Базовые алгоритмы произвольной саморегуляции




Произвольная саморегуляция – это способность к прогнозированию вероятных результатов и целей поведения, выбору адекватных средств их достижения, долгосрочному планированию, контролю за чужим и собственным поведением и т.п. Она формируется постепенно, в процессе социальных коммуникаций с разными людьми:семьей, воспитателями, педагогами и сверстниками, друзьями и врагами, затем книгами и фильмами. Принимая от своего окружения самые различные навыки произвольности, ребенок нуждается в постоянной «обратной связи », отражении своего поведения в «зеркалах » других людей.

Это - безусловное условие психологического развития. Фундаментальная психологическая аксиома гласит: вначале функции произвольности «разнесены» между ребенком и взрослым, который, по сути, выполняет за ребенка все необходимые действия (от постановки задачи,инструкции до контроля всех этаповдеятельности и оценки ее результата). И лишь постепенно все эти премудрости присваиваются (интериоризируются) ребенком, встраиваются в его собственные способы диалога с миром и самим собой, становятся действительно активными, продуктивными и произвольными. Краеугольным камнем произвольной саморегуляции в любом возрасте является столь нелюбимое всеми словосочетание «я должен». Потому заранее приношу извинения за частоту его использования.

Уже старший дошкольный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике. Все они, прежде всего, обусловлены переходом от непосредственного к опосредствованному поведению. То есть – к поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свое поведение в соответствии с конкретными целями и сознательными намерениями. Возникает новый уровень его мотивационно-личностной организации. Очевидно, что все это формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. И возникает исключительно в общении со взрослыми, которые транслируют ребенку способы организации такого поведения. Постепенно (если взрослые прилагают специальные усилия) это становится собственным индивидуальным качеством ребенка.

Детям абсолютно необходимо на наглядных (и желательно – бесстрастных) примерах обучаться способам взаимодействия с окружающим миром, молниеносной оценке его плюсов и минусов, прогнозированию вероятной пользы и/или вреда и т.п. И не просто оценке, а оперативному реагированию, своевременному «исправлению ошибок» и их коррекции. Очевидно, что роль «зеркала », особенно в детстве, всегда исполняет (хочет оно того или нет) ближайшее окружение.

Уже многократно подчеркивалось решающее значение «обратной связи» и «отреагирования» для протекания процессов социальной коммуникации вообще.Акцентируем еще раз эту необходимость в каждый момент общения взрослых с ребенком.

Его мозг (при нормативном развитии) уже в младенчестве готов обучаться азам произвольной саморегуляции. Любой ребенок способен сызмальства принимать и выполнять определенные правила:режим дня,правила гигиены,общие нормы поведенияза столом и на детской площадке, привычку доступным ему способом здороваться, благодарить, прощаться, мириться и т.п.

А известный всем «кризис трех лет» – это первое послание от ребенка, показывающее, что он не просто хочет, но и готов что-то делать «сам! Коль скоро у него есть такая потребность, значит, у него уже есть своя собственная программа поведения. Задача взрослого окружения – дать ему в руки максимальное (для его возраста) число способов, алгоритмов адекватной реализации этой программы.

В главе 2 подробно обсуждались основные линии формирования произвольности в процессе воспитания. Поэтому здесь мы ограничимся их тезисным изложением. Все приведенные алгоритмы будут эффективными и приведут к желаемому результату только при постоянном их применении: дома, на занятиях и прогулке, в магазине, с бабушкой во время приготовления обеда, в планетарии, зоопарке и т.п. Потому педагоги, психологи и родители должны осознанно строить процесс воспитания, неуклонно соблюдая ряд правил.

1. Цели и результаты поведения детей задаются преимущественно взрослыми,которые контролируют и формируют:

- мотивационно-волевую основу поведения и сферу ограничений для получения нужного результата;

- введение новых сюжетов и правил поведения (навыки организатора, распределителя и исполнителя тех или иных ролей, прав и обязанностей; гибкость общения, умения вести споры, предупреждать и улаживать конфликты; эмпатия и т.п.);

- способность к упорядоченности поведения;

- членение его на относительно самостоятельные и небольшие действия;

- определение необходимых средств, специфических ролевых взаимодействий и т.п.;

- модификации поведения в зависимости от его типа, тем и партнеров: игра/учеба, домашнее/«деловое» общение, сверстники/родители/педагоги/, знакомые/незнакомые, дом/школа/театр/спорт/ улица и т.д.; трансляция норм и ценностей, способов самоактуализации и самоутверждения и т. д.

2. Любое поведение коренится в актуальной потребности,а организует,мобилизует весьорганизм (и, конечно, мозг) – желаемый, предвкушаемый результат. Стремление к нему заставляет человека вовремя реагировать на любые внутренние и внешние помехи; каждый отдельный отрезок поведения завершается, когда происходит сопоставление желаемого результата с достигнутым – оценка,контроль. Если достигнутый результат никак не удовлетворяет исходное желание, поведение повторяется снова, до получения нужного результата. Тогда возникает новое желание: выстраивается следующая программа, новые цели, средства их достижения и т.д. Это закон работы мозга. Главная задача взрослых – четко, максимально наглядно продемонстрировать ребенку:

- результат, к которому вы вместе стремитесь;

- ценность, привлекательность получения того или иного результата и его оценки;

- конкретные средства и способы достижения желаемого результата и критерии его оценки.

Поэтому любые совместные занятия должны завершаться абсолютно осязаемым результатом. Это может быть все, что буквально покажет ребенку: «Ты так прекрасно поиграл, позанимался – и вот как красиво получилось! Ты сам это сделал! Посмотри, как здорово ты теперь умеешь...». Обратная связь – зеркало, в котором отражаются все плюсы минусы любого творчества, его «сухой остаток». Глядя в это своеобразное «зеркало», мозг ребенка сам делает окончательный вывод о ценности, пользе или вреде сделанного. И, если достижение ему нравится, подкрепляет и поощряет его, например, с помощью разнообразных «гормонов удовольствия».

Если возникает такой момент поощрения, ребенок с удовольствием будет наращивать полученный навык и стремиться к чему-то новому и интересному. Если такая «награда» не возникает, он, естественно, будет самоустраняться от данного занятия. Тогда встает самая деликатная задача – убедить его, что имеет смысл еще раз вернуться к невыполненной программе. Причем преподнести ее в каком-то ином ракурсе и, конечно, без оглашения оценки «плохо».

Важно также, чтобы ребенок с самого раннего возраста начал понемногу понимать разницу между формулировками: «Делай, как хочешь» и «Делай точно так». Например: «Брось в стенку мяч» и «Попади мячом в красный кружок (цель!) на стене». Или: «Нарисуй Новый год» и «Нарисуй этот новогодний шарик» и т.п. Та или иная программа поведения должна быть полноценно усвоена, причем усвоена именно так, «как надо». Тогда сформируется навык доделывать и додумывать любое дело до конца. А это – самое необходимое для того, чтобы стать успешным в любом предприятии и в любом возрасте. В ином случае взрослые обрекают ребенка на учебную и социальную дизадаптацию, которая будет нарастать по мере его взросления.

3. Формирование любого навыка происходит по одному и тому же сценарию: 1) строго заданная, развернутая демонстрация взрослым, повторяемая ребенком, 2) постепенный переход к совместному созданию программы деятельности и ее выполнение,

3) самостоятельное программирование ребенком чужого, а затем и своего поведения. На каждом этапе необходимо:

- четко артикулировать, чего же мы хотим, затевая то или другое дело (результат), вычленить предельно ясные цели и пути их достижения; обсудить возможные (желательные и не очень) последствия и т.д.;

- сопоставлять то, что получилось, с тем, что планировалось, обсуждая все плюсы и минусы содеянного. Это – самое важное в психолого-педагогическом сопровождении, поскольку именно здесь формируется обратная связь, отреагирование той или иной информации, оценка достигнутогои, соответственно, детекция (опознание) и исправление ошибок.

4. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция, наглядная демонстрация и обсуждение всех этапов работы. Необходимо на всех этапах задать рамки, своего рода ограничения, неизбежные для получения любого результата. Так, во всех великих религиях существуют заповеди: перечень того, что «нельзя». В повседневной жизни это выглядит менее романтично: нельзя не почистить зубы, нельзя одновременно читать и танцевать, нельзя без продуктов приготовить обед… И не надо объяснять, почему «нельзя». Достаточно постоянно вместе с ребенком делать «как надо». Нет смысла обсуждать то, что в объяснении никогда не нуждалось. Во все века существовали аксиомы, которые никого не возбуждали, потому что все по определению воспринимали их именно как аксиомы. Многие правила и понятия нашей жизни и называются «аксиомами», потому что их никто, никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не доказывает.

Чтобы не дискутировать зря по разным поводам, можно рассказать детям сказку «Золотая книга»: «Когда-то в давние времена людей было совсем мало,и ониразговаривали, как мы с тобой, понимая друг друга. Но потом их стало очень много, они разъехались по разным сторонам света и стали разговаривать на разных языках. И постепенно перестали понимать друг друга. (Тут можно сказать пару слов на тарабарском языке, чтобы проиллюстрировать сказанное и убедить ребенка, что так никто никого понять не может). Тогда они придумали завести «Золотую книгу», в которой будут записаны самые главные и важные вещи. И всем стало хорошо. Прочтешь такую книгу – и можешь разговаривать, с кем хочешь. Все тебя поймут. Но потом люди эту книгу потеряли, странички разлетелись по всему миру, и нам с тобой надо их собрать. У нас уже есть несколько страничек: нам их подарил добрый волшебник. Вот они – в этой тетради (показываете ребенку несколько исписанных страниц и зачитываете несколько универсальных правил жизни). Давай мы с тобой теперь все самое важное будем сюда записывать… А потом покажем доброму волшебнику, и он сможет опять написать «Золотую книгу». Все люди ее прочитают и будут жить дружно и весело».

Такая «Золотая тетрадь» заполняется постоянно: взрослые записывают в нее нужные мысли, а ребенок рисует подходящие по теме рисунки. Пусть там будут истории про то, что все всегда утром говорят «доброе утро» новому дню, солнышку, папе и кошке, а после ужина – «спасибо»; про то, как важно уступать пожилому человеку место; про то, что к Новому году все всегда хотят порадовать друг друга подарками и поздравлениями; про то, что в театре (музее) все молча и внимательно смотрят на сцену, не шуршат конфетами, отключают телефоны и т.д. Конечно, хранить «Золотую тетрадь» надо по всем правилом детских «секретов». А когда ребенок увидит, что кто-то делает не так, как написано в его «Золотой тетради», вы скажете ему, что, наверное, этому человеку волшебник подарков не делал. Потому он и не в курсе…

5. Постепенно демонстрации и инструкции становятся все более короткими.Иначинают появляться новые виды работы: диалог с ребенком в режиме «глухой инструкции »и направленное формирование у него«детектора ошибок ».

«Глухая инструкция»: «Я принесла интересную игру,но в нее забылиположить инструкцию. Давай подумаем (придумаем), как в нее играть». Далее ребенку предлагается наглядный материал, анализируя который, вы вместе постепенно приходите к нужному решению. Этот алгоритм надо применять и при многократном воспроизведении (в разных вариациях) одного и того же упражнения. Прекратите на определенном этапе давать ребенку развернутую инструкцию, постепенно сокращая ее до вопроса: «Что-то я не помню, что мы с тобой делали в этом упражнении?» Дома этот алгоритм превращается в игру: «Ты не помнишь, как мы с тобой готовили кашу, что надо поставить на стол к обеду (взять с собой, выходя на прогулку и т.п.)?»

В начале, безусловно, необходимо предлагать ребенку абсолютно однозначно интерпретируемые задачи. Например, недорисованную (изображенную пунктиром) фигурку или букву можно только дорисовать, 3–4 фрагмента известного предмета – только сложить в единый образ, сюжет картинки (или серии картинок) – только рассказать, ряд из чередующихся белых и черных шашек (белая – черная – белая и т.д.) – только продолжить аналогичным образом.

Естественно, сначала вы придумываете «потерянную инструкцию» вместе. Например, глядя на недорисованные изображения, спрашиваете: «Может быть, ее надо дорисовать и раскрасить? Как ты думаешь? Давай попробуем…». А в завершение этой процедуры удовлетворенно констатировать: «Здорово, что мы с тобой все правильно угадали!»

Формируя «Детектор ошибок », вы предлагаете ребенку для анализа заведомо ошибочную ситуацию, которую он должен исправить. Это может быть реальная ситуация: мама перепутала и летом вместо кроссовок вынула из шкафа зимние сапоги; полотенце положила в холодильник, а масло – в хлебницу, к чаю подала столовую ложку и т.д. Когда ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) замечает нелепость, обязательно надо акцентировать это: «Ой, какая же я невнимательная! Какой же ты молодец, что вовремя меня поправил!»

В том же ряду стоят задания, где ребенку предлагаются заведомо нелепые сюжеты: зимний пейзаж с птицами, распевающими на цветущем дереве; пингвин, разгуливающий по пустыне; магазин с вывеской «Обувь» и фруктами на прилавке; дерево, растущее корнями вверх, и т.д. Или, например, надо найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-то предмет (цветок, животное, букву, цифру); отыскать правильное изображение среди аналогичных, но неверно – зеркально или с пропущенными, перепутанными деталями – нарисованных; найти «семь отличий» и т.п.

«Исправь ошибки». Аналогичные по смыслу«речевые»упражнения уже встаршем дошкольном возрасте необходимы ребенку (освоившему письмо и чтение) для профилактики будущих ошибок в школе. Наиболее часты следующие ошибки: звуковые замены, например, дочка – точка, бочка – почка, чашка – шашка, рука – рога, коза – коса и т.п.; оптические замены (по зрительному сходству), например, для печатных букв (Р – Б – В, Ш – П, С – Э и т.п.) или цифр (1-7, 0-6-9, 2-5 и т.п.), зеркальное написание букв и цифр; несоблюдение границ слов, слитное их написание, пропуск букв и слов; логико-грамматические (под – над, перед – после, сверху – снизу и т.п.), смысловые замены.

Подготовьте бланки с буквами, словами и простыми предложениями (которые не раз встречались ребенку при чтении сказок), в которых сделаны «необходимые» ошибки. Предложите ребенку найти все ошибки и подчеркнуть их. В другом варианте детям раздают картинки с изображениями; взрослый произносит близкие по звучанию слова, а ребенок должен их показать. Можно сыграть в игры: «Кто найдет больше неправильно написанных букв (цифр)» или «Где неправильно подписаны картинки?» и т.п. Примеры заданий (их можно давать как на слух, так и в печатном варианте):

– З имой расцвели яблони. На елке выросли яблоки.

– Под носом глаза. Перед весной лето.

– В елка любит грызть орешки. В лсу запел с о мовей.

– На столе стоит ка э трюля.

6. Одно из классических правил «обуздания » собственной непосредственности: «Прежде чем ответить, сосчитай до десяти», которое должно стать обыденной привычкой. Равно, как и мудрые советы и законы: «Переходя улицу…», «Утро вечера мудренее», «Семь раз отмерь…» и т.п. Все эти «трюизмы» – суть исторические, веками проверенные «буферные зоны безопасности», модели наиболее адаптивного поведения человека. Они в изобилии представлены также в сказках, хороших мультфильмах и т.п. Чем больше их будет в обиходе растущего ребенка, тем легче он преодолеет большие и маленькие преграды, стоящие на его жизненном пути. И транслировать их лучше между прочим, в повседневной жизни, на примерах своих и его взлетов или неудач.

Ребенок гораздо легче и быстрее поймет такой пример, если вы обратите его внимание на других детей или используете литературные сюжеты. Согласно библейской притче о «соломинке в чужом глазу» и «бревне в своем собственном», мы все неохотно воспринимаем замечания и советы, данные «в лоб». А вот они же, адресованные другому человеку, принимаются легко и не вызывают сопротивления. Более того, именно детям свойственна демонстрация «правильного поведения» после такого спектакля, разыгранного для него вами. И привычка к чтению ценна, помимо прочего, именно этим: в разных книгах можно найти любой образец поведения и наглядно проследить (как бы со стороны) наиболее вероятные его фабулы и финалы, порадоваться и ужаснуться им вместе с ребенком.

7. Обязательно принятие и выполнение правил и норм ролевого взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой. Необходимо ведение «дневника природы», собственного календаря с обозначением эмоционально значимых дат и событий жизни. Важно, чтобы ребенок сам написал (нарисовал) свой распорядок дня с часами напротив каждого вида своей деятельности, в том числе и на период конкретного занятия.

Для начала надо просто соблюдать в повседневной жизни некоторый режим и определенные «домашние » ритуалы. Ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в семье, группе, основные принципы «ролевых» коммуникаций с ее членами. А чтобы он ощутил, что человек рядом с ним – его партнер, к которому надо приспособиться, полезно внедрить в повседневную жизнь различные парные упражнения, этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок, приготовление обеда и т.п.

8. Так постепенно формируется способность создавать собственную, целостную и непротиворечивую программу поведения. Ребенок начинает применять усвоенный алгоритм для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, психолога) и себя. И здесь важна привычка (вне зависимости от ситуации)задавать и отвечать себе на вопросы «почему – зачем?», «что сначала – что потом?», «что я уже умею – чему я пока еще учусь?» и т.п.

Постановка вопросов и поиск ответов –самый трудный участок на пути кпроизвольной саморегуляции. Он требует постоянного присутствия в вашем диалоге большого количества глаголов, отражающих активное действие. Глагол – несущая конструкция речевого высказывания, внутренней речи и, следовательно, осознания. Именно глаголы отражают в нашей речи базовые «пазлы» поведения. «Безглагольность» обрекает человека на существование в рамках эхо-подобного отзеркаливания, неосмысленной имитации чужого поведения и речи; неспособности верной оценки ситуации и себя.

Какое-то время нашему мозгу безразлично, протекает ли поведение в реальности или в вымышленном, иллюзорном плане; в обоих случаях он реагирует идентично. Используем этот закон, включая в диалог с детьми максимальное число глаголов, которые необходимо не только повторять, но рисовать, изображать той или иной позой, танцевать, пропевать и т.д.

9. Главный показатель произвольности–способность ребенка придумать,спланировать или выбрать какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом (по вашей подсказке!) сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить. Понятно, что начинать здесь уместно с самых привычных занятий. И постепенно переходить ко все более сложным заданиям.

10. Всем известно, как долго формируются у детей пространственно-временные представления. А это подчас затрудняет понимание ими взрослых и друг друга. Поэтому имеет смысл с первого же дня занятий рассказать и обсудить с детьми «Сказку про левуюруку». « Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга.И от этого была страшнаяпутаница… Тогда они договорились называть одну руку Левой (показываем), а другую Правой (показываем). А чтобы не забыть, они надели (надеваем) на левую руку браслет (ленточку, часы и т.п.). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие - справа (показываем). Все стали читать книжку и рассматривать картинки слева (показываем)…и т.д.».

Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т.п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь ребенок знает, что «слева» – это «там, где красная ленточка». А «вверху» – это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны быть у ребенка постоянно. Маркировка пространства – фундаментальное условие развития осознанности и произвольности, равно как и маркировка времени. Об этом мы говорили,обсуждая ведение ребенком«дневника природы и погоды», изображения им своего распорядка дня, умения пользоваться календарем и т.п.

11. Взрослым надо постоянно демонстрировать детям, что совсем не страшно быть недостаточно осведомленнымии вслух признавать свои ошибки. Тогда сформируется спокойная, взвешенная позиция относительно собственных просчетов и неумений. Глядя на вашу адекватную реакцию, ребенок примет за правило, что человеку свойственно ошибаться. И дело совсем не в том, чтобы никогда не ошибаться или уметь (знать) все на свете: это просто невозможно. Важно вовремя эти ошибки и недочеты заметить и спокойно исправить; а то, чему хочешь научиться, – изо дня в день настойчиво, без лишних эмоций учиться делать.

Полезно даже несколько преувеличить собственную некомпетентность. И вместе с ребенком найти книгу, где написано то, что вы сейчас обсуждаете. Так вы проложите для него маршрут: «Не знаю – спрошу – подойду к полке – возьму книгу – прочитаю – узнаю». Если он воспроизводится постоянно, у ребенка формируется четкий алгоритм поиска и нахождения нужной информации. А поскольку вопросов будет много и ответ на каждый прячется в определенной книге, он постепенно привыкнет находить нужные ответы в нужном месте и/или у нужного (знающего ответ) человека.

12. Центральным условием формирования произвольности является максимальноеобогащение развития ребенка разнообразными играми. Лото, карты, классики, вышибалы и многое другое автоматически формируют у него осознание необходимости соблюдения правил игры, которые могут кардинально меняться в зависимости от той роли, которую онпринимает на себя в том или ином жизненном сюжете. Одно и то же задание (например, психомоторном блоке упражнений) можно выполнить как кошка, как краб, как лев, как слон, как принцесса и т.п.

Сценарии многих игр приведены в следующем параграфе данного модуля; им же посвящена обширная литература. Отметим, что применять их надо не по порядку: сегодня игры 1-5, через неделю 6-9 и т.д. Изложенные сценарии различаются по типу, потому на первую неделю мы берем по 2-3 игры из каждого раздела; на следующие – еще по нескольку игр из каждого раздела и т.д. В течение каждого этапа все игровые алгоритмы должны быть использованы. Естественно,что вы время от времени меняете ихнаполнение.

Важно вспомнить также традиционные игры в «крестики-нолики», «морской бой», шашки и шахматы, карты, «найди семь отличий», прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п. При этом участники любой игры должны быть заинтересованы в победе, вести борьбу «на интерес». Тем самым закрепляется лишний раз механизм обратной связи.

Если нет внешних, вполне материальных маркеров успешности – неуспешности, своего рода знаков отличия, ребенку не очевидны плюсы и минусы подведения итогов. Это замечание справедливо и в отношении «маркировки» перехода любого человека на новый возрастной (жизненный) уровень. Так, во все века переход к отрочеству «обозначался», например, новым костюмом, часами или сережками, поступление в колледж или университет – вручением соответствующего значка-эмблемы, женитьба – кольцом и т.п. Поэтому имеет смысл создать какие-то «корпоративные знаки» для каждой группы в ДОУ или в классе, менять их при переходе на следующий возрастной уровень со всей пышностью соответствующего праздничного ритуала. Это можно делать, например, каждые полгода, которые для ребенка – целая вечность. Или приурочить такие праздники, например, к трем этапам нейропсихологических занятий, выдавая «знаки отличия» в начале каждого следующего этапа.

13. Поскольку произвольность невозможна без сосредоточенности, надо постоянно использовать ряд базовых упражнений, направленных на формирование внимания и преодоление поведенческих стереотипов. Варианты таких упражнений способствуютповышению сосредоточенности и развитию навыков быстрого реагирования. Не останавливаемся здесь на конкретных методах, поскольку они подробно описаны далее. Отметим лишь, что внедряться они должны не подряд (сначала первые 4, потом следующие и т.п.), а по типу заданий с постепенным наращиванием сложности. Все упражнения должны быть полностью представлены на каждом этапе! Естественно, что время от времени вы меняете их наполнение. Подчеркнем также, что все эти алгоритмы прекрасно вписываются в канву любого упражнения.

14. Важно научить ребенка прислушиваться к собственным ощущениям. Контакт, эффективные коммуникации с собственным телом – залог оптимального психологического статуса человека в любом возрасте. Но именно ребенок - «существо соматическое», как говорил В.В.Ковалев. По этой причине в последнем параграфе данной главы представлены два блока упражнений: активирующих («Просыпалки») и расслабляющих, релаксирующих («Расслаблялки»). Они создадут нужный психосоматический фон поведения ребенка и будут способствовать более продуктивному протеканию любых занятий в ДОУ, школе и дома.

Сосредоточенность на разных частях тела, например, во время выполнения двигательных упражнений существенно увеличит их эффективность. У супер-мастеров единоборств существует аксиома: «Когда ты ешь – ты сосредоточен только на еде, а когда рисуешь (стреляешь) – только на рисунке (пистолете и мишени). Где внимание – там и кровь!» Именно так и обстоит дело: кровообращение и обмен веществ существенно выше в тех частях тела и мозга, которые актуально включены в текущую деятельность. Но только при условии полной сосредоточенности на данном процессе и получении от него искреннего удовольствия.

15. Принципиальным является формирование двух важнейших психологических факторов: разворачивания во времени и пространстве плавной двигательной мелодии и автоматического осуществления конкурирующих между собой действий. Специальные психотехники обучения двигательной и речевой кинетике изложены ниже. Здесь мы приведем примеры конкурирующих заданий или «реакций выбора», которые можно использовать как базовые алгоритмы проведения любого упражнения. Они строятся по единому плану.

- На первом этапе на определенное движение взрослого ребенок (как «эхо») должен ответить тем же движением. Это может быть абсолютно любой, доступный ему двигательный образ: поднятый палец (нога, язык) или жест, мимика. Очень полезно поработать с цветами, звуками, словами и т.д. Например, вы подняли палец – он поднял палец; улыбнулись – он улыбается; подняли красный мячик – он делает то же самое. Вы постучали три раза – он три раза; два сильных удара, один слабый – два сильных удара, один слабый. Вы произносите «би-ба-бо», он повторяет это в том же порядке. Упражнения можно постепенно усложнять, увеличивая количество заданных образов до 2–5.

- Сначала это происходит в рамках одной какой-то модальности: жест-жест-жест (кулак-палец-открытая ладонь). Затем – привлекая разные модальности. Например, вы опускаете голову, поднимаете руку и произносите звук; ребенок повторяет, как «эхо», все ваши действия. Или: мячик подбрасывается вверх – кидается в цель – высовывается язык – произносится сложное слово или скороговорка.

- После нескольких таких единообразных паттернов или набора движений программа меняется: «Я показываю тебе палец, а ты мне – открытую ладонь (кулак)». Или: «Если я говорю «д» – ты должен сказать «т»; «Я беру красный шарик, а ты – зеленый» и т.п. Затем правила игры усложняются так же, как описано выше.

- Самое сложное – необходимость совместить два действия. Сначала они должны быть аналогичными друг другу. Например, что-то нужно произносить шепотом (слова, цифры, считалки) и одновременно очень тихо хлопать в ладоши. На следующем этапе инструкция усложняется: «Говорим тихо, а хлопаем (топаем) громко». Или: «Размахиваемся медленно, слабо, а кидаем резко». Понятно, что высший пилотаж здесь достигается путем очень быстрой смены программ, отраженных на всех перечисленных этапах.

- Очень важно во всех упражнениях постепенно вводить условия по смене способа, ритма и скорости выполнения. Например, в одну сторону ползем по принципу «кто быстрее», а в другую – «кто медленнее». Выполняем все эти и аналогичные упражнения: «как кошка, как черепаха, как королева» и т.п.

16. Эти универсальные нейропсихологические технологии формирования произвольной саморегуляции необходимо дополнить различными упражнениями, направленными на развитие интеллектуальных процессов. Они представлены в нейропсихологических модулях, ориентированных на формирование «невербальных/неречевых и вербальных/речевыхканалов и средств коммуникации». Алгоритмы мышления –наиболее компактные способы взаимодействия человека с самой разнообразной информацией. Они отработаны веками, потому с самого раннего детства должны ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Сначала – в самых простых наглядных ситуациях, которые вы обсуждаете вместе с ним во всех подробностях. А затем – и в отвлеченных, абстрактных. В последней главе данного методического пособия приведены основные типы таких «интеллектуальных упражнений» с опорой на наглядно-образный и словесный материал. Но, если у ребенка есть заметные затруднения в этой сфере, обязательно добавьте к ним соответствующие упражнения из других разделов настоящего издания.

17. Все перечисленные приемы должны обязательно применяться в «парном» и групповом контексте. Только тогда они станут по-настоящему неотъемлемой частью социо-коммуникативного репертуара детей.

Не забудьте, пожалуйста, обо всех этих универсальных алгоритмах, когда приступите к циклу нейропсихологических занятий! Все изложенные приемы и правиладолжны проходить красной нитью не только через обыденную жизнь, но быть каркасом всех коммуникаций ребенка в процессе нейропсихологических «уроков», на прогулке и на разнообразных мероприятиях в ДОУ и школе. Для родителей все эти правила следует вывесить на стенд или распечатать и вручить для повседневного использования дома. Подчеркиваем в очередной раз: для детей с выраженными формами отклоняющегося развития формирование произвольной саморегуляции должно превратиться в повседневную привычку. Там, где ребенку с нормативным развитием достаточно хотя бы 2-3 раза в неделю проделать каждое из приведенных упражнений, ребенку, например, с СДВГ, имеет смысл выполнять их все ежедневно.

Сценарии игр

Внимание

1. «Дождь и солнце». Взрослый объявляет: «Солнце!»,дети бегают и веселятся.

Объявляется: «Дождь!» - они должны найти себе укрытие. Тот, кто не успел спрятаться, выбывает из игры.

2. «Волк и зайцы». Дети читают считалку,выбирают волка,определяют место под логово и домик зайчиков. Волк – в своем жилище. Зайцы бегают вокруг. Они подходят к логову и спрашивают; «Волк, что ты делаешь?». «Сплю», «Одеваюсь», «Чай пью» – это безопасные ответы. Зайцы продолжают гулять. Как только волк говорит: «Обедаю!», зайцы удирают в свой домик. Волк бросается на зайцев и ловит тех, кто не успел спрятаться.

3. «Ночная охота». После считалки выбирается водящий–филин.Остальные«превращаются» в мышек и ежиков. Филин говорит: «День» и ложится спать, т.е. закрывает глаза и стоит на месте. Ежики и мышки бегают и играют. Сказав «Ночь», водящий-филин просыпается и отправляется на охоту. Все остальные должны замереть на месте. Задача – оставаться как можно дольше в неподвижном состоянии, иначе филин заметит, схватит добычу и утащит ее в свое гнездо. Игра продолжается до тех пор, пока в гнезде охотника не окажется четыре зверушки.

4. «Волк, волчище …». Дети стоят в кругу с закрытыми глазами,руки за спиной.Вокруг расставлены стулья. Взрослый проходит за кругом и незаметно вкладывает в руку одного ребенка игрушечного волка. Дети открывают глаза и поизносят: «Волк, волчище, где ты?» Ребенок с «волком» должен впрыгнуть в круг и громко крикнуть: «Вот я!» Остальные дети разбегаются, стараясь занять свои стульчики, а волк их догоняет.

5. «Стоп-упражнения». Дети свободно двигаются,выполняя любые движения подмузыку, делая какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который они должны замереть и держать позу, пока им не предложат продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри – отомри» и др.

6. «Зеваки». Дети идут по кругу.По сигналу(звонку,хлопку,слову и т.д.)всеостанавливаются, делают три хлопка (подпрыгивают, поднимают руки, произносят какое-нибудь заранее оговоренное слово или чистоговорку и т.п.). Затем поворачиваются кругом и продолжают движение.

7. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие(двигательныеупражнения, рисование, обсуждение картинки и т.д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной договоренности): встать и пробежать по кругу (назвать 5 красных предметов, овощей и фруктов, игрушек и т.д.). Условия задания должны соответствовать возрасту ребенка.

8. «Условные сигналы». Инструкция: «Вы бегаете по кругу.Если услышитеодин хлопок в ладоши, то сразу должны остановиться и стоять, пока я не скажу «побежали». Если услышите два хлопка, то должны сразу лечь на пол и лежать, пока не скажу «побежали». Если услышите три хлопка, то должны сразу остановиться, хлопнуть в ладоши один раз и стоять, пока я не скажу «побежали». Если услышите четыре хлопка, то….. Если услышите пять или шесть хлопков, то бегите дальше и не обращаете внимания на хлопки ».

Сначала взрослый подробно проговаривает инструкцию, затем в краткой форме, с помощью вопросов взрослого, – сам ребенок. Услышав сигнал, ребенок должен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: