Тема: Научные основы методики преподавания русского языка.




1.Место методики русского языка среди других наук. Связь с педагогикой, психологией и другими науками.

педагогика психология литературоведение (лингвистика) языкознание

 

методика обучения русскому языку

практика

Все знания, которые получают дети в период обучения грамоте, должны быть научными и достоверными.

Научными основами МОГ являются следующие науки: языкознание, литературоведение, педагогика, психология; опыт работы школы.

Языкознание (лингвистка).

Из лингвистики методика берет тот научный потенциал, которым располагает на сегодняшний день данная область науки.

Русское письмо звуковое, но между буквами и звуками нет полного соответствия (а, о, ы, у, и – соответствуют звуки и буквы). Обучающийся грамоте учится переводить звуки в буквы, т.е. писать, и, наоборот, переводить сочетания букв в звуковую форму слова, т.е. читать. Нужно четко представлять различие между звуками и буквами.

А) В начале обучения грамоте первоклассники узнают, что звук можно обозначить буквой. В одних словах столько же букв, сколько и звуков (мак, дуб, мама). Далее они узнают, что в словах букв может быть больше чем звуков (путь) и звуков больше чем букв (яма). Примеры студентов.

Б) Разные звуки могут обозначаться одной буквой (лук - люк). Важнейшая особенность согласных в том, что их произношение (чтение) обуславливается последующей гласной буквой (позиционный принцип чтения), хотя согласная буква остается одной и той же. Например, первые звуки произносятся по-разному, но записываются они одной и той же буквой «л». Чтение звука (л) в слове «лук» определяется последующей гласной – «у», т.к. гласные а,о,у, э, ы обозначают твердость предшествующего согласного, а гласные я,е,ю,е, и – мягкость. Вторые же звуки этих слов произносятся одинаково – у, а записываются разными буквами – у,ю.

Также зависят и от последующей согласной: звонкие согласные оглушаются перед глухими и наоборот (отбой (д)).

В русском алфавите 33 буквы и 42 звука. Основные звуки или фонемы – это те звуки, с помощью которых различаются слова и их формы. В русском языке мягкие согласные являются основными звуками-фонемами, они наряду с твердыми согласными служат для различения смысла слов. Необходимо знать, что есть только мягкие согласные (ч,щ,й) и только твердые согласные (ж,ш,ц). ъ и ь не обозначают звука но разделяют слияние или обозначают мягкость. Все эти знания закрепляются в работе с лентой букв.

Лента букв - это такое пособие, где буквы расположены в определённом порядке, но не по алфавиту

Литературоведение.

Из литературоведения методика берет описательные характеристики историко-литературного процесса и данные для осуществления анализа художественного текста. Методика русского языка опирается на понятия и закономерности литературоведения: на теорию жанров и стилей, на понятие образа в художественном произведении, на языковое мастерство писателя. Уроки родного языка формируют любовь к художественному слову. Складываются первые литературные понятия, литературный вкус, дети знакомятся с творчеством великих русских писателей – А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, с началами мировой литературы.

Психология.

Психология сообщает данные о возрастных возможностях усвоения знаний, об организации деятельности педагога и ученика, о специфике восприятия языка и литературы, о личностных особенностях и способностях овладения предметом. В начальной школе необходимо формировать у ребёнка учебную деятельность, так как полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность школьников может быть основой их всестороннего развития. Действительно прочные знания и навыки формируются у детей при наличии у них определённых теоретических знаний. Добросовестное отношение детей к учению опирается на потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности. Психолог Жинкин Н.И. открыл «тайну слияния звуков», механизм упреждения (предвосхищения) был перенесён на процесс чтения Д.Б.Эльконина. Психологи утверждают, что грамотный чтец обладает, «полем чтения», то есть охватывает зрением сразу часть текста, слов, букв. У начинающего чтеца – первоклассника «поле чтения» ограничено. Возникает вопрос: как расширить «поле чтения»? Чтобы прочитать слог, ребенку недостаточно просто охватить зрением буквы, ему нужно воспроизвести тот звук, который составляет слог или слово (м) + (а). Учителю следует удерживать темп чтения, читать точно, постепенно переводить детей от аналитического чтения к чтению целыми словами. Психологи рекомендуют на уроках многократное перечитывание текстов. Исходя из этого, учителя используют следующие приемы работы над текстом:

1.Жужжащее чтение (одновременное чтение в полголоса всем классом) - метод «птичьего базара»;

2. Хоровое чтение под руководством учителя (чтение по указке, чтение за диктором);

3. Чтение по ролям;

4. Чтение по рядам;

5. Мальчики и девочки (должен кто-то следить);

6. Чтение по заданию учителя (структурный анализ текста), например, «Прочитайте текст и найдите слово, которое соответствует данной схеме»;

Психологи утверждают, что у начинающего чтеца осознанность чтения, то есть понимание прочитанного, происходит только после чтения, в отличие от грамотного чтеца, поэтому учитель на начальном этапе разрешает использовать повторы при чтении.

Для того чтобы дети успешно овладели письмом необходимо развивать фонематический слух. Известный психолог Д.Б. Эльконин утверждал, что фонематический слух - это умение слышать отдельные звуки в словах, и умение производить анализ звуков, формы слов при внутреннем проговаривании, поэтому учителям на начальном этапе необходимо использовать письмо с проговариванием, с опорой на слог и соответствующую в нём гласную. Для развития фонематического слуха необходимо учить произносить четко каждый звук в отдельности, производить слого-звуковой анализ слов.

Педагогика.

Методика обучения грамоте связана с педагогикой. Главным разделом данной науки является дидактика, то есть общая теория обучения. В период обучения грамоте все дидактические принципы лежат в основе начального обучения языку: принцип научности и достоверности, наглядности, доступности, сознательности усвоения, прочности знаний, активности познавательной деятельности учащихся, самостоятельности, связи обучения с жизнью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: