Структура программы учебного предмета «Ансамбль»




I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Вокальный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного исполнительства.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для ансамблевого исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Программа по вокальному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, народной песней, русской музыкой 19,20 и 21 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

 

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 5 по 8 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

Таблица 1.

Срок обучения   (5-8 классы)
Количество часов на аудиторные занятия  
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 115,5
Максимальная учебная нагрузка 346,5

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2-х до10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока 1 академический час (40 минут)

По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим

образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

Цели и задачи учебного предмета. Цель:

• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного пения, оценивать работу друг друга);

• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при пении в ансамбле;

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого пения;

• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при пении в ансамбле), артистизма и музыкальности;

• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого исполнительства;

• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;

• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса сольного пения.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала вокальных партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с вокальным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального ансамбля.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

I. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2.

Распределение по годам обучения
Класс        
Продолжительность учебных занятий (в неделях)          
Количество часов на аудиторныезанятия в неделю        
Общее количество часов на аудиторные занятия  
Количество часов на внеаудиторныезанятия в неделю 0,5      
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам   16,5        
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 115,5
Максимальноеколичество часов занятий в неделю        
Общее максимальное количество часов по годам        
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 346,5

 

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

Требования по годам обучения

В ансамблевом пении так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные вокально - технические навыки, владения певческим дыханием, навыки ансамблевого пения, позволяющие демонстрировать в ансамблевом исполнительстве единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

• знание ансамблевого репертуара;

• знание основных направлений вокально-ансамблевой музыки различных эпох;

• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием

и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Содержание Структура программы «Элементарная теория музыки»

I. Структура программы………………………………………………………………....3

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе………………………………………………………………3

2. Срок реализации учебного предмета………………………………………………3

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета……………………..3

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………………...3

5. Цель и задачи учебного предмета………………………………………………….4

6. Обоснование структуры программы учебного предмета………………………...5

7. Современные технологии и методы обучения…………………………………….5

8. Описание материально-технических условий реализаций

учебного предмета…………………………………………………………………..6

 

 

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в вариативную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: