Конституционно правовой статус правительства




1.Правительство,либо коллегиальный государственный орган,самостоятельно осуществляющий исполнительно-распорядительные функции,либо совещательный орган при президенте,возглавляющем исполнительную власть.В иерархии органов оно всегда является высшим,верховным,центральным.Место правительства в системе гос. Органов зависит от формы государства,принципе организации в нем власти и возложенных на него функций.В зависимости от модели организации власти,воспринятой законодательством конкретного государства,правительство либо относится к одной из ветвей власти – исполнительной валсти,вписываясь в систему разделения властей,либолибо является исполнительно – распорядительным органом государственной власти.Форомой правления определяется взаимоотношения правительства с законодательным органом и главой государства.В парламентарных республиках и монархиях,а так же в смешанных республиках правительств ответственно перед парламентом,а глава государства при осуществлении своих полномочий действует через правительство.В президентских реуспубликах правительство подконтрольо президенту и только перед ним ответственно.

 

2.Правительство состоит из высших должностных лиц,как правило,связанных между собой солидарной ответственностью.Состав правительства зависит от распределения политических сил после выборов,часто опирается на парламентское большинство,хотя возможно и коалиционное правительство.Форма правления во мнго определяет способ формирования правительства – парламентский и внепарламентский.Последний вариант не исключает участия в той или иной форме законодательного органа в формировании правительства (согласите,одобрение). Уловием наделения правительства полномочиями может быть одобрение парламентом программы,предложенной кандидатом на должность главы правительства.Состав и сутрктура правительства зависят от традиций,типа правовой системы,целесообразности,связанной с ыполнением им задач в сфере государственного управления.Существуют 2 подходу к определению состава правительства. Они связываются с правовой основой деятельности правительства и реальным его участием в осуществлении исполнительной власти.В науке констит.права традиционно выделяются континентальная и англосаксонская модели.Конинентальаня можель предполагает подробное правовое регулирование статуса правительства в конституции и специальных законах.Англосаксонская можель не предусматривает правового закрепления статуса органа,реально осуществляющего исполнительную власть (кабинета министров).Правовой основой деятельности правительства при этой системе часто являются конст.обычаи и соглашения.В состав правительства наряду с главой правительства и его заместителями могуть входить либо все министры и главы центральных ведомств,либо лишь министры,возглавляемые ключевые министерства.Правительств в широком понимании может возглавляться президентом в президентских республиках.В этом случае к полномочиям главы государства относятся широкие полномочия,равно как на него возлагается большая ответственность,связанные с осуществелением исполнительной власти.Наличие должности председателя правительства (премьер-министра) предполагает определение его статуса и роли в системе высших должностных лиц государства.

 

3.Компетенция правительства в большей или меньшей мере регулируется конституцией.Это не исключает наличия специального закона о правительстве,нормы которого во многом относятся к административному праву.Всистеме разделения властей правительство осуществляет исполнительную власть в пределах предоставленных ему прав,доля ее в смешанных республиках с президентом.Выделяют несколько групп правомочий правительства – полномочия по руководству отраслевыми и фнукциональными органами исполнительной власти (роль правительства по управлению экономикой зависит от модели экономической системы,а его деятельность в социальной сфере определяется задачами государства в решении вопросов социальной политики,исполнение законов,участие в законодательной деятельности,разработка и исполние бюджета,решение вопросов внешней политики и другие.Особые отношения складываются у правительства с партиями при партионном правительстве.

4.В теории конст.права выделяют юридическую и политическую ответственность правительства.Юридическая ответственностт связана с законностью действий правительства и реализуется через суд или органы конст.контроля.Политическая ответственность касается проблем целесообразности проводимой правительством политики и принимаемых ими мер.В зависимости от формы правления такая ответственность наступает перед президентом,законодательным органом или реализуется при учтастии того и другого органа.Ответственностть правительства связана с процедурами голосования о недоверии,а так же институтом отставки.Их содержание определяется взаимотношениями правителтства с законодательным ограном и главой государства.

5.Правительственный аппарат – это система подразделений и структур,выполняющих вспомогательные функции и обслуживающие правительство.Правовая регламентация деятельности аппрата должна служить ограничению его фактических возможностей решающего участия вл власти,в частности,исключать подмену государственных органов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: