Групповые и парные сюжетные и игры




ИГРЫ-ПРИВЕТСТВИЯ

1.«Здравствуй, Дима, мой дружок!» Взрослый подходит к одному из детей,звонитв колокольчик и говорит: «Здравствуй, Дима, мой дружок!». После этого Дима берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Игра продолжается пока колокольчик не «поприветствует» всех.

Вариантом является игра с перекидыванием мяча и проговариванием имени и приветствия другу.

2. «Поезд». Дети сидят на стульях,между которыми должно быть некотороепространство. Взрослый выбирает троих, которые встают друг за другом и одной рукой держат впереди стоящего за талию. Вторая рука свободна. Это поезд из машиниста и двух пассажиров. Звучит веселая музыка, поезд двигается между стульями. Машинист и пассажиры взмахом рук приветствуют сидящих. Как только музыка замолкает, поезд останавливается, а машинист и пассажиры выбирают себе по одному другу из числа сидящих на стульях, приглашают их в путешествие кивком головы, поклоном, ласковым обращением по имени и т.д. Тот, кого выбирает машинист, становится машинистом и встает вперед. Под музыку машинист и пассажиры продолжают движение, приветствуя сидящих. После нескольких музыкальных пауз образуется один длинный поезд, участники которого приветствуют взрослого («Здравствуйте, Марина Ивановна!Мы приехали») и рассаживаются по своим местам.

3.«Вежливые малыши». Под музыку дети свободно перемещаются по группе иприветствуют друг друга улыбками, поклонами, танцевальными движениями, приветственными жестами и т.д. Как только музыка затихает, дети здороваются, говоря друг другу вежливые слова и комплименты: «Доброе утро, Катя… Ты сегодня замечательно выглядишь… У тебя такое красивое платье… Я очень рада тебя видеть… и т.д.». Поинтересуйтесь у детей, какой тип приветствия им понравился больше и почему.

4.«Коридор приветствий». Дети встают в две шеренги лицом друг к другу,образуякоридор 1,5 м. Ребенок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он знаменитая личность (друг, которого давно не видели, любимая бабушка, известный сказочный персонаж и т.д.). Они машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат «УРА!» и т.д. Как только первый ребенок доходит до середины, второй, стоящий с краю противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору в том же направлении и т.д. Запрещается дотрагиваться до того, кто идет по коридору.

5.«Короткое приветствие». Дети делятся на подгруппы и придумывают короткиетексты для приветствия. Приветствие может быть в виде четверостишия из известного стихотворения, куплета из песни, слов известного героя; скульптуры, рисунка. Главное, чтобы дети действовали совместно, и каждый принял участие в игре.

ИГРЫ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

6.«Броуновское движение». Дети сидят на ковре в кругу.Ведущий вкатывает в кругмяч, который дети перекатывают друг другу, не останавливаясь. На втором и третьем этапе занятий постепенно количество мячей увеличивается: одновременно дети катают по кругу 2, 3, 4 мяча (количество и размер мячей зависит от возраста и навыков детей). Важно, чтобы мячи не выкатывались за пределы круга.

7.«Жмурки». Водящему(«жмурке»)завязывают глаза.Кто-то из группы крутит егона месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку: «На чем стоишь? На мосту. Что ешь? Колбасу. Что пьешь? Квас.

Ищи мышей, а не нас». После этого дети разбегаются. «Жмурка» должен ходить по группе и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку», прикасаются к нему, чтобы отвлечь, и т.д. «Жмурка» должен поймать кого-либо из детей и наощупь отгадать, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась постоянная смена ролей. Аналогично проводится игра «Жмурки с колокольчиком», в которой «жмурка» ориентируется на звон колокольчика, или «Жмурки с голосом», когда пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу. Для детей 3–4 лет хороши аналогичные игры: «Кто разбудил Мишутку», «На чем играет Петрушка», «Звуковые загадки» и др.

8.«Кто лучше слышит». Дети делятся на две команды.В первой команде всезакрывают глаза и слушают. Во второй - по очереди «шумят»: шуршат бумагой, стучат карандашом по столу, звонят в колокольчик, произносят звуки и т.д. Дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют все, что они слышали. Затем команды меняются «ролями».

9.«Гусеница». Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу.Такимобразом, они начинают двигаться по комнате, обходя различные предметы, преодолевая разные препятствия (наклоняются и пролезают под натянутой веревочкой, протискиваются между близко стоящими стульями и т.п.) Для детей старше 5 лет игру можно усложнить, «проложив» между детьми мячи и попросив их передвигаться по комнате таким способом.

10. «Мы похожи». Дети сидят в кругу.Водящий говорит,что все мы разные,но в тоже время чем-то очень друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря: «Пересядьте (хлопните в ладоши) все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, мыть пол, пить лекарство, у кого дома живет кошка, у кого светлые волосы и т.п.). В ходе игры делается вывод, что, действительно, у всех много общего.

11. «Страна лягушат». Ведущий: «На поляне в лесу протекает ручеек. Там живут удивительно дружелюбные и вежливые лягушата. Они не умеют разговаривать, но отлично понимают друг друга, общаясь с помощью жестов. При встрече здороваются ладошками. Когда хотят узнать, как дела, прикасаются к плечу. А отвечают только с помощью мимики и жестов. Давайте и мы превратимся в лягушат, и «поговорим по-лягушачьи».

12. «Я сегодня вот какой!» Дети встают в круг. Каждый по очереди выходит в центр и с помощью жестов и мимики старается передать свое настроение. Остальные внимательно смотрят и говорят: «Здравствуй, Коля. Коля сегодня вот какой!» и копируют жесты и мимику водящего как можно точнее. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, все!»

13. «Танцы со зверятами». Все дети выбирают себе по игрушке.Водящий обращаетвнимание на то, что у многих детей они похожи: собачки, кошки, мишки и т.д. Звучит веселая мелодия, и дети начинают двигаться и танцевать под музыку. Их задача – найти себе друзей. Дети с похожими игрушками объединяются и танцуют вдвоем, втроем и. т.д.

14. «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда играющие «запутываются», водящий входит в комнату и пытается распутать то, что получилось, так же, не разжимая рук детей.

15. Этюды на согласованные действия и командные игры. Предложите детям разбиться по парам и изобразить: «пилку дров», «греблю», «перемотку ниток» и т.п. Разделите их на команды и проведите соревнования: игра в мяч (с ударами его о пол, о стенку одной рукой, другой, попеременно и т.д.), «вышибалы», «скакалки», « резинки», салочки, прятки и «классики». А во время проведения занятий по формированию психомоторных компетенций не забудьте про эстафеты.

16. «Скульптура». Участники разбиваются на пары.Ведущий предлагает им договориться, кто из них будет скульптором, а кто – «глиной», какого сказочного персонажа будет лепить скульптор. Затем скульптор начинает лепить, бережно прикасаясь к «глине». «Глина» – очень послушный материал, поэтому во всем слушается скульптора, но не может говорить. Когда скульптор закончит свою работу, он оживляет скульптуру. Та начинает двигаться так, чтобы другие дети смогли догадаться, что это за персонаж.

17. «Свет, мой зеркальце…». Дети разбиваются на пары и становятся лицом другк другу. Один из них выполняет замедленные движения, гримасничает, другой должен стать его точным зеркальным отражением.

18. «Тень». Дети делятся на пары и по команде они начинают двигаться.Ребенок-тень следит за «хозяином» и в точности повторяет все его движения; в том же темпе и стараясь догадаться о его чувствах, мыслях и настроении. Затем пары меняются местами. По мере усвоения можно предложить усложнить игру, разрешив ребенку-игрушке пародировать хозяина. Проигрывает тот, кто первым засмеется.

19. «Привидения». Двое участников с помощью простыни,которую держат законцы на поднятых руках, ловят других детей – «привидения». «Привидение» считается пойманным, если его накрыли простыней с головой; оно должно всячески уворачиваться, прижиматься к стене и т.п.

20. «Сиамские близнецы». Партнеры стоят спиной друг к другу,сцепившисьруками на уровне локтевых суставов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины и стараясь не упасть.

- Дети « приклеиваются» боковыми поверхностями ног. Перемещаясь в разных направлениях (с разной скоростью, выполняя разные действия), пара должна двигаться как единое целое. То же с « приклеенными» носами.

- Дети берутся за руки и по сигналу, прыгая на одной ноге, стремятся добраться до финиша. Можно придерживать вторую ногу одной рукой, можно положить руки на плечи друг другу. Победа не засчитывается, если игроки расцепили руки, оступились другой ногой и т.д.

21. «Ноша на двоих». Каждой паре выдают две тоненькие реечки длиной 50–70 см. Задача игроков – двигаясь синхронно, донести небольшой плоский предмет (книгу, коробочку и т.д.) до финиша на этих реечках, которые они держат на вытянутых руках.

22. «Слепой и поводырь». Дети делятся на пары:один– «слепой» (ребенокзакрывает глаза), второй – поводырь. Держась за руки, они передвигаются по группе, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря – познакомить «слепого» с окружающим пространством, заполненным по этому случаю различными предметами, дать ему максимум информации, оберегая его при этом от возможных опасностей. Задача «слепого» – максимально «вслушиваться» в инструкции и действия поводыря.

23. «Что мы делали, не скажем, а что делали – покажем». Вся группа делится накоманды по 4–5 человек. Каждой команде взрослый шепотом дает задание – разыграть сценку, которую ребята покажут всей группе. Дети в команде договариваются, кто какое движение будет показывать, репетируют, а затем все по очереди представляют свои сценки. Задача остальных – угадать, что же им показали.

24. «Разговор через стекло». Водящий: «Представьте себе,что один из васзашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл попросить товарища кое-что купить для него в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Говорить нельзя: в магазине толстое стекло и через него ничего не слышно». Темой может быть любая ситуация: «Купи варежки, на улице очень холодно», «Купи сок, я очень хочу пить» и т.д. Во время последующего обсуждения необходимо акцентировать, что помогло друзьям «договориться».

25. «Животные и их детеныши». Дети делятся на пары:один– «мама/папа»,другой–«детеныш». Участники договариваются, каких животных они изображают. «Детенышам» завязывают глаза, «мамы» расходятся в стороны и начинают громко звать своего детеныша, издавая характерные для животных звуки: мяу, беее, мууу и т.д. «Детенышам» по звуку необходимо найти свою маму. Когда мама нашлась, она гладит своего малыша по голове и говорит ласковые слова.

26. «Два круга». Дети образуют два круга–внешний и внутренний.Большойкруг стоит, а дети меньшего (внутреннего) круга идут, проговаривая: «Мы по кругу пойдем и сейчас с собой возьмем… все синее». Дети, стоящие в большом круге должны назвать предмет синего цвета. Первый назвавший переходит в малый круг. Далее «берут» все кислое, холодное, деревянное и т.д.

27. «Угадайка». Дети сидят на стульях.Выбирается«инопланетянин»,который что-то рассказывает на непонятном никому тарабарском языке. Например: «тата-по», «про-мы-мы» и т.д. При этом он активно использует различные интонационно-выразительные средства языка (говорит жалобно, иронически, заискивающе, с удивлением, подвывая и всхлипывая, уверенно, тихим голосом, запинаясь и волнуясь и т.п.). Задача остальных детей – задавать ему вопросы и догадаться, о чем он рассказывает.

28. «Я хочу подружиться с …». Из участников выбирается водящий,которыйпроизносит слова: «Я хочу подружиться с …», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

29. «Сочиняем сказку». Дети сидят в кругу.Водящий(сначала это можетбыть взрослый) выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был маленький тигренок. Больше всего на свете он любил…». Он передает игрушку ребенку, который должен продолжить начатую историю. Игрушка должна побывать в руках максимально возможного количества детей. Если дети затрудняются придумать продолжение, им можно подсказать; каждый ребенок должен добавить к сказке хотя бы слово.

30. «Коллективное творчество». Совместные рисунки,лепка,сценки,пение,постройки и т.п.

ИГРЫС РОЛЯМИ

31. «Зоопарк». Ходить,изображая косолапого мишку(на внешней стороне стопы),тюленя (на внутренней стороне стопы), птенчика (на носочках), уточку (на пяточках) т.п.

- «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня ». Вспомните, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Превращаемся в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Надо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку», например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат или соответствующий предмет из «крупных форм» и т.п.

Попросите ребенка поползать, фиксируя внимание на его проблемных зонах и помогайте ему. Если он ползет, игнорируя ноги, надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на неё утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выполнение задания. Главное – не жалейте времени. С ползанья началось интенсивное развитие ребенка! Попросим мозг еще раз включиться в этот процесс.

- «Змея» –перемещения по полу без помощи рук(на животе,на спине),изображаякобру, ужа или удава. «Скорпион» – переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. «Черепаха» – очень медленное ползание до цели; побеждает тот, кто приползет последним. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями. «Суслики» –различные прыжки в разном темпе и направлениях,замирая и срываясьс места. «Перекати поле» – перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью.

- «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных ». Ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось после просмотра передачи, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок, движений, звуков и специфических поз.

«Лягушка» –прыжки на месте и в пространстве. «Заяц» –прыжки и переходы,легкие и отрывистые движения. «Медведь» – медленные, тяжелые, сильные движения. «Лиса» – плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. «Лев» (тигр, пантера) – сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций). «Лошадь» – акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

- «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц ».

«Синица» –мелкие,короткие прыжки,быстрые и законченные движения. «Орел» –сильные,мощные,парящие движения в широком диапазоне. «Лебедь» –плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.

В конце каждого такого превращения проиграйте с ребенком обратное перевоплощение в самого себя(например, проползая по волшебному тоннелю,превращаться в людей). Пережитый опыт полезно зафиксировать, нарисовав (слепив) самое интересное животное и обсудить переживания, телесные ощущения и эмоции, возникшие во время превращений.

32. «Море». Вместе расскажите историю,сопровождая ее соответствующимидвижениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе,а потом по очерединыряют в воду – один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и поочереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах) ».

По аналогии такой же сценарий каждый взрослый с успехом может придумать для всех «двигательных» упражнений настоящей программы.

33. «Страна кукол». «Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок. «Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения. «Марионетка»: кукла, которую кукловод (вы) приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Меняйтесь ролями.

34. «У нас гости». Двум-трем детям предлагается придумать,кто какое животноебудет изображать (или вытащить карточку с изображением животного), и прийти в гости к ребятам, показывая движениями и звуками того, кого он «играет». Например, если изображается петух, он должен пройти, гордо подняв голову, размахивая согнутыми руками-крылышками, и прокричать «ку-ка-ре-ку!» и т.д. Дети угадывают, кто к ним пришел, ласково встречают гостя, приглашают к столу, интересуются, что он любит и т.д. Игра повторяется до тех пор, пока все желающие не выступят в роли гостя.

35. «Магазин игрушек». Одни дети выбирают роли игрушек,другие становятся«покупателями». Роль продавца у взрослого. Дети могут действовать индивидуально или объединившись в небольшие группы, например, изображая одну и ту же игрушку. «Покупатели» приходят в магазин по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «заводит» «игрушку», и «игрушка» оживает. Покупатель должен отгадать, что за игрушку ему предложили. Если он догадывается, то забирает игрушку себе. Кто не отгадал, уходит без покупки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: