Россия – правовое, социальное, светское государство.




В 1 статье КРФ указывается, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканкой формой правления, но, по сути, данное утверждение следует рассматривать как задачу, направленную на построение такого государства. Высшим принципом правового государства является верховенство закона. Основой российской правовой системы является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить КРФ (ст. 15). Важный фактор правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10). Характерными чертами правового государства служат: наличие целостной системы законодательства, закрепление равенства всех граждан перед законом и независимым судом; внедрение в жизнь принципов социальной справедливости; служение государственных органов всему обществу, а не его части; обязательность опубликования всех законов.

Определение Российского государства как социального тоже составляет одну из основ конституционного права, которое закреплено в ст. 7 КРФ. Она определяет главную направленность политики социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К ним относятся: 1.охрана труда и здоровья людей; 2.установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3.обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб; 4.установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Таким образом, поставлена задача построения такого государства, пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития.

Закрепление светского характера РФ (ст. 14 КРФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом. Эти конституционные положения раскрываются в ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Этот ФЗ устанавливает, что государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному ФЗ; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 

22. Конституционные основы организации местного самоуправления

Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций. Местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти (ст. 3). Оно относится к институтам публичной власти, но не входит в систему государственной власти. МС осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие ОМС. Структура органов МС определяется населением самостоятельно. ОМС самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. ОМС могут наделяться законом отдельными гос полномочиями с передачей необх для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна гос-ву. МС гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию доп расходов, возникших в рез-те решений, принятых ОГВ, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и фед законами.

23. Народовластие

В Конституции указывается (ст.3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народовластие – принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Суверенитет РФ является производным от народного суверенитета. Народовластие может реализовываться: 1) непосредственно – референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, шествия, демонстрации и др. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3). 2) через органы госуд власти: Президента РФ – главу гос-ва – выборное должностное лицо; Федеральное Собрание РФ – законодательный (представительный) орган; законодательные (представительные) органы гос власти субъектов РФ; иные выборные органы и должностные лица (исполнительные органы гос власти субъектов, главы субъектов Федерации). 3) Через органы местного самоуправления: представительные органы – собрания представителей; глав местного самоуправления и иные выборные должностные лица; местную админитрацию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: