Основные техники аутотренинга




Педагогический тренинг

Автор Название этапа, цели и задачи Технология проведения
Расширение самосознания учителей Митина Л.Н. Технология содержит четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие. Цель: личностно-профессиональное развитие современного человека как двигателя прогресса. В модели профессионального развития (профессиональной эволюции) выделяют три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самоопределениясоотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления «Я» и «Другого». Сначала определенное качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя, и происходит сознательный акт выбора, выявления и утверждения необходимости собственных изменений и преобразований. Это происходит благодаря особой взаимосвязи с другими людьми, которая характеризуется способностью отождествления себя с другими (возможность брать новое содержание от других) и обособления себя, своего «Я» (возможность делать данное содержание своим). На стадии самовыражениясоотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «Я». Профессионал оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какойто степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. На этой стадии человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Главным мотивационным фактором при этом является стремление профессионала к более полному проявлению своих возможностей, творческих способностей. На стадии самореализациисоотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «высшее Я». Формируется жизненная философия профессионала в целом, осознается смысл жизни, общественная ценность его личности. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии обусловлено высоким уровнем ценностно-смыслового отношения субъекта к своей профессии как к чрезвычайно значимой жизненной ценности, как к способу самореализации, дающему возможность осуществить, «выполнить» себя, удовлетворить потребность во всестороннем развитии личности, т. е. потребность реализовать собственное «творческое Я».
Тренинг эффективного учителя Овчарова Р.В. Психотехнические игры и упражнения, которые может использовать психолог, помогая педагогам справиться с обстоятельствами, направлены на достижение двух целей Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение профессионального самосознания.   1. Игры-релаксации В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситу­ациями, важным условием сохранения и укрепления пси­хического здоровья работника выступает его умение вовре­мя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2—5 мин, затраченных на выполне­ние психотехнических упражнений, педагог может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабиль­ности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищаю­щий психику и способствующий быстрому и эффективно­му отдыху. Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дере­во», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания», «Кни­га», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я — ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я — резервуар». 2. Адаптационные игры Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, кани­кул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала за­нятий и в первые минуты после начала занятия. При этом используются игры «Фокусировка», «Дыхание», «Психо­энергетический зонтик», «Распределение внимания», «Пе­реключение внимания», «Животное», «Эмоция». 3. Игры-формулы Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при под­готовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариа­ции и отступления в виде выбора стиля формул, слов, дли- тельности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формули­ровки самоприказа. Тексты формул самовнушения состав­ляются педагогом заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь». Для оперативного пользования формулой жела­тельно иметь короткий текст. Большое значение имеет нача­ло формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула само­внушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов. Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и со­стоянием сосредоточенности. Используются утренние и ве­черние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на умень­шение напряжения, снятие волнения и усталости, восста­новление сил. 4. Игры-освобождения Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужен-ностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряжен­ности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объектива­ция эмоционально отрицательного состояния, выбрасыва­ния его вовне и тем самым избавление от него. Существует несколько форм децентрации: ролевая, ин­теллектуальная, коммуникативная. Первая связана с пере­воплощением человека в другой предмет, например в дере­во; вторая производится за счет педагогической рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например видеокамера; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой — хороший. Перечень игр-освобождений: «Диалог», «Видеока­мера», «Плохой — хороший», «Мой враг — мой друг». 5. Игры-коммуникации Для успешного выполнения педагогической деятельнос­ти воспитатель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной прак­тике часто происходит смещение позиций и нарушение правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у педагогов внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения. Игровые упражне­ния: «мышечная броня», «маска релаксации», «давление», «поставь себя на место другого», «монолог с двойником», «нейтрализация», «равенство», «взаимодействие», «Я—пе­дагог», «Я—жена», «Я—мать», «анонимный список претен­зий», «ревизия» и др. Эти упражнения направлены на опти­мизацию отношений педагога с учащимися, коллегами, родителями и собственной семьей.  
Программа по обучению педагогов «Стилю Педагогической Деятельности» Васильева Е.Ю. Цели обучения СПД: развитие и актуализация профес­сионально-нравственных качеств личности педагога — де­ловых, общения и личности — в условиях обучения СПД. Формирование СПД учителя может проходить спонтан­но и целенаправленно в процессе всей педагогической дея­тельности на базе имеющихся и постоянно меняющихся в процессе формирования профессионально-нравственных ка­честв. Эти качества, в зависимости от их направленности, могут либо содействовать, либо препятствовать становле­нию стиля, особенно если речь идет о формировании соци­ально-типичного СПД. Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно пол­ное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и стремле­ние к самооценке и совершенствованию стиля в последую­щей профессиональной деятельности. Программа по обучению педагогов СПДпредусматривает решение последовательного ряда задач (Васильева Е.Ю.,Л991). I раздел.Познание стиля педагогической деятельности как интегральной характеристики. Задачи: а) формирование понятия о СПД; б) развитие интереса к этой категории педагогического мастерства; в) пробуждение потребности в познании особенностей собствен­ного стиля педагогической деятельности. Ожидаемый результат: упедагога появляется по­требность в самооценке СПД на основе достаточно полного представления о месте и значимости СПД в овладении про­фессиональной деятельностью. Методы: лекция, беседа, анализ и самоанализ. II раздел.Познание себя как субъекта формирования СПД. Задач и: а) обучение приемам и способам формирова­ния профессионально-нравственных качеств, характеризу­ющих СПД; б) организация учебно-педагогической дея­тельности, способствующей актуализации и развитию СПД; в) формирование мотивов овладения СПД. Ожидаемый результат: педагоги активно включа­ются в процесс взаимодействия спедагогами по овладению не только необходимыми знаниями, но и способами пове­дения, характеризующими СПД. Методы: анализ и самоанализ; решение педагогических задач, профессиональный тренинг, лекция. Обучение педагога СПД способствует его профессиональ­но-педагогическому становлению и является эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: — обучение строится с учетом личного опыта педагога и осознания значимости СПД в профессиональной деятельности; — обучение приобретает двусторонний характер взаимо­действия психолога и педагога, выступающих в равной по­зиции субъектов педагогического процесса; — совместно с педагогом обсуждаются цели, содержа­ние, технология и ожидаемые результаты обучения СПД; — в процессе обучения у них складывается достаточно полное представление о гуманистическом и творческом ха­рактере СПД и стремление к овладению необходимыми зна­ниями и умениями, характеризующими СПД; - процесс взаимодействия участников подготовки вы­зывает чувство взаимной и личной удовлетворенности дос­тигнутым результатом; — личностным достижением курсового обучения являет­ся потребность в самооценке педагогом СПД как средства самоутверждения.

Основные техники аутотренинга

Название метода или техники Цель Автор
Классический аутотренинг по И. Г. Шульцу И. Г. Шульц обозначает классический аутотренинг как самовоспитание при помощи специальных занятий, основывающихся на самовнушении. Метод возник из давних техник гипноза, на основе самостоятельного воспроизведения присущих гипнотическому состоянию переживаний: тепла, тяжести и покоя И. Г. Шульцу
Модификации классического аутотренинга Больше, чем в классическом варианте аутотренинга, придаётся значение релаксации мышц рук, речедвигательного аппарата и лица, что благоприятствует более полному аутогенному погружению. Больше использованы образные представления, уменьшена доля проговаривания про себя. Средства самовоспитания и самоубеждения преобладают над самовнушением Версия Мюллера-Хегеманна.
Модификации классического аутотренинга Вариант аутотренинга применяется для оздоравливающего влияния на те или иные органы. Для каждого органа разработаны специальные упражнения. Занятия проходят под контролем специалиста, внешнему воздействию придаётся большее значение. Рекомендуется формировать группы пациентов по сходным заболеваниям Версия Х. Клейнзорге — Г. Клюмбиес.
Модификации классического аутотренинга Обучение проводится под руководством врача. Перед началом основного обучения аутотренингу пациенты проходят небольшой курс по управлению мышечным тонусом. Врачу рекомендуется формулировать внушения властным, авторитетным тоном. Самостоятельная активность пациентов значительно уменьшена. Практически все воздействия и эффекты аутотренинга авторы объясняют самовнушением, недооценивая роль других факторов Версия А. М. Свядоща — А. С. Ромена.
Модификации классического аутотренинга Вариант аутотренинга содержит мобилизующие упражнения, увеличивающие уровень активации организма. Могут пропускаться упражнения на релаксацию. До возникновения этой модификации, занятия аутогенной тренировкой были противопоказаны людям с астеническими заболеваниями и артериальной гипотонией. Версия К. И. Мировского и А. Н. Шогама.
Модификации классического аутотренинга. Психорегулирующая тренировка Для спортсменов. Как и в предшествующей модификации широко используются мобилизующие, активирующие упражнения Версия А. В. Алексеева и Л. Д. Гиссена.
  Разработали вариант аутотренинга для применения в условиях лечебного заведения, под руководством врача. Сроки обучения сжаты в три раза, до одного месяца. Достигается это за счёт увеличения продолжительности отдельного занятия до 30 минут. Увеличена роль врача, за которым пациент воспроизводит формулировки внушений. Содержание внушений изменено в сторону расширения, исключены формулы, которые могут вызвать дискомфорт у больных людей Версия М.С. Лебединского и Т. Л. Бортник.
Модификации классического аутотренинга. Коллективно-индивидуальный метод Обучение проходит в группе, закрепляется домашним заданием. Дополнительно, индивидуально даются упражнения, в зависимости от личных особенностей, заболеваний. Стандартные упражнения дополнены дыхательной гимнастикой. В начале занятий предлагается исключить формулы внушений, которые могут не иметь эффекта, чтобы не дискредитировать метод в глазах пациента. Важная роль отводится активизации личности пациента и индивидуальному подходу Версия Г. С. Беляева.
Модификации классического аутотренинга. Репродуктивная тренировка Активное использование в методике сенсорной репродукции — воспроизведение ощущений, воспоминание о соответствующих впечатлениях. Методика объединила в себе многие приёмы и подходы: дыхательную гимнастику, психодиагностику, идеомоторную тренировку и другие методы. Из-за трудностей в освоении не приобрела широкой популярности Версия А. Г. Панова, Г.С. Беляева, И.А. Копыловой, В.С. Лобзина.
Модификации классического аутотренинга. Санаторный Рассчитан на ускоренный курс обучения (20–24 дня). Вместо формул внушения тяжести, применяется внушение лёгкости, невесомости, что благоприятно сказывается при ряде заболеваний. Включены упражнения с элементами медитации, снижающие мыслительную активность. Для выхода из аутотренинга используются образные представления, повышающие психический тонус Версия Л. П. Гримака.
Современный аутотренинг. Релаксация состоит в обучении пациента умению различать и контролировать чувство расслабления и напряжения. Для этого предлагается последовательно напрягать группы мышц, после чего рефлекторно возникает расслабление. Пациент должен запомнить эти ощущения, чтобы уметь распознавать, в какой мере напряжены те или иные мышцы тела. Обучение происходит последовательно, от одних мышц к другим. В результате тренировок приобретается умение быстро расслаблять все мышцы без предварительного напряжения. Метод позволяет достичь и умственной релаксации. Для достижения умственного расслабления предлагается представлять мысленные образы: движущиеся предметы (машину, поезд, птицу) или более сложные, связанные с социальным взаимодействием. Мысленные образы вызывают соответствующие микронапряжения мышц и последующее расслабление. При этом мысли сами собой успокаиваются Релаксация по Джекобсону
Современный аутотренинг. Управление вниманием Умение концентрировать внимание — существенное условие эффективности почти любой деятельности, включая и саморегуляцию. Но в некоторых формах саморегуляции, таких как медитация, управление вниманием играет важнейшую роль. Тренировки концентрации внимания в аутотренинге следует начинать с внешних объектов, сначала монотонно движущихся (например, стрелки часов), затем на простых, «неувлекательных» объектах (шариковой ручке, коробке спичек). Постепенно тренировки переносятся на внутренние переживания: ощущения какой-нибудь части организма, дыхательного процесса. Занятия проводят два-три раза в день, сначала около одной минуты, постепенно увеличивая до 4–5 мин. В. Л. Леви
Современный аутотренинг. Самовнушение. Аффирмации Аффирмации (утверждения) — позитивные установки-убеждения о том, что желаемое уже осуществилось или происходит в настоящий момент. Пациенту предлагается составить короткую, позитивную, простую формулу самовнушения, соответствующую желаемым изменениям. Формулу самовнушения следует повторять около 20 раз перед погружением в сон и сразу после просыпания. При необходимости самовнушение повторяется в любое время. Формулы нужно произносить монотонно, не задумываясь над содержанием внушения. Эффективность технологии автор объяснял тем, что воображение всегда одерживает победу над волей. Сознательное самовнушение позволяет не противопоставлять волю воображению, а объединить их силы Э. Куэ
Современный аутотренинг. Самовнушение. Настрои В технологии СОЭВУС (словесно-образном эмоционально-волевом управлении состоянием человека), который разработал Г. Н. Сытин, предлагается использовать специально составленные настрои. Текст настроев не рекомендуется изменять, поскольку это снижает их эффективность. В противоположность многим другим подходам, самовнушение надлежит проводить в состоянии интенсивного бодрствования, при освоении настроя надлежит быть как можно активней (к примеру, ходить), произносить настрои как можно эмоциональней Г. Н. Сытин
Современный аутотренинг. Методики визуализации Методики визуализации — обобщённое наименование психологических приёмов, предназначенных для создания и управления визуальными образами во внутреннем, мысленном пространстве. Подход появился на основе использования приёмов визуализации в методе биологической обратной связи. Авторы предположили, что использование зрительных образов позволит влиять на физиологические процессы, в частности, рак. Предлагается визуализировать воображаемый образ сильной иммунной системы, побеждающей раковые клетки. Подход Самойнтонов может применяться для облегчения других телесных заболеваний и психоэмоциональных проблем. Визуализация не заменяет обычное лечение, а дополняет его. Применение метода позволило существенно улучшить результаты обычной терапии Супруги Саймонтон
Современный аутотренинг. Самоубеждение Самоубеждение — это осуществление критико-аналитического влияния на свои личностные установки, мотивы. Первооснова самоубеждения — логическое обоснование значимости какого-либо мотива, действия. В самоубеждении задействован внутренний диалог с собой, в котором приводятся аргументы, доказательства, основанные на знаниях, опыте, усвоенных идеях. Эффективность самоубеждения возрастает при активном состоянии бодрствования, высоком уровне интеллекта, воли, чётком понимании собственных целей и потребностей. В.М. Бехтерева

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: