Программа «В диалоге с миром» предназначена для детей от 3 лет. В общеобразовательном контексте она реализуется в течение года в три этапа. I этап – 2–2,5 месяца; II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3 месяца. При интенсивных занятиях (индивидуально или в психологических группах по 3-7 человек) эти периоды сокращаются вдвое, то есть весь цикл занимает около трех месяцев.
Содержание и виды работы на всех этапах отражены в сводной таблице 1. Этот «конспект» подробно иллюстрирует общее направление, стратегию и тактику нейропсихологического сопровождения социо-коммуникативного развития. Подробные общие правила применения данной нейропсихологической технологии изложены в последнем параграфе главы 2. Там и далее (см. «Сказку про левую руку»), в частности, подчеркивается необходимость с первого же занятия «промаркировать» правую – левую стороны, верх и низ. Это важно, поскольку нельзя задавать детям инструкции в абстрактной форме. А понятия«левая рука»или«направо»являются для них именнотакими. Рекомендовано так же внедрение нейропсихологических психотехник в «пассивном варианте», начиная с младенческого возраста.Не задерживаясь еще раз навсех этих общих инструкциях, остановимся на нескольких конкретных дидактических примечаниях.
Программа состоит из двух частей, как это видно из сводной таблицы. В первой (глава 3)отражены универсальные нейропсихологические модули и алгоритмы формированиясоцио-коммуникативных компетенций. Они включают разнообразные психотехники, направленные на две глобальные сферы психологического развития: 1) произвольность, игровое поведение, внимание и т.п. и 2) контакт ребенка с собственным телом. Все эти модули предназначены для повседневного использования дома, в ДОУ и школе, на прогулке, в зоопарке и т.д. Они не меняются в течение трех этапов, но пополняются новым содержанием за счет того материала, который актуален для данного периода жизни ребенка. Иными словами, они должны применяться постоянно так, чтобы в течение недели в разных ситуациях все заявленные психотехники были использованы. Различные игровые сюжеты также должны присутствовать постоянно. Поскольку разные виды игр заявлены в нескольких вариантах, первые две недели надо взять по одной-две игры из каждого раздела. Затем, когда они освоены детьми, взять еще несколько различных игр и т.д.
Во второй части (глава 4) объединены модули специальных нейропсихологических занятий для регламентированного применения дома, в ДОУ и школе. Они направлены на профилактику, коррекцию и абилитацию: 1) психомоторных компетенций, необходимых ребенку в процессе общения и 2) разнообразных (неречевых и речевых) каналов и средств коммуникации. Они видоизменяются на каждом этапе и имеют строгую структуру, стратегию и тактику внедрения.
Подпрограммы «Контакт с телом» («Просыпалки», «Расслаблялки») и «Психомоторные компетенции» включают много двигательных упражнений: растяжек, дыхательных упражнений, сенсомоторных координаций и т.п. Каждое упражнение данных блоков выполняется 5 раз. Кажется, что такое обилие упражнений просто невыполнимо. Между тем, специалисты и родители убедятся, что каждое из них занимает даже у самых маленьких детей 5–10 секунд. То есть, весь блок «Просыпалки», например, выполняется примерно за 10 минут, включая все пояснения и показы. Кроме того, блок «Контакт с телом» можно распределять во времени, используя его как физкультминутки в ходе ежедневных разнообразных занятий и прогулок. Или применять его перед упражнениями из блока «Психомоторные компетенции».
Во многих упражнениях даны несколько этапов их выполнения. В ряде случаев они помечены звездочкой (*). Все дети выполняют все упражнения в заданном порядке, а упражнения «со звездочкой» как более сложные выполняются: 1) лишь со второй половины текущего этапа и/или 2) только детьми от 5–6 лет. Хотя эта возрастная градация весьма условна и всегда регулируется самим специалистом в зависимости от уровня развития группы или конкретного ребенка. Всем хорошо понятно, что есть дети трех лет, которым вполне под силу выполнить все перечисленные задания. И есть девятилетние дети, которым потребуется не 2, а 4–5 месяцев для освоения самых простых упражнений.
Упражнения, в которых заданы несколько условий, выполняются постепенно. Например: «Совершать круговые вращательные движения кистями рук вправо, затем влево. Упражнение выполняются: а) левой рукой, б) правой рукой, в) одновременно обеими руками в одном направлении (сначала вправо, затем влево), г) одновременно двумя руками в разных направлениях». Не надо стремиться выполнять все это сразу целиком.В первуюнеделю вы отрабатываете только пункты (а) и (б) по 5 раз. Затем, когда ребенок начинает выполнять эти упражнения быстро и свободно, добавляете к ним пункт (в), а затем и «г». Ведь у вас в запасе достаточно времени!
Подпрограмма «Основные каналы и средства коммуникаций», как правило, не вызывает особых затруднений: задания более привычны для специалистов. Именно поэтому, видимо, возникает искушение выполнять эти упражнения «по привычке», не особенно придерживаясь нейропсихологических условий и правил. Подчеркнем, что нейропсихологические модули всегда построены по определенной строгой логике, и реализовывать их надо именно по заданному регламенту. Весь перечень упражнений не может осваиваться сразу. Отберите по 2-3 упражнения из каждой рубрики. Они должны выполняться (в разных вариантах) ребенком 5-7 раз в течение одной-двух недель. По мере усвоения вы переходите к следующим упражнениям и т.д.
Для детей с отклонениями в развитии, как уже отмечалось, каждый модуль обязательно должен быть дополнен соответствующими упражнениями из других программ МЗО, представленных в данной книге. Тогда эффективность ваших занятий будет многократно усилена.
ТАБЛИЦА 1.
ЭТАПЫРАБОТЫ РАЗДЕЛЫРАБОТЫ | I ЭТАП | II ЭТАП | III ЭТАП | |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ | Базовые алгоритмы произвольной саморег уляции (Глава 3. §1) | Условия, правила и психотехники формирования произвольной саморегуляции | Глава 3. § 1(неизменно на всех этапах) | |
Сценарии игр (Глава 3. §2) | Внимание | Глава 3. §2.1(неизменно на всех этапах) | ||
Групповые и парные сюжетные игры | Глава 3. §2.2 (неизменно на всех этапах) | |||
Фольклор – детский рэп | Глава 3. §2.3 (неизменно на всех этапах) | |||
Контакт с собственным телом(Глава 3.§3) | Общая активация поведения. «ПРОСЫПАЛКИ» | Глава 3. §3.1 (неизменно на всех этапах) | ||
Общая релаксация поведения. «РАССЛАБЛЯЛКИ» | Глава 3. §3.1 (неизменно на всех этапах) | |||
ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫИ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ с ВНЕШНИМ МИРОМ | Психомоторное обеспечение коммуникативных процессов(Глава 4. §1) | Глава 4. §1.1 | Глава 4. §1.2 | Глава 4. §1.3 |
Неречевые каналы и средства коммуникации(Глава4. §2) | Глава 4. §2.1 | Глава 4. §2.2 | Глава 4. §2.3 | |
Речевые каналы и средства коммуникации(Глава4. §3) | Глава 4. §3.1 | Глава4. §3.2 | Глава 4. §3.3 |
ГЛАВА 3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И ПРОГУЛКЕ, ДОМА, В ДОУ И ШКОЛЕ