Метадалагічныя асновы тэорыі спорту.




Теория физической культуры базируется на теоретической и исследовательской основе.

Исследовательская основа - совокупность фактов, обеспечивающая условия для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов. В научном исследовании факт рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний.

Теоретическая основа включает:

а) идейные основы, как концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое применение;

б) принципы, как исходные положения, отражающие важнейшие закономерности в данной области знаний;

в) закономерности как проявление законов.

Закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:

— причинно-следственная связь между тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности и тренированности спортсмена;

— взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки: общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и т.д.;

г) гипотезы, как суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.

д) логику, которая включает:

— понятия, характеризующие основные свойства явлений или предметов;

— суждения об этих свойствах, отражающие полноту знаний, достигнутую к данному моменту времени;

— умозаключения в виде общих представлений и догадках о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений;

е) теоретическую часть как совокупность следствий, утверждений и доказательств. Основанием могут служить факты или суждения о них, принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую информацию.

Методология. Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

Диалектико-материалистическая методология как система общих принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется и конкретизируется к каждой науке, в том числе, и спортивной. Такое проявление общей методологии следует рассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания – как составную часть общей методологии.

2.Спорт, яго сутнасць. Віды спорту, спаборніцкая дзейнасць, спартыўны вынік.

Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

Классификация видов спорта

Разделение видов спорта осуществляется по признакам, которые являются общими для всех дисциплин. Рассмотрим, какие виды спорта есть в мире, и чем они характеризуются:

· индивидуальные – виды спорта, в которых соревнуется один участник (гольф, бильярд, теннис, шахматы, крокет и т.д.);

· циклические – перемещение тела в пространстве с помощью циклически повторяющихся движений (биатлон, плаванье, бег на коньках, гребля на байдарках, лыжные гонки, ряд видов легкой атлетики и прочее);

· командные (игровые) – в соревнованиях участвует коллектив игроков, который, как правило, соревнуется с аналогичным коллективом соперников (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, перетягивание каната и т.д.);

· силовые – участники соревнуются в упражнениях со специальными тяжелыми снарядами (тяжелая атлетика, гиревой спорт, бодибилдинг, пауэрлифтинг);

· спортивные единоборства – спортсмен побеждает другого в результате силового воздействия в рамках определенных условий (бокс, самбо, айкидо, кик-боксинг, борьба на поясах, рукопашный бой и прочее);

· сложнокоординальные – требующие от участников специальных умений и навыков, связанных с владением своим телом и координацией движений (паркур, прыжки в воду, горные лыжи, спортивная акробатика, художественная гимнастика и прочее);

· технические – соревнования, связанные с использованием технических достижений общества (бобслей, стрельба, спидвей, картинг, мотобол, ралли и т.д.);

· прикладные – участники соревнований демонстрируют навыки военного или хозяйственного плана (спортивная рыбалка, конный спорт, парусный спорт, спортивное ориентирование, кастинг);

· экстремальные – соревнования связаны с большим риском для жизни участников (альпинизм, дайвинг, спелеология, спортивный туризм, зимнее плавание и прочее);

· авиационные – использование авиатехники (вертолетный и планерный спорт).

Соревновательную деятельность можно рассматривать как уп­равляемую сознанием психическую и физическую активность, на­правленную посредством соревновательных действий на достиже­ние победы над соперником в условиях специфического противо­борства и при соблюдении установленных правил на соревновани­ях. Соревновательная деятельность - это и совместная деятель­ность спортсменов, тренеров и специалистов по наиболее полной реализации тренировочных эффектов и других факторов в усло­виях официальных соревнований.

Содержание соревновательной деятельности составляют сорев­новательные действия (индивидуальные или коллективные), специфичные и отвечающие правилам в каждом виде спорта. Сорев­новательные действия определяются физическими способностя­ми, функциональными возможностями, психическими свойства­ми спортсменов. Отдельное соревно­вательное действие состоит из движений (операций), объединен­ных в целостное двигательное действие. Соревновательные дей­ствия в свою очередь могут объединяться в более крупные струк­туры (связки, комбинации и др.). Освоение спортсменом сорев­новательных действий и умение эффективно их применять в со­ревнованиях формируют у него поведенческую структуру сорев­новательной деятельности. Конечным результатом соревновательной деятельности явля­ется спортивное достижение, которое характеризуется количе­ственным или качественным уровнем показателей в спорте. Спортивное достижение — это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: