Виды профессиональных деструкций педагога




Авторы Виды деформаций и их характеристика Причины
А.К. Маркова 1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала, — здесь происходит сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности.
2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В педагогической профессии выделяют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях.
3. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности. Этот феномен объясняется тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием действий, которые выполняет учитель, прежде всего обусловленных влиянием тех действий, приемов, операций, но и его личностной направленностью.
Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк Авторитарность,которая проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании авторитарного стиля педагогического общения Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.
Демонстративность,стремление педагога быть все время на виду, даже в ущерб взаимодействию с учеником Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.
Педагогический догматизм. Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт. Возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач
Дидактичность — это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе — в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
Педагогическая индифферентность,характеризующуюся эмоциональной сухостью и равнодушием к учащимся Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения
Педагогический консерватизм. Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.
Профессиональная агрессия. Проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, использовании авторитарного стиля педагогического общения Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.
Ролевой экспансионизм. Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.
Социальное лицемерие. Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений. Обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
Поведенческий трансфер. Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Ненормативное поведение учащихся (агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость) переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
Неадекватная самооценкапроявляется в основном в завышенной самооценке, связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.
Информационная пассивностьпедагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры) Прекращение своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета.
Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу — не как к обмену «дежурными репликами», а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир другого и отражению в нем своего внутреннего мира.
Формализм — формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали». Стрессовые ситуации, чрезмерная требовательность со стороны руководства. Неудачный прошлый опыт. Отсутствие мотивации.
Доминантность. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет. обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать.
Выученная беспомощность- снижение уровня профессиональной активности, отсутствие инициативы, избегание ситуаций, сопряженных с возможной неудачей. С увеличением стажа работы педагоги все чаще используют пассивные и асоциальные стратегии преодоления. С повышением мотивации избегания неудач возрастает профессиональная дезадаптация, для преодоления которой используются в основном пассивные стратегии преодоления, а именно - осторожные действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: