Основная литература. Дополнительная литература. Контрольные вопросы




1. Текст(от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и т. д.

2. Свойства научного текста и правила его построения. Основнымисвойствами научного текста считаются связность, цельность и логичность.

Научной речи свойственно именно «подчеркнутая логичность» - одна из главных её черт. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения. Этому служат специальные языковые и речевые средства и в лексике, и в синтаксисе предложения, и в структуре текста.

Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, которая проявляется в том, что все компоненты текста взаимосвязаны между собой.

Связностьтекста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев.

При построении текста следует подбирать предложения с точки зрения целого высказывания, поскольку предложения вне высказывания не является коммуникативной единицей, так как не обладает смысловой полноценностью.

3.Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяется структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение.

Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.

Можно выделить несколько типов заголовков:

- о предметах, например: Валовой общественный продукт; Мировая торговля; Фина нсы.

- о процессах, например: Экономическая интеграция; Процесс воспроизв одства.

- о свойствах, например: Товар и его свойства.

- о связях и отношениях, например: Сущность мирового хозяйства; Значение торговой рекламы.

- о человеке и его деятельности, например: Организация первичного учета и документооборота; Теория ссудного процента.

Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы.

При формулировании цели можно использовать такие стереотипы:

Цель работы -… раскрыть специфику;…выявить закономерности (выявление закономерностей);..создать типологию (создать типологии);.. объяснить явление;... описать функции; … разрабатывать модель (разработка моделей); … охарактеризовать систему; …обобщить факты;…систематизировать элементы (систематизация элементов).

Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) делится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Заключениеимеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

4.Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы.

Логическая схема текста Основной тезис     аргумент 1 аргумент 2…..     иллюстрации иллюстрации
 
 

вывод/ резюме

Комментарий к схеме:   Основной тезис- это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете). Аргументы– это основания тезиса; доказательства. Иллюстрации - примеры, подтверждающие теоретические положения. Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.

5. Тематическое единство текста.Оно выражаетсяв том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке. Заголовок – один из существенных признаков текста, который связан с другим – завершенность текста, его концовка. Обозначение темы нередко содержится в начальных предложениях.

6. Виды связи в тексте. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная. Цепная связь - структурное сцепление предложений: непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Виды цепной связи

Примеры взаимосвязи предложений Способы связи
1.Идет развитие международных экономических отношений с промышленно развитыми странами. Поддерживаются традиционные экономические отношения со всеми странами СНГ и Востоком Европы. Лексический повтор (Экономические отношения – экономические отношения)
2.Ни один предприниматель не мог организовать собственное предприятие. Оно могло быть создано на акционерных началах объединения капиталов членов акционерного общества. Местоименная замена (Собственное предприятие - оно)
3.Размер дивиденда зависит от прибыльности предприятия. Прибыльность фирмы этого общества составляет 10%. Синонимическая связь (Предприятие - фирма)

Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых, например: Осуществляется замена аналогового оборудования на цифровое. Развиваются услуги пользования сетью Интернет. В данных предложениях наблюдается параллелизм синтаксических конструкций.

Для связи предложений в тексте также используются лексические и морфологические средства, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа - прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т. д.), последние характерны для научной речи.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями - присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

Основная литература

7 [80-89]; 8 [140-141, 224-225]; 10 [22-28]; 13 [77-84]; 14 [217-218, 220].

Дополнительная литература

17 [21-25, 30-40]; 26 [7-11].

Контрольные вопросы

1. Что такое текст? Как производится анализ научного текста?

2. Какие структурно-смысловые компоненты выделяются в тексте?

3. Какие можно выделить типы заголовков?

4. Какие виды и способы связи предложений в тексте вам известны?

5. В виде какой схемы может быть представлен научный текст?

 

Абзац и ССЦ

Задание 1. Прочитайте текст, подготовьтесь ответить на вопросы по содержанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: