Понятие формы правления и ее основные разновидности




 

Форма правления — организация высших органов государ­ственной власти: порядок их образования, принципы их взаи­моотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правле­ния» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными орга­нами, между этими органами и центрами экономической к по­литической власти, политическую среду, в которой реализуют­ся все эти отношения.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организа­ции и функционирования государства. Это не просто теорети­ческая абстракция категории науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы толь­ко и можем разобраться в смысле той или иной системы орга­нов государственной власти, установленной конституцией со­ответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается долж­ность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индус­триальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (националь­ного) представительства, формы правления стали обогащать­ся: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организу­ются отношения между главой государства, парламентом, пра­вительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей, И сегодня при ана­лизе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, ка­кая разновидность республики или монархии здесь установле­на.

В наиболее абстрактном виде основными формами правле­ния являются монархии и республики.

Монархия — это такая форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх (король, царь, император, шах и т.п.). Власть принадлежит ему, как правило, по наследству, юридически бессрочно. Монархия сложилась в период рабовладельческого общества, была основной формой правления при феодализме и сегодня сохранилась в ряде стран.

Монархии как форме правления присущи четкие юридичес­кие признаки.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внеш­ней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей Франции заявлял: «Государство — это я». Но это озна­чало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяй­ство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепост­ных (временами огромное количество), которые давали иму­щественное обеспечение монархическому двору, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

Монарх осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные совет­ники, министры, чиновники, служащие, объединенные в раз­личные органы государства. Монарху же приходится прини­мать решения по самым важным,, принципиальным государ­ственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его дос­тойным своего внимания. Он — высшая власть в государстве. Как правило, его власть объявлялась священной, наделя­лась религиозным ореолом. Она распространялась на все сфе­ры государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государствен­ной деятельности: законодательную, исполнительную и су­дебную, объединять в лице монарха все ветви государствен­ной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально, юридически независимым, практически он испы­тывает всегда влияние различных международных, политичес­ких и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

Монархическая власть отличается порядком своей легити­мации (утверждения, принятия): она, эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследо­вание только по мужской линии, наследование власти по стар­шинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда ус­тановленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это от­нюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное за­нятие престола нередко приводило к тому, что время властво­вания и даже сама жизнь монархов укорачивались внеправовыми и противогосударственными способами. Бессрочность мо­нархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует при­мерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Монарх считается свободным от ответственности. Но «без­ответственный» монарх — это отнюдь не человек, не заботя­щийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкрет­ной политической и юридической ответственности за результа­ты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в госу­дарственном управлении отвечают его советники, другие чи­новники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.

Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления — это как бы идеал, типич­ная форма монархии. В конкретной исторической действитель­ности, конечно же, были различные исключения и отступле­ния от перечисленных юридических признаков.

В отличие от монархии республика — это форма правле­ния, при которой верховная власть в государстве периодически избирается, а потому является срочной, и лица, исполняющие возложенные на них полномочия по осуществлению государ­ственной власти, ответственны за свои действия.

Государства с республиканской формой правления были известны в период рабовладельческого строя (Древня Греция и Древний Рим). Однако, как правило, установление республики знаменовалось становлением буржуазных общественных отно­шений.

Республиканская форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающий полномочия гла­вы государства и главы правительства, именуется президентс­кой республикой.

В такой республике правительство назначается самим пре­зидентом и не несет политической ответственности перед пар­ламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой обычно считают США, где впервые была установлена эта форма правления. Сегодня она имеет место в Мексике, Панаме, Уругвае, Венесу­эле и др.

В президентской республике президент в одно и то же вре­мя и глава государства и глава правительства.

В отличие от президентской республики парламентская рес­публика характеризуется провозглашением принципа верховен­ства парламента, который формируется на основе всеобщего избирательного права, перед которым правительство несет по­литическую ответственность за свою деятельность.

Формально отличительной особенностью парламентской республики является наличие должности премьер-министра. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским путем.

Чаще всего отличительным признаком парламентарной республики называют ответственность правительства перед парламентом. Речь идет о политической ответственности пра­вительства в целом перед парламентом. Министры считаются солидарно ответственными.

Вопрос о парламентарной республике нельзя рассматривать изолированно от вопроса о политическом режиме, так как пар­ламентарная республика может существовать лишь в условиях буржуазно-демократического режима и не может сохраниться при авторитарном режиме.

Следует обратить внимание на то, что сущность современ­ного парламентаризма можно определить следующим образом:

1. Власть парламента— производное от суверенитета народа на основе демократических выборов. В интересах выпол­нения определенных функций парламент наделяется легитимной властью.

2. В системе разделения властей парламентская власть — ограниченная, обособленная от других подсистем власти, но в то же время вынужденная взаимодействовать с ними власть.

3. Власть парламента — конституционная, нормативно га­рантированная.

4. Парламентская власть сопряжена с выполнением опре­деленных функций. В этом отношении она имеет гарантиро­ванный масштаб и характер, а сами функции объективно обус­ловливают как широту полномочий парламента, так и их пре­делы.

5. Парламентская власть и парламентаризм, как специфи­ческая структура и система власти, являются частью партий­ной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: