Если у Гомера земная жизнь предпочтительнее загробной, то у орфнков наоборот.




Жизнь - страдание. Душа в теле неполноценна. Тело - гробница и темница души.

Цель жизни - освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться

Из тела в тело - так называемый метемпсихоз.

<p> Метемпсихоз - переселение души после смерти одного живого тела в другое живое

Тело. Такими телами могут быть тела не только людей, но животных и даже насекомых

И растений. Все это нам уже знакомо из мифологических поверий Древней Индии.

Метемпсихоз - древнеиндийская сансара. Избавлению от проклятия бесконечных возрождений

(в Индии это избавление называлось мокша, в Древней Греции соответствуюшего

Термина не было) служили очистительные обряды орфиков, сам их образ жизни в

Общине. Освободившись от колеса перерождений, метемпсихоза, душа благочестивого

орфика достигает "острова блаженных", где она живет беззаботно и счастливо,

Не испытывая ни физических, ни душевных мук. Орфики не убивали живых существ.

Они были вегетарианцами. Существует мнение, что в орфизме индийская мифология

Оказала значительное влияние на греческую. В мифе о Дионисе Дионис прошел из

Эллады через Сирию в Индию и обратно через Фракию в Элладу. Прозвище Диониса

- Вакх - необъяснимо из греческого языка. Место воспитания Диониса - Ниса -

Помещалось то в Египет, то в Индию. Название одежды Диониса - бассара - не греческого

Происхождения. Однако если такое влияние и было, то оно весьма древнее. Ведь

Имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса, которая датируется вторым тысячелетием

До н. э. Но существует и другое мнение, согласно которому прямого влияния индийской

Мифологии на греческую не было, а их некоторое сходство объясняется общими для

Них протоиндоевропейскими корнями.

<p> Социальные корни орфизма. Английский ученый Дж. Томсон высказал гипотезу о

Проявлении в орфизме рабского сознания. Тело раба - собственность рабовладельца,

Источник мук и унижений для раба. Душа раба рабовладельца не интересует, да

Она им у раба и не признается. Ведь рабство основано на голом принуждении без

всяких попыток убеждения. Поэтому раб невольно связывает свое "я" со своей душой.

Это его единственное достояние - непринятая миром его человеческая сущность.

Будучи бессильным освооодиться реально, раб связывает свое освобождение с освобождением

Своеи души от привязывающего его к рабовладельцу тела. Отсюда весь орфпческий

образ жизни, отсюда орфнческое решенье основного вопроса мировоззрения 1 /См.:

Томсон Дж. Первые философы. М., 1959, с. 227 - 228./.

<p> Элементы философии в орфизме. Это прежде всего нарастание элементов демифологизации

В орфической генетической картине мира. В некоторых версиях орфизма Гея и Уран

Как земля и небо возникают непосредственно из космического первояйца. В орфизме

Зарождается монопантеизм (тогда как для мивологии как таковой характерен полипантеизм

- те или иные боги отождествляются с теми или другими частями природы, мироздания).

Орфический Зевс объемлет все мироздание и вмещает его в себе. Отсюда, казалось

Бы, недалеко и до философии. однакo орфизм сам по себе в философию не превращается.

Он продолжает сушествовать и после возникновения философии как элемент парафилософии.

Он не идет далее монопантеизма.

<p> Этот монопантеизм, или монозевсизм, отразился и в художественно-мифологическом

Мировоззрении как составной части античной парафилософии - в древнегреческих

трагедиях. У Эсхила в "Гелиадах" сказано: "Зевс есть эфир, и небо - Зевс, и

Зевс - земля. Зевс - все на свете". Естественно предположить, что такой полизевсизм

Эсхила - результат влияния орфиков.

<p> ТЕМА 22. ФЕРЕКИД

<p> К орфической космотеогонии примыкает мировоззрение Ферекида. Его мифология

- плод сознательного мифотворчества. Родина Ферекида - небольшой остров Сирос,

Расположенный неподалеку от Делоса - центра общегреческого культа Аполлона.

Ферекид жил то ли в середине 7 в. до н. э., то ли в начале 6 в. до н. э. Рассказывают,

Что он учился по каким-то финикийским книгам, путешествовал по Элладе и Египту.

Ферекид прославился предсказаниями падения города Мессения в войне, кораблекрушения

И особенно землетрясения. Якобы он мог предсказать землетрясение за три дня

По вкусу воды из глубокого колодца (недавно было открыто, что перед землетрясением

В подземных водах действительно изменяется концентрация газов и изотопный состав

Химических элементов).

<p> Ферекид первым в Элладе стал писать прозой. Его труд назывался "Гептамихос".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: