«Хоровое пение». I. Пояснительная записка




Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

Срок реализации – 8 лет

 

Новоржев 2017


Структура программы «Хоровое пение»

I. Пояснительная записка:

- Направленность образовательной программы «Хоровое пение»

- Цель и задачи программы «Хоровое пение»

- Срок реализации программы «Хоровое пение»

- Критерии отбора детей в ДШИ №1

- Реализация программы «Хоровое пение»

- Организация образовательного процесса

- Финансовая и материально-техническая база реализации программы «Хоровое пение»

II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»

III. Учебный план

- Учебный план по программе «Хоровое пение» (Нормативный срок обучения – 8 лет)

IV. График образовательного процесса

- График образовательного процесса по программе «Хоровое пение» (Нормативный срок обучения – 8 лет)

V. Программы учебных предметов

- Программы учебных предметов предметной области «Музыкальное исполнительство»

· Хор

· Фортепиано

· Основы дирижирования

- Программы учебных предметов предметной области «Теория и история музыки»

· Сольфеджио

· Слушание музыки

· Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

- Программы учебных предметов предметной области «Вариативная часть»

· Ансамбль

· Теория музыки

VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

- Критерии оценок

- Критерии оценки качества исполнения

VII. Программа методической, творческой и концертно-просветительской деятельности ОУ


I. Пояснительная записка

- Направленность образовательной программы «Хоровое пение»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (далее – программа «Хоровое пение») разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований.

Программа «Хоровое пение» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

· выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

· создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

· приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

· приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

· подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

- Цель и задачи программы «Хоровое пение»

Цель программы «Хоровое пение»:

· обеспечение преемственности программы «Хоровое пение» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства для сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Задачами программы «Хоровое пение» являются:

· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

· формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

· выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой


деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно- эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

- Срок реализации программы «Хоровое пение»

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в МБУ ДО Новоржевская детская ДШИ им. Б. С. Трояновского» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Хоровое пение" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

МБУ ДО «Новоржевская детская ДШИ им. Б. С. Трояновского» имеет право реализовывать программу "Хоровое пение" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.

 

- Критерии отбора детей в МБУ ДО « Новоржевская детская ДШИ им. Б. С. Трояновского »

При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» МБУ ДО «Новоржевская детская ДШИ им. Б. С. Трояновского»

проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано.

Федеральные государственные требования являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хоровое пение», разработанной ДШИ им. Б. С. Трояновского на основании федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой МБУ ДО «Новоржевская детская ДШИ им. Б. С. Трояновского».

 

- Реализация программы «Хоровое пение»

Программа «Хоровое пение» определяет содержание и организацию образовательного процесса в МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского». Программа

«Хоровое пение» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Разработанная программа «Хоровое пение» обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программы

«Хоровое пение» в соответствии с федеральными государственными требованиями.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского» создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

· выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

· организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

· организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

· организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

· использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

· эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

· построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

· эффективного управления МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского».

 

- Организация образовательного процесса

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы "Хоровое пение" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению образовательной программы со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Хоровое пение» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.

МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского» обеспечивает изучение учебного предмета

«Хор» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор, но в связи с малочисленностью населения г. Новоржева и не большим контингентом поступающих, в ДШИ им. Б. С. Трояновского существует два состава хора- младший состав и старший состав.Хоровые учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Программа "Хоровое пение" обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности г. Новоржева.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского». Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 126 часов при реализации образовательной программы со сроком обучения 8 лет и 150 часов при реализации образовательной программы с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,

имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно- просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Педагогические работники МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского» проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского» осуществляют творческую и методическую работу.

При реализации программы «Хоровое пение» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

· по учебному предмету «Хор» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

· по учебному предмету "Основы дирижирования" – 100 процентов от аудиторного учебного времени;

· при введении в вариативную часть образовательной программы "Ансамбль" – до 100 процентов аудиторного учебного времени.

ДШИ создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хоровое пение», использования передовых педагогических технологий.

 

- Финансовая и материально-техническая база реализации программы

«Хоровое пение»

Финансовые условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского» исполнение федеральных государственных требований.

Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями.

Материально-техническая база МБУ ДО «ДШИ им. Б. С. Трояновского» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально- технического обеспечения включает в себя:

· концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,

· библиотеку,

· помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

· учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино). Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета

«Фортепиано», оснащены роялями или фортепиано.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6

кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов

"Слушание музыки", "Сольфеджио", "Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)", "Элементарная теория музыки" оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

Реализация программы "Хоровое пение" обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение».

В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»

Минимум содержания программы «Хоровое пение» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

· в области музыкального исполнительства: а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений; б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

· в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных ранее предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

· в области музыкального исполнительства: а) хорового:

- знания основного вокально-хорового репертуара;

- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- знания основ дирижерской техники; б) инструментального:

- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

· в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.


III. Учебный план

Утверждаю: Директор МБУ ДО

Новоржевская ДШИ Курникова С. М._________

УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: