РАЗДЕЛ 1. ОБШАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА




Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и особенности, структура норм административного права.

2. Формы реализации административно-правовых норм.

3. Действие административно-правовых норм во времени и пространстве.

4. Источники административного права.

5. Понятие, структура и основные черты административно-правовых от­ношений.

6. Виды административно-правовых отношений.

7. Субъекты административно-правовых отношений.

8. Юридические факты в административном праве.

Отвечая на вопросы, необходимо определиться с содержанием понятия «административно-правовая норма»,раскрыть ее основные признаки, а именно:

- административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти (как государственного управления в целом, так и его отдельных звеньев, рационального их взаимодействия);

- определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций;

- административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти;

- служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

- административно-правовая норма есть акт правотворчества.

Таким образом, для норм административного права характерны: ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов; односторонне-властное волеизъявление стороны; широкая сфера усмотрения; преобладание директивно-обязательных норм, нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение админист­ративных санкций за правонарушения.

При этом следует показать особенности структуры норм административного права, обратить внимание на «маневренность» гипотезы, которая далеко не всегда выражена в ней самой и может нахо­диться в структуре преамбулы, вводной части или общих положений, в иных смежных или однородных актах. Особое внимание требуется уделить основаниям классификации диспозиции и санкции.

При рассмотрении данного вопроса важно уяснить, что административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по юридическому содержанию. Следовательно, существуют различные критерии их классификации. В соответствии со сложившимся в юридической теории и практике представлении о видах правовых норм возможно предложить следующую классификацию административно-правовых норм: по предмету регулирования, по методу воздействия, по целевому назначению, по юридической силе, по кругу лиц, по действию в пространстве, по действию во времени, по уровню обобщенности диспозиции, по адресату.

Для усвоения материала целесообразно каждый вид административно-правовой нормы разобрать на конкретном нормативном акте (например, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»).

Особое внимание следует обратить на особенности субъектов, объектов, характера связей и условий административно-правовых отношений, а также способы защиты административно-правовых отношений (административный, судебный, договорно-согласительный).

Задание 1. Найдите в нормативных правовых актах рекомендательные нормы административ­ного права. Каково ваше мнение об условиях целесообразности их применения?

Задание 2. Найдите в нормативных правовых актах нормы, которые могут быть отнесены к внутриаппаратным. Каковы особенности вступления в силу и действия этих норм административного права?

Задача 1. В строительной организации ООО «Весна» произошел несчастный случай на производстве, в результате которого 3 человека были признаны инвалидами. Однако руководство ООО «Весна» скрыли факт несчастного случая, не сообщив о нем в надлежащую государственную инспекцию труда, которая по собственной инициативе составила заключение и вынесла постановление об административном наказании директора ООО «Весна» в виде административного штрафа. Каков может быть размер штрафа? Законно ли постановление государственной инспекции труда? Можно ли выделить в данной ситуации государственно-управленческие отношения?

Задача 2. Директор государственного унитарного предприятия «Факел» Легода издал приказ, согласно которому охране предписывалось взимать штраф 100 рублей с работников, неправильно паркующих свои транспортные средства на территории предприятия.

Ваше мнение о законности норм, отраженных в приказе директора?

Задача 3. Какие их нижеперечисленных отношений регулируются нормами административного права:

- сотрудник ГИБДД оштрафовал водителя автомашины за превышение скорости;

- на имя ректора института поступило от студента заявление с просьбой допустить его к экзаменам;

- гражданин потребовал от соседа устранить неисправности трубопровода;

- санитарный врач оштрафовал продавца коммерческого магазина за нарушение санитарных правил;

- администрация г. Краснодара приобрела через базу материально-технического снабжения предметы офисной мебели;

- государственный инспектор труда выдал предписание работодателю об устранении нарушений трудового законодательства РФ.

Задача 4. Сотрудник ОВД Пихотеев М.А. приказом начальника ГУВД края был уволен из органов внутренних дел за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъ­являемыми к личным и нравственным качествам сотрудника полиции.

Пихотеев обратился в суд с заявлением о признании своего увольнения незаконным, так как трудовое законодательство не предусматривает подобного основания для увольне­ния.

Проанализируйте ситуацию с позиции действующего законодательства. О каких правоотношениях идет речь в данном казусе?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2012г.

Трудовой кодекс РФ. М., 2011.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2011.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2011.

Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (ред. от 6.12.2011г.) //СЗ РФ, 2004, №31, ст. 3215; Российская газета, 2006, 8 февраля.

Конституции республик, входящих в состав РФ.

Уставы областей и краев, городов федерального значения – субъектов РФ.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник.- М., 2003*

Иванов В.В. Перспективы внутрифедеральных договоров как источников регулирования федеративных отношений //Правоведение, 2000, №6,стр.40.

Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976.

Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.

Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.

Масленников М.Я. Административно-процессуальные нормы – содержательная база формирования Российского административно-процессуального кодекса // Административное право и процесс. №1. 2011.

Сорокин В. Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.

Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1.: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. – М.: Норма, 2002.

Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 2.: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Норма, 2002.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*

Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985.

Тема 3. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации

Вопросы для обсуждения

1. Граждане РФ как субъекты административного права.

2. Административ­ная правоспособность и дееспособность.

3. Права и свободы граждан по административному праву, их гарантии. Обязанности граждан во взаимоотношениях с исполнительной властью.

4.Специальные административно-правовые статусы граждан: понятие, особенности, виды.

5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Способы защиты прав граждан (право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; право на административную жалобу; право на судебное обжалование незаконных действий (бездействия) органов публичного управления и их должностных лиц). Уполномоченный по правам человека РФ.

Рассматривая данную тему, необходимо обратить внимание, что административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами. Граждане Российской Федерации являются наиболее многочисленной категорией субъектов административного права. Их административно-правовой статус (совокупность прав, обязанностей и установленный объем ответственности в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти) является производным от их конституционного статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах различной юридической силы. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Более детально права и свободы человека и гражданина регламентирует глава 2 Конституции Российской Федерации.

Следует также обратить внимание на особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Задание 1. Отличие административно-правового статуса граждан от конституционно-правового статуса гражданина. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Приведите примеры со ссылкой на нормативные правовые акты.

Задание 2. Проанализируйте содержание терминов административная правоспособность и дееспособность. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан? В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособно­сти, по сравнению с гражданской право- и дееспособностью, трудовой правосубъектностью?

Задание 3. Перечислите основания для отказа в регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Имеются ли особенности регистрации граждан в Краснодарском крае?

Задача 1. В семье юрисконсульта Иванова сыну Николаю исполнилось 18 лет. У дочери Иванова родился сын, которого назвали Никитой. Супруга Иванова по конкурсу была принята на работу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Через 5 дней пришло письмо, умер дедушка Николая.

Дайте характеристику вышеприведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям.

Задача 2. Сотрудники полиции попросили гражданина Иванова показать документ, удостоверяющий личность. Поскольку паспорта у него не оказалось, он был подвергнут административному задержанию до выяснения личности. Иванов обжаловал действия сотрудников полиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе начальник управления сообщил, что в соответствии с ФЗ «О полиции» она имеет право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления (как объяснили Иванову, он внешне был похож на разыскиваемого преступника); имеет право осуществлять административное задержание. Ответ начальника управления внутренних дел не удовлетворил Иванова. По его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостоверяющий личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст.55 Конституции РФ, такое ограничение возможно только федеральным законом, а ни в одном федеральном законе нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы, удостоверяющие личность.

С чьей позицией Вы согласны? Ответ обоснуйте.

Задача 3. 16-летний Иван Дураченко обратился в отдел ЗАГС с заявлением, в котором просил переменить ему фамилию и имя, пояснив, что не желает больше иметь в школе кличку, унижающую его достоинство, а имя является слишком распространенным и не оригинальным. Начальник отдела сказал, что необходимо согласие родителей, без чего он не может удовлетворить его просьбу. Иван пояснил, что родители не считаются с его желанием, рассматривают его как несерьезное. Начальник посоветовал ему подождать еще один год щи обратиться в суд, который вправе удовлетворить его просьбу, районный суд в принятии заявления отказал.

Разрешите казус на основе действующего законодательства.

Деловая игра. Студенты разыгрывают ситуацию трудоустройства иностранного гражданина. Соответственно выбираются 4 человека из числа студентов (иностранный гражданин, российский работодатель, представитель органа внутренних дел, представитель органа занятости населения).

Особо обращается внимание на порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ, на документы, которые представляются для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, и на квоту привлекаемых для работы в РФ иностранных граждан.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 28.10.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №9; Российская газета,2006, 18 октября.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Часть 1. М., 2011.

Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от

6.12.2011г.) //СЗ РФ, 2002, №30,ст.3032.

Федеральный закон от 25 июля 2002г. №111-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3030.

Федеральный закон от 31 мая 2002г. №»62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009г.) //СЗ РФ, 2002, №22,ст.2031.

Федеральный закон от 11 июля 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» с изменениями и дополнениями (в ред. от 8.12.2011г.) //СЗ РФ, 2001, №29,ст.2950.

Федеральный закон от 27 мая 1998. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ( вред. Федерального закона от 12.12.2011г.) //СЗ РФ, 1998, №22,ст.2331.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ФЗ от 21.12.2009 г.)// СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1475; 2008. №49. Ст. 5746.

Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 3.12.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №47,ст. 5340; 2002, №18,ст.1724.

Федеральный закон от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1997, №39,ст.4465.

Федеральный закон от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 28.12.2010г.) //СЗ РФ, 1996, №3,ст.148.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ. 1995. №21. Ст.1930.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. от 27.07.2010г.) //СПС «Консультант Плюс»

Закон РФ от 25 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 6.12.2011г.) //ВВС РФ, 1993, №32,ст.1227.

Закон РФ от 19 февраля 1993г. №4530-1 №202-ФЗ «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 1.07.2011г.) //СЗ РФ, 1995, №52,ст.5110.

Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991г. //Ведомости РСФСР.1991. №52. Ст.1865.

Указ Президента РФ от 19.10.2005 N 1222 (ред. от 27.07.2007) "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации"//СПС «Консультант Плюс»

Указ Президента РФ от 29 марта 1998г. N 310 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека» (в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005 N 736)//Российская газета,1998, 8 апреля

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003г. №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 14.12.2009г.) //СПС «Гарант»

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002г. №754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (в ред. от 14.07.2006г.)// СПС «Консультант Плюс»

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 «1541 «Об утверждении положения о воинском учете» (в ред. от 6.10.2011г.)// СПС «Консультант Плюс»

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2011г.) //СЗ РФ, 1997, № 28,ст. 3444.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995г. «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (в ред. от 26.10.2011г.) // СПС «Консультант Плюс»

Международные правовые акты

Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г. №1920-1.//СПС «Гарант»

Международный пакт от 16 декабря 1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах».//СПС «Консультант плюс»

Международный пакт от 16 декабря 1966г. «О гражданских и политических правах». //СПС «Консультант плюс»

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Андриченко Л. В., Белоусова Е. В. Статус беженцев и вынужден­ных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал россий­ского права, 1999, № 5/6, с. 108-115.

Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право, 1994, № 3, с. 16-24.

Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социа­листическом обществе. М., 1979.

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М.,2003*

Козлов Ю.М. Административное право. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ», 2001.

Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и пра­во, 2001, № 6,с. 25.

Малько А. В. Основы теории законных интересов // Журнал рос­сийского права, 1999, № 5/6,с. 65.

Новоселов В. И. Граждане как субъекты советского администра­тивного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985, с. 26.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*

Хаманева Н. Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. - М, 2000.

Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы)// Государство и право, 2003, № 4, с. 5.

Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (семинар в диалоговом режиме)

Вопросы для обсуждения

1. Элементы административно-правового статуса органа исполнительной власти.

2. Система и виды органов исполнительной власти в РФ.

3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

5. Правительство РФ: компетенция, полномочия и порядок образования.

6. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение.

Студентам следует помнить, что, согласно Конституции 1993 г., Президент Российской Федерации является главой государства, а не главой исполнительной власти, несмотря на его обширные полномочия в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти.

При рассмотрении органов исполнительной власти как субъектов административного права, прежде всего, необходимо уяснить понятие «органа», его правовой статус и виды этих органов, затем остановиться на основах правового положения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Задание 1. В каком порядке подлежат исполнению судебные акты по искам, по которым в качестве ответчика выступает Правительства РФ?

Задание 2. Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб на решения судов органы государственной власти?

Задание 3. Можно ли считать субъектом административного права муниципальное образование и его специально создаваемые органы? В каких случаях?

Задание 4. Юридическое содержание компетенции. Ее структура.

Задание 5. Являются ли субъектами исполнительной власти органы местного самоуправления? Как строятся отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления?

Задание 6. Назовите основные полномочия Президента в сфере исполнительной власти.

Задание 7.Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему и в чем это подчинение выражается?

Задание 8. Составьте схему организации управления в Краснодарском крае.

Задание 9. Перечислите коллегиальные федеральные органы исполнительной власти.

Задача 1. Государственная Дума направила Президенту РФ обращение с просьбой исключить из структуры федеральных органов исполнительной власти Управление делами Президента РФ, поскольку функции и полномочия данной государственной организации не соответствуют конституционным задачам и функциям исполнительной власти а, кроме того, это не соответствует действующей системе федеральных органов исполнительной власти.

Ваше мнение по данному вопросу?

Задача 2. Крошкин, занимающий должность федерального министра, обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Указ Президента РФ об отставке Правительст­ва РФ, поскольку он (Крошкин) в этот период находился на больничном и согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ не мог быть уволен по инициативе администрации.

Разрешите дело по существу.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 17.12. 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г.) // Российская газета. 2007. №47. 7 марта.

Федеральный закон от 6 октября 1996г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ, 1999, №42,ст.5005.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» (в ред. от 7.12.2011г) // СЗ РФ, 2003,№ 40,ст. 3822.

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 17.01.2012г.) //www.kremlin/ru.

Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05. 1996 г. № 763 (ред. от 28.06.2005 г.) // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2663; 2005. №28. Ст. 2865.

Положение об Администрации Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1996г. №1412 (в ред. от 14.01.2011г.) // СЗ РФ, 1996, № 41,ст. 4689.

Положение о Регламенте Правительства РФ и об Аппарате Правительства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2000г. №760 (в ред. от 17.11.2011г.) //СЗ РФ, 2000, №41, ст.4091.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Бобылев А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2003.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник.- М., 2003*

Герасимова М.А. Модели местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.//Государственная власть и местное самоуправление,2006,N 5.

Васильев В.Г. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.

Журавлев А.Л., Комарова В.В. Правовые основы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ //Конституционное и муниципальное право. 2001. №2.

Козлов Ю.М. Административное право. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ», 2001.

Комментарий к Конституции РФ /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2001.

Комментарий к Конституции РФ /Под ред. А.П. Любимова. М.,2005.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» /Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.

Лобода Т.И. Реформа местного самоуправления в России// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

Макосейчук Т.М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти //Правоведение. 2001. №6.

Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной вла­сти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 8.

Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей.// Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 1.

Стародубцева И.А. Особенности полномочий органов государственной власти по обеспечению соблюдения федерального законодательства.// Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 2.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.*

Фролов Г.И. Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.

Тема 5. Государственная служба

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды государственной службы РФ.

2. Понятие государственного служащего, права и обязанности.

3. Административно-правовой статус государст­венного служащего.

4. Ответственность государственных служащих.

Государственная служба – один из ключевых административно-правовых институтов. Она регулируется также конституционным и трудовым правом.Нормы административного права предусматривают порядок поступления на службу в государственный аппарат, права и обязанности госслужащих, порядок прохождения службы в государственном аппарате, специфику ответственности служащих государственного аппарата. В этой связи государственные служащие являются субъектами административно-правовых отношений, а значит и субъектами административного права.Государственный служащий для выполнения возложенных на него задач наделен соответствующими правами и обязанностями. Актуальным в настоящее время является институт ограничений, связанных с государственной службой, с которыми студентам следует ознакомиться, а также институт ответственности государственных служащих.Государственная служба включает в себя как федеральную государственную службу, так и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении; строится на определенных принципах; предполагает определенный порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения; установление правового статуса государственного служащего и гарантий его реализации. При изучении данной темы студентам следует выяснить различия между государственными служащими, в зависимости от категорий замещающими соответствующие должности, характер и объем предоставленных им полномочий, а также ветвями государственной власти, в органах которых предусмотрена государственная служба.

Задание 1.Прохождение государственной службы регулируют следующие понятия:

- конкурс;

- испытание;

- аттестация.

В чем заключается сущность данных понятий?

Задание 2.Найдите и укажите правильные ответы:

а) ежегодный отпуск государственного служащего:

- не менее 30 суток;

- 40 суток;

- 45 суток;

- для отдельных категорий - больше 30 суток.

Задание 3.В соответствии с признаками государственных служащих определите, кто из названных лиц относится к таковым: начальник вокзала; врач; инспектор отдела внутренних дел; секретарь судебного заседания; артист; федеральный министр; заместитель федерального министра; преподаватель кафедры; председатель политической партии; адвокат; стенографистка; судебный пристав; руководитель муниципального предприятия; заведующий канцелярией; продавец; государственный санитарный врач; солдат; юрисконсульт.

Задание 4. Продолжите:

4.1. Прокурорские работники не могут …. Создание и деятельность общественных объединений…. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности ….

4.2. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе ….

Задание 5. Назовите признаки, отличающие государственную гражданскую службу от иных видов службы.

Задание 6. Назовите стадии прохождения государственной гражданской службы.

Задача 1. Гражданину Иванову, находящемуся на государственной службе в аппарате Правительства РФ, исполнилось 65 лет. Он написал на имя начальника заявление о продлении ему срока нахождения на государственной службе еще на 2 года. Начальник в удовлетворении данного заявления отказал. Иванов обратился с жалобой к заместителю Председателя Правительства РФ.

Разрешите дело по существу.

Задача 3. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной службы было рассмотрено заявление гражданина Анина. Он не представил сведений о своем имущественном положении. Ему было предложено заключить трудовой договор сроком на 1 год. Гражданин Анин не согласился с подобным предложением, полагая, что его оформление на должность должно быть осуществлено путем издания приказа.

Как следует решить вопрос о назначении гражданина Анина на должность?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (в ред. от 6.12.2011 г.)//СЗ РФ, 2004,№31,ст.3215; Российская газета, 2006, 8 февраля.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 6.12.2011 г.) // СЗ РФ, 2003, № 22,ст.2063; СЗ РФ, 2003, №46 (часть I),ст. 4437.*

Федеральный закон от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 8.12.2011г.) // СЗ РФ, 1998, №13,ст.1475; Российская газета,2006,28 октября*

Федеральный закон от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2012г.) //СЗ РФ, 1995, №47,ст.4472, 1999, №7, ст. 878, 2000, №2, ст.140.

Федеральный закон от 2.12.2011г. «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации» //www.kremlin/ru

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»(в ред. от 6.12.2011г.) // СЗ РФ, 1997, № 30,ст. 3586.*

Федеральный закон от 2.12.2011г. «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации» //www.kremlin/ru

Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. №32 «О государственных должностях Россий­ской Федерации» (в ред. от 14.01.2011г.) // СЗ РФ,1995, № 3,ст. 173.*

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (ред. от 2.01.2011г.) //СЗ РФ,2005, N 6,ст. 439*

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 23.11.2011г.)// Российская газета, 2006, 12 января*

Указ Президента РФ от 25 июля 2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. от 23.11.2011г.) //СЗ РФ,2006,№31,ст.3459.*

Указ Президента РФ от 11 февраля 2006г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 21.09.2011г.)//СЗ РФ,2006,№8,ст.892*

Указ Президента РФ от 09 июня 2006г. № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов»//Российская газета,2006, 15 июня*

Официальные акты высших судебных органов

Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. № 322-О"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"// СПС "Гарант"; "Консультант плюс"*

Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2004 г. N 320-О "По ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"// СПС "Гарант"; "Консультант плюс"*

Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2004 г. N 320-О

"По ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"// СПС "Гарант"; "Консультант плюс"*

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В.Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Конин Н.М. Административное право: Учебник, - 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*

Дополнительная

Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2003.*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: