НОМИНАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ




15. «Я беру с собой в дорогу». Перед детьми выкладывают несколько картинок сизображениями одиночных предметов «рубашками» вверх. Детям предлагают отправиться в морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему нужно подготовиться. Обсудите, что может понадобиться мореплавателям. Затем ребенок берет по одной картинке и рассказывает, как может пригодиться этот предмет в путешествии. Обыгрывать можно различные ситуации: на даче, на море, на Луне и др.

16. «Это что? Это какое? Что делает?» См. I этап.Упражнение усложняется за счетновых понятий.

17. «Что я задумал?» Предложите ребенку узнать по вашему описанию,хорошознакомый, затем плохо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака, апельсин, град и т.д. Например: «Круглое, сладкое, висит на дереве…? Холодный, белый, падает с неба, их него делают снежки…?».

Через некоторое время усложните задание, попросив его отгадать задуманное вами, задавая вам вопросы:

– Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т.д. еще может быть?

– Какого он размера, формы? Каким еще может быть?

– Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть?

– На что похож? От чего отличается? Где встречается?

– Для чего его можно использовать?

– К какой группе относится? (животные, мебель, планеты и т.д.)

В дальнейшем вы поменяетесь ролями: ребенок будет загадывать слово, а вы по его описанию отгадывать то, что он загадал.

18. «Все наоборот». Предложите ребенку подобрать подходящие определения спротивоположным значением:

Морковь сладкая и..., а редька – …

Зима холодная, а лето –...

Сахар сладкий, а перец –... и т.д.

19. «Противоречия». Взрослый обращает внимание детей на то,что один и тот жепредмет или явление можно охарактеризовать и описать по-разному, например, в зависимости от точки зрения наблюдателя, ситуации и т.д. В качестве иллюстрации может быть прочитано стихотворение Г.Сапгира «Яблоко»:

«У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко, а мышонок –

Высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что Очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

«Кислое, зачем оно?»

«Что вы? –

Шепчет червячок, –

Сладкий у него бочок».

- Когда навык хорошо усвоен, попросите детей придумать аналогичные примеры «множества контекстов» из собственной жизни, книг и фильмов.

20. «Синонимы – антонимы». Объяснив детям,что есть слова схожие по смыслу(синонимы) и абсолютно противоположные по смыслу (антонимы), приведите как можно больше таких примеров с существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. На каждом занятии привлекайте новые примеры. Когда материал будет достаточно хорошо отработан, предложите детям игру « Кто больше знает». Победителем в игре будет тот, кто придумает как можно больше таких пар.

МЫШЛЕНИЕ

21. «Найди общее и разное». Ребенку для анализа предлагаются пары слов,например: чашка-тарелка, стол – диван, береза – ель, самолет – автомобиль, мячик-кукла, воробей-павлин и т.д. Он должен назвать все различия, а впоследствии – не только разное, но и общее. То есть – с помощью взрослого подобрать и запомнить обобщающее слово-понятие:посуда,транспорт,мебель,птицы и т.п.

22. «Обобщающее слово». Предложите ребенку продолжить ряд слов и назватьодним словом следующие понятия:

яблоко, груша…. – …,

стул, шкаф …..– …,

роза, одуванчик…. – …,

дуб, береза… –

озеро, море….. – …,

пчела, жук…. – …,

цветок, дерево… – …,

окунь, щука… – …,

нога, рука… – ….,

кошка, слон….. – …..,

кукла, мячик… – …,

чашка, тарелка…. – …

23. «Частное и общее». Объясните,что есть слова,которые обозначают множествопохожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «животные». Этим словом можно назвать жучка, медведя, змей, птиц и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «звери». Этим словом называется любой зверь (большой, маленький, пушистый, хищный и др.). Наконец, у каждого зверя есть «имя»: белка, тигр, волк и т.д.

А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Полезно придумать упражнения и «от общего к частному», и «от частного к общему». То есть «прогуляться» в обе стороны по маршрутам: животные – животные средних размеров – кошки – моя кошка Мурка; люди – мужчины и женщины – девочки – Катя; антоновка – зеленые яблоки – яблоки – фрукты и т.д.

24. «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ:«Чего больше: Маш или девочек, смородины или ягод, комаров или насекомых, цветов или роз, китов или млекопитающих, мороженого или сладостей, буквы А или букв?»

25. «Уберем лишнее». Прослушав слова, ребенок должен ответить на вопросы:

«Что здесь – лишнее? Почему?». Например: тарелка, чашка, стол, чайник;

береза, осина, сосна, дуб;

диван, стол, кресло, дерево;

карандаш, мел, пенал, кукла;

круг, треугольник, волна, квадрат и т.п.

26. «Я - не - я». Предложите ребенку представить себя каким-нибудь одушевленнымобъектом и от первого лица рассказать о своей жизни. Например: «Я – соловей. Живу в лесу. По утрам и вечерам люблю петь. Знаю, что людям очень нравится мое пение» или «Я – маленький щенок. Меня зовут Рекс. Мой хозяин очень добрый и любит меня. Каждое утро мы гуляем с ним в парке…» и т.д. Уже старшем дошкольном возрасте дети должны уже уметь составлять такие рассказы самостоятельно.

27. «Метафоры, пословицы и поговорки». Отрабатывать понимание метафор(золотые руки, светлая голова и т.п.), пословиц и поговорок на материале повседневной жизни и прочитанных литературных произведений.

28. «Обсуждение». Прослушивание и обсуждение сказок,беседа и совместныйпересказ текста по вопросам.

29. «Расскажи». Составление рассказов по иллюстрациям к книгам,серии сюжетныхкартин; сюжетам живописи.

30. «Рассказчик». Обучать детей составлению рассказово событиях из личного опыта.

С 3–4-летними детьми такая работа проводится по наводящим вопросам, с совместным составлением плана рассказа, обсуждением его основных моментов.

Третий этап занятий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: