметов первой необходимости среди населения, изменение режима работы предприятий и учреждений.
При объявлении военного положения определенные полномочия гражданских органов власти переходят к органам военного управления, которые, по существу, ставятся над гражданскими органами. О садное положение объявляется в критических ситуациях и характеризуется особенно жесткими ограничениями прав граждан.
В условиях чрезвычайного положения в городах и иных населенных пунктах может быть установлен комендантский час: в ночное время в определенные часы жителям запрещается появляться на улице без соответствующих пропусков, выдаваемых обычно военными властями, собираться группами более трех-четырех человек.
------------***-----------
Вопрос 39: Правовые гарантии и способы защиты прав и свобод личности
Лекции
Юридические гарантии основных прав и свобод:
1) наличие закона, а не подзаконного акта;
2) создание системы судов и обеспечение их независимости;
3) система контроля и надзора. Виды:
· финансовый;
· административный;
· конституционный;
· парламентский (омбудсмен - народный правозащитник);
4) ответственность должностных лиц в сфере нарушения основных прав и свобод.
Формы защиты прав и свобод:
I. судебная - любое право можно восстановить;
Вопрос 40: Институт омбудсмена включается в 39 при ответе на 39
II. омбудсмен - родоначальник Швеция (уполномоченный по правам человека).
Преимущество омбудсмена:
1) независимость;
2) несменяемость в течение определенного времени;
3) доступность процедуры - быстро подать жалобу, бесплатно;
4) право законодательной инициативы (в зарубежных странах).
Решение носит исключительно рекомендательный характер.
Требования к омбудсмену: авторитет, опыт в решении вопросов защиты прав и свобод. Назначается Парламентом (ГД РФ)
III. международные органы: Европейский суд по правам человека (статус - Европейская конвенция о защите прав и свобод человека). Условия использования:
· если использованы все внутригосударственные возможности защиты (ВС РФ);
· государство д.б. членом Совета Европы.
****************
Чиркин В. Е.
1. Гарантии принято подразделять на экономические (социально-экономические), политические и юридические.
Основными социально-экономическими гарантиями прав граждан в странах тоталитарного социализма считается социалистическая система хозяйства», в государствах рыночной экономики — обладание людьми собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права; существование социального государства; преобладание в населении страны «среднего класса» и его решающее влияние в обществе.
Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. В новейших конституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Различаются самозащита (в том числе жалобы, петиции, и необходимая оборона, обращение в суд, защита со стороны объединений граждан (например, защита профсоюзами конституционного права о справедливой оплате труда), защита со стороны государства и международная защита.
Конституции и законы предусматривают разные способы осуществления основных прав: явочный порядок, заявительный порядок, разрешительный порядок, регистрационный порядок, режим судебных санкций.
При явочном порядке для осуществления предусмотренных конституцией прав не нужно никаких дополнительных обращений к органам государства, можно непосредственно проводить собрание в закрытом помещении или публиковать статью с критикой деятельности правительства. Регистрация в некоторых случаях при осуществлении явочного порядка использования конституционных прав носит, по существу, технический характер.
Заявительный порядок предполагает заблаговременную, в предусмотренный законом срок, информацию государственных органов, а иногда предприятий, организаций, собственников (например, при забастовке) о намерении осуществить то или иное конституционное право.
Для некоторых конституционных прав установлен разрешительный порядок. Они могут осуществляться только после получения разрешения от соответствующих органов государства или местного самоуправления.
Регистрационный порядок предполагает, что осуществление конституционного права возможно только после регистрации (например, деятельность некоторых средств массовой информации).
Режим судебных санкций применяется при явочном порядке. Своим конституционным правом можно воспользоваться свободно, но при злоупотреблении им, при нарушении закона наступает судебная ответственность.
Иногда встречаются и комбинированные формы при осуществлении конституционных прав, например, явочно-регистрационный порядок при создании политических партий.
2. Особое значение имеет судебная защита конституционных прав граждан.
Положения о правах граждан, записанные в конституции, являются непосредственно действующим правом. С иском относительно их нарушения можно обращаться прямо в суд (с учетом сделанных оговорок в отношении социально-экономических прав). Внекоторых странах существует иск в суд, называемый «народное действие», в Венгрии, Словении, Японии, Гане и др. он называется процессом о защите публичных интересов. Такой процесс может быть инициирован любым лицом в интересах любой общности людей (но не индивида), которые страдают от несправедливости, но не могут обеспечить защиту своих прав обычным путем. Этот вид иска и судебного процесса является бесплатным.
К вопросу 40 (включён в 39)
Защита конституционных прав граждан — специальная обязанность уполномоченных парламента (омбудсманов) по правам человека, народных правозащитников (блюстителей справедливости, адвокатов народа и др.), в Австрии существует коллективный омбудсмен по защите прав — Коллегия народной правозащиты. Для жалоб граждан на нарушения их прав чиновниками в некоторых странах есть специальные омбудсмеаны. Граждане могут жаловаться на чиновников в специальные административные суды, обращаться с жалобами на нарушения их прав в суды общей юрисдикции, в конституционный суд или иные органы конституционного контроля. Наконец, человек может обращаться и в международные органы (например, в Совет ООН по правам человека, который, однако, не принимает обязательных для государств решений) или в международные суды (например, в Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если государство является участником соответствующей международной конвенции и если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри своего государства. Этот суд принимает обязательные для государств решения, в том числе может налагать штрафы на виновное государство. Общее число жалоб в Европейский суд составляет в среднем 13—14 тыс. в год, но 90% из них не относятся к компетенции суда или по другим причинам не принимаются к производству.
****************
Богданова Н. А.
Гарантии основных прав и свобод человека — это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Характер гарантий зависит от вида гарантируемого права или свободы.
Гарантии подразделяются на общие (экономические, политические, духовные) и юридические.
Экономические и социальные права обеспечиваются, прежде всего, материальными гарантиями. В политической сфере гарантированность прав и свобод во многом зависит от политичес кого режима.
Юридические гарантии как особый вид гарантий — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие правомерную реализацию, охрану и защиту прав и свобод. По характеру воздействия на процесс реализации конституционных прав выделяются косвенные гарантии, направленные на создание правовых и организационных условий для эффективной реализации права, и непосредственные гарантии. Последние представляют собой процедуры и процессуальные правила реализации прав и свобод, включая правомочия человека по защите своих нрав.
Защита конституционных прав и свобод заключается в восстановлении уже нарушенных прав. Ее следует отличать от их охраны, которая состоит в недопущении правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и свобод человека. Существуют различные формы защиты прав и свобод: судебная защита, в том числе конституционный контроль, административно-правовая, деятельность уполномоченного по правам человека, международно-правовые средства защиты.
41. Национально- культурная автономия: понятие и конституционное закрепление.
Автономия - от греч. autos — сам и nomos закон, в буквальном значении - собственная закономерность. В правоведении она обозначает широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).
Основными видами автономии являются:
· территориальная;
· национально-культурная
Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения.
Ее суть — во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), отличающегося существенными социокультурными, бытовыми, историческими, лингвистическими, реже– национальными особенностями.
Территориальная автономия существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Италия, Испания, Финляндия. Типичный пример — автономные сообщества в Испании (Страна Басков, Каталония, Андалусия и др.), Корсика во Франции.
Автономные регионы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов образования, культуры, социальной сферы, местного хозяйства. Высоким уровнем самоуправления характеризуется статус Гренландии, Фарерских островов, находящихся под суверенитетом Датского Королевства.
Практикуются льготы в налогообложении, государственные субсидии местным хозяйствующим субъектам. Представительные органы государственной власти имеют, как правило, ограниченные полномочия. Принимаемые ими акты должны соответствовать общенациональному законодательству.
Исполнительные органы власти автономии контролируются в той или иной степени центральным правительством.
Национально-культурная автономия - это предоставление особых (дополнительных) прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно (дисперсно), для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев.
Широко, хотя и непоследовательно, применяется в Западной Европе с 20-х гг. XX в., а после, Второй мировой войны — во многих государствах современного мира.
Например, проживающие в государствах Запада армяне, курды, турки активно используют эту форму автономии для удовлетворения своих этнокультурных потребностей.
Формы национально-культурной автономии — создание и деятельность разнообразных национальных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, библиотек, воскресных школ и др.
42. Государственное устройство: понятие, формы, принципы, конституционное закрепление.
Территория каждого государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения с целью управления социально-экономическими процессами и взаимодействия с населением.
В науке конституционного права под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или образующих союз государств, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей.
Эта категория также характеризует и объем прав, составляющих территорию государства частей. Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (регионов).
Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин форма национально-государственного устройства.
Различаются три формы государственного устройства:
· унитарное государство,
· федерация (федеративное государство)
· конфедерация.
Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы.
1. Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.
Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).
Основные признаки:
- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
- единая система высших органов государственной власти;
- единое гражданство;
- единая система права;
- единая судебная система;
- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью (т.е. прямое подчинение «Центру»).
Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны.
В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: централизованные, децентрализованные, относительно децентрализованные:
· - к централизованным относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Норвегия).
· к децентрализованным относятся унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (автономией)).
· к относительно децентрализованным относятся государства, в которых 2 (два) органа назначенный «центром»- представитель государственной власти и избранный гражданами- орган местного самоуправления (муниципалитет и др.) (Португалия, Испания, Италия).
2. Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.
Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами (членами) федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство.
В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения.
В этом случае говорят об асимметричности федерации, т. е. о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации (М. В. Баглай, Б. Л. Железнов, В. А. Туманов и др.).
В настоящее время нас