Этапы профессионализации педагога




Этапы Характеристика
Первый критический этап адаптации. Кризис экспектаций Первый этап характеризуется встраиванием человека в профессиональную деятельность и в систему профессиональных отношений, состоит из критической фазы адаптации (первые 0,5 – 1,5 года) и стабильного периода профессионального роста и реализации (1–2 года). Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса: • конструктивный – активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; • деструктивный – увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций
Первый стабильный период. Целостность против фрагментарности Второй такт профессионального становления заключается в освоении места, базовых технологий, получении первых признаний, подтверждений, в зависимости от особенностей человека занимает от полугода до двух лет. Происходит стабилизация, наступает новый этап, для которого характерна задача (или конфликт) удержания целостности деятельности и себя в деятельности. Суть конфликта состоит в том, что любой преподаваемый учителем предмет (проекции науки или выделенной из неё части – научной теории – в школьную программу) должен быть передан в виде последовательности «проведенных» уроков. При этом перед начинающим учителем стоит задача – удержать целостность и научность «картины» предмета, сохранить все его внутренние связи, его структуру, не расчленив и не «рассыпав» её на фрагменты отдельных фактов, терминов и понятий.
Этап первичной профессионализации. «От стажера – к специалисту». Кооперация и дифференциация в профессиональной деятельности. Изложение против восприятия (стаж 3 – 5 лет) Новый этап профессионального становления наступает тогда, когда молодой специалист определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений, освоил базовые процедуры, регламенты, режимы деятельности и выполняет нормативно одобряемую деятельность. Для этого периода характерна типологизация учеников педагогом («средний», «слабый», «сильный»). И именно с этими группами учеников педагог начинает работать, постигая основные способы передачи предмета, приобретая навыки получения обратной связи от учеников. Для этого периода характерно разветвление возможных путей развития профессионализации педагога: 1. Расширение репертуара способов/техник/методов преподавания своей деятельности для обеспечения усвоения своего предмета. 2. Профессиональная кооперация с преподавателями других предметов для оптимального построения содержания преподаваемого предмета.
Второй критический этап. Кризис профессиональной карьеры. Преподавание предмета или развитие ребенка? Потребность в дальнейшем повышении квалификации, неудовлетворенность занимаемой должностью, зависть к сверстникам и сокурсникам, создание семьи и связанные с этим финансовые трудности – такое содержание третьего критического периода описывает Климов Е.А, называя этот период кризисом карьеры. Мотивы самоутверждения в новой социальной ситуации и интереса к новой деятельности перестают работать. Неудовлетворенность профессиональным положением, ощущение прекращения собственного развития, переосмысление себя самого и своего в мире («смысла жизни»), внезапное обнаружение новых мотивов и смыслов в привычном доселе труде. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Смена места работы или смена позиции на старой работе, причем освоение новой позиции или нового места с использование предыдущего опыта – оптимальный ход, определяющий развитие на этой стадии. В случае, если такой переход не состоялся, возможны смена профессионального интереса и попытки рационализировать уже освоенные типы работ и занятости.
Этап вторичной профессионализации. «От специализации – к многофункциональности». Персональное и коллективное (стаж от 7 до 12 лет) Третий стабильный период. Гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» – по Е.А. Климову [Климов, 1996] [133]). Человек работает как бы «играючи», легко выполняя задания по освоенным технологиям [Митина, Асмаковец, 2001] [134]. «Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Вследствие этого усиливается неудовлетворенность собой и своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации»
Этап мастерства. «От многофункциональности – к мастерству» или «От индивидуального мастерства – к мастерству группы». Продуктивность против застоя Самая высокая ступень в развитии профессионализма педагога. Конфликт профессионализации в этот период носит характер внутреннего, субъективного, основанного на осознании того, что дальнейшее профессионально-личностное развитие в рамках прежней позиции (учитель-предметник, например) уже невозможно. Для дальнейшего развития необходима смена позиции и сопряженная с ней смена индивидуального смысла «пребывания» в профессии. Это могут быть следующие профессиональные роли: методист, педагог-разработчик, учитель-эксперт, учитель-ментор, руководитель методического объединения, руководитель проекта, учитель учителей (работа в Институте повышения квалификации работников образования) и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: