Русскоязычная проза В. Набокова. Эстетические принципы творчества и поэтика.




Споры о В. Набокове. Автобиографическая основа творчества. Тема России – «утраченного рая». Полемичность эстетических принципов и поэтики, основанных на отрицании традиционных установлений, принципов и норм реалистической литературы. Отказ литературе в гносеологизме, в общественном служении, в гуманизме, идейности и т.д. Отмена категории объективной реальности и жизнеподобия. Понимание литературы как феномена формы, стиля. Стиль как «замещение действительности». Культ единичного, эмпирического знания и художественного приема. Принцип игры, «литературного кроссворда». Процесс «перевода» жизни в роман как главный предмет изображения и сюжетная основа его романов. Интертекстуальность, аллюзийная основа героев и сюжетных коллизий. Принцип «деперсонализации». Двоемирное пространство-время романов. Сюжетообразующие мотивы рая, пошлости, дара, антидара.

Поэтика романа «Машенька». Реминисцентные образы и коллизии. Роль пародийных отсылок к русскому фольклору, к произведениям Пушкина, Шекспира, Фета, Блока, Маяковского и др. Мотив «романа» в произведении. Ганин – автор будущего романа «Машенька». Финал романа как реализация идеи превращения жизни в текст.

Фантастическая антиутопия «Приглашение на казнь». Образ антимира в романе, тема «кривого зазеркалья». Тема кукол, мотив театрализации. Функция авторской метафоры прозрачности-непрозрачности. Драма Цинцинната как «живого человека», роль мотива творческого дара героя. Мотивы «там», «тут» как антиномии «рая» и «пошлости», выражающие противостояние двух миров. Тема двойничества. Поэтика сна, своеобразие трактовки смерти. Смысл финала романа-сновидения.

«Дар» как роман о рождении романа «Дар». Мотивы дара и антидара, их носители. Отец и сын Годуновы. Мотив «тайного знания жизни». «Главная героиня романа - русская литература» (В. Набоков). Пушкин и Чернышевский – два полюса литературы. Роль «Жизнеописания Чернышевского» в структуре произведения. Поэтика финала романа. В. Набоков в современном литературоведении.

 

Литература:

1. Мельникова Н. Г. Классик без ретуши. М., 2000.

2. Аверин Б., Долинин Л. Набоков: pro et contra. СПб., 1999.

3. Нора Букс. Эшафот в хрустальном дворце. М., 1998.

4. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

5. Носик В. Мир и дар Набокова. М., 1991.

 

27. «Неофициальная литература» второй половины
ХХ века. Идейно-художественное новаторство
(Б. Пастернак, А. Солженицын, В. Гроссман,
Ю. Домбровский, В. Шаламов, А. Бек, В. Дудинцев и др.).

Идеологическая и художественная неоднозначность литературы второй половины ХХ в. Ортодоксальная и демократическая литература. Мировоззренческая двойственность официального «шестидесятничества». «Неофициальная литература» как культурная оппозиция власти и идеологически ангажированной литературе. Проблемно-тематическое и жанрово-стилевое новаторство, преодоление установлений и принципов реалистической поэтики, обращение к авангардным, условным формам, к фантастике, к новым жанровым структурам и к вечным, мифологическим жанрам.

Проблемы свободы и исторической правды как центральные, объединяющие творчество разных писателей.

Эпический роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: поэтика жанра, композиция, основные сюжетные линии, герои, смысл названия романа, ориентация автора на чеховские традиции в изображении человека. Концепция «дурьей», «бескорыстной доброты» Иконникова, выражающая авторскую философию внутренней свободы. Творческое переосмысление толстовских традиций.

«Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского как идеологический, полифонический роман, «вариант книги бытия». Современный, религиозно-мифологический, историко-культурный и фантастический уровни композиции, их связь. Проблема свободы и права, смысл названия романа. Функции христианских мотивов и аналогий. Образ художника и философия творчества в романе.

Эстетические принципы и поэтика «новой прозы»
В. Шаламова. Пантрагическая основа его миропонимания. Полемика писателя с позитивистской эстетикой и реалистической литературой. Принцип тождества этики и эстетики. «Документальный реализм» Шаламова. Метафизика смерти и своеобразие трагического в «Колымских рассказах». Тема воскресения и бессмертия.

Общественное и художественное значение творчества
А. Солженицына.

Трагедия отечественной науки в романе В. Дудинцева «Белые одежды»: смысл названия, герои, символика. Драма «государственного человека» в романе А. Бека «Новое назначение».

 

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Новый учебник по литературе: В 3-х книгах. М., 2001.

2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.

3. Русская литература XX в.: Уч. пос. М.,1999.

4. История русской литературы ХХ века (20-90-е гг.). Основные имена. Уч. пособие. М., 1998.

5. Зайцева А.Р. Художественные искания неофициальной литературы середины ХХ века: Учебное пос. Уфа, 2006.

6. Волков О. В. Шаламов. М., 1995.

7. Шкловский Е.А. Варлаам Шаламов. М., 1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: