Oт этого труда сохранились лишь небольшне фрагменты.




<p> Первоначала. Ферекид принял за первоначала Зевса, которого он называет Засом,

Хтонию и Хроноса. Ферекид пытается осмыслить имена богов, а таыке упростить

Мифологическую картину мира путем отождествления некоторых богов. Именуя Зевса

Засом, Ферекид сводил Зевса к земле, ведь на Кипре божество земли Гея (у Ферекида

- Ге) именовалось "За". Гею же Ферекид связал с Хтонией. У Ферекида Хтония -

Девичье имя Геи. Осмысливая имя Кроноса, Ферекид превратил Кроноса в Хроноса

(время). Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве

Невесты Зевса приобретает имя Геи. Отсюда другое название того же труда Ферекида

- "Смешение богов". У Ферекида боги утрачивают свои четкие контуры и начинают

Смешиваться друг с другом. Это говорит о кризисе антропоморфического, мифологического

Мировоззрения.

<p> Три первоначала Ферекида близки к естественным явлениям. Поздний античный

Философ-христианин Эрмий (Гермий) не без основания увидел в Засе Ферекида творческую

Силу огня (эфира), в Хтонии - землю как пассивный предмет труда, а в Хроносе

- время, в котором все происходит.

<p> Космотеогония. В сохранившемся фрагменте "Гептамихоса" сказано, что "Хтония

получила имя Геи, так как Зевс дал ей Землю в качестве свадебного подарка" (ДК

В 1) 1 / То есть гл. 7, разд. В, параг. 1. ДК - условное сокращенное нанменование

Труда немецкого ученого Германа Дильса, выбравшего из произведений в основном

Поздних античных писателей цитируемые ими изречения ранних греческих филоссфоф,

Живших до Сократа,- досократиков, а также сведения о жизни и учениях этих философов,

продолженного его учеником Вальтером Кранцем. Эти "Фрагменты досократиков" Г.

Дильса переведены с третьего издания А. Маковельским (cм. Досократики. Казань,

Ч. 1-3). Однако предфилософский период в истории античного мировоззрения

У А. Маковельского отсутствует, так как он отсутствовал в третьем издании у

самого Г. Днльса. "Досократики" А. Маковельского - библиографическая редкость.

Это же отиосится и к "Софистам" - завершающей части перевода А. Маковельского,

Вышедлсй двумя выпусками в 1940 - 1941 гг. в Баку. /. Зевс создал землю и океан

(Ферекид называет его Огеном), вышивая их на свадебном покрывале (в те времена

Существовал обычай: невеста обменивала свое свадебное покрывало на покрывало,

Вышитое ее женихом). Далее Хронос производит воздух (пневму), огонь и воду (А

Из своего семени. Вода, воздух, огонь у Ферекида уже естественные стихии.

Но земля все еще мифологически зашифрована в образе Геи-Хтонии.

<p> Земля, вода, воздух и огонь распадаются, далее, на пять частей, из которых

Возникают, однако, не естественные виды, а сверхъестественные существа. Это

Океаниды, Офиониды, Крониды, полубоги-герои и духи-демоны. Офиониды олицетворяли

Темные хтонические силы. Их возглавляет змий Офионей. Они выступают против Зевса,

Который после жестокой космической войны свергает их в Тартар. В этой борьбе

Зевса поддерживали Крониды, т. е. титаны во главе с Кроном.

<p> Вечность первоначал. Мировоззрение Ферекида более демифологично, чем мировоззрение

Гомера, Гесиода и орфиков, ибо Ферекид провозгласил вечность первопачал мироздания.

Известно, что сочинение Ферекида начиналось словами "Зас и Хронос были всегда,

а вместе с ними и Хтония" (7 В 1). Поэтому в своей "Метафизике" Аристотель не

зря называет Ферекида в числе тех древних поэтов-теологов, "у кого изложение

носит смешанный характер, поскольку они не говорят обо всем в форме мифа" (XIV

То есть книга ХIV, глава 4 (Аристотель. Метафизика. М. - Л., 1934, с.

247)./.

<p> ТЕМА 23. "CEMb МУДРЕЦОВ"

<p> Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова

"семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали

Различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это

Говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания

магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтому его поэма называлась "Труды

и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны

Или неблагоприятны для тех или иных дел.

<p> Разные источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний

Из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге

Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: