ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЕКТ «КОНФИГУРАЦИЯ»




 

Конфигурация – это взаимное расположение каких-либо

предметов или соотношение отдельных частей сложных предметов.

 

Как известно, начало подросткового периода характеризуется развитием самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. По содержанию самосознание подростка есть «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Л.С. Выготский). По определению Д.Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность. Мальчики менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает отрицательное отношение к школе. Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека «как субъекта собственного развития» (К.Н. Поливанова).

Итак, новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии, формирование которой становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков.

 

Отметим, что смена – напряженный и насыщенный период жизни детей. Реализация программы невозможна без осмысливания и анализа. Важной составляющей проектирования является разработка таких форм, которые целенаправленно позволяют «увидеть каждого ребёнка»: его проблемы, настроение, тревоги, радости, успехи. Всё это сопряжено с таким явлением, как рефлексия, которая предполагает эффективную организацию обратной связи между взрослым и ребёнком!

В целях развития рефлексивных навыков, формирования психологической культуры подростков, а также в целях создания положительного психологического комфорта разработан проект «Конфигурация». Данный проект является комплексной формой психологического сопровождения смены и включает:

1. Работу психолога по всем направлениям: консультация, индивидуальная работа, диагностирование, прогнозирование негативных ситуаций и пр.

2. Изучение эмоционального состояния детей. Для этого используются следую­щие виды диагностирования: анкетирование, социометрическое исследование, составление психолого-педагогической характеристики, ве­дение дневниковых записей и т.д.

3. Для изучения детского коллектива, коррекции и профилактики нежелательных эффектов, программой «Хрустальный зубр» предусмотрены различные рефлексивные упражнения и методы по развитию психологической культуры. Эти упражнения учат подростков анализировать собственную деятельность, позволяют выстраивать поведение в оптимальном сочетании эмоционального и рационального.

 

Проект представлен различными упражнениями и методами: «Малевич», «Приложения на утро», «Приложение на вечер».

Метод «Малевич»

Искусствоведческая справка:

Казимир Малевич – известный российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ, долгое время проживший в Витебске. основоположник супрематизма – одного из ранних проявлений абстрактного искусства. Самые известные картины: «Чёрный квадрат», «Красный круг», «Белое на белом» и т.д.

 

Первоначально изготавливается рефлексивная матрица – рабочее пространство. Представляет собой лист плотной бумаги формата А5. На конкурсной основе педагогам предлагается придумать форму рефлексивной матрицы таким образом, чтобы она сочеталась с общей идеей метода (абстракция и супрематизм). Матрица (лист бумаги) разделяется на 15 произвольных частей, в которых прописываются даты смены. Далее изготавливаются рефлексивные фигуры, размер которых не должен превышать 1 см. Фигуры – копии известных картин Казимира Малевича. Картины, на которых изображены квадраты различных цветов, символизируют эмоциональные состояния; картины, на которых изображены квадраты вместе с другими фигурами символизируют различные степень успешности в различных видах деятельности. Таким образом, учащиеся смогут не только отрефлексировать день, но и узнать новое о картинах известного супрематиста.

К изготовлению фигур также можно подойти творчески: интересная стилизация, оригинальная раскраска, удачная иллюстрация и пр. Перечень и расшифровка указаны ниже:

 

Название (картина Малевича) Значение Изображение (рефлексивная фигура)
1. «Чёрный квадрат» «День прошёл нестандартно, иногда настроение было не самым радужным и радушным»    
2. «Красный квадрат» «Отличный день! Настроение яркое, красочное, живописное!»    
3. «Белый квадрат» «День прошёл ровно и спокойно»    
4. «Квадрат, круги и стрела»   /лидерство, труд/ Одна из позиций: 1. «Проявил себя в труде. 2. Был организатором. 3. Проявил лидерские способности  
5. «Четыре квадрата»   /учёба/ Одна из позиций: 1. Хорошие оценки в школе. 2. Победил в интеллектуальной игре. 3. Узнал много нового.    
6. «Прямоугольник и чёрный квадрат»   /спорт/ Одна из позиций: 1. Спортивная победа. 2. Спортивные достижения. 3. Участвовал в оздоровительных акциях.    
7. «Синий треугольник и чёрный прямоугольник»   /творчество/ Одна из позиций: 1. Победил в творческом конкурсе. 2. Проявили себя творчески.  

 

Кстати, в организационно-игровом проекте «Концепт» задания можно связать с картинами Казимира Малевича.

На вечернем огоньке педагог просит учащихся проанализировать день, отметить своё эмоциональное состояние (настроение), степень успешности и прочее, прикрепив (приклеив) на рефлексивную матрицу соответствующую рефлексивную фигуру («картину Малевича»).

 

Метод «Форма воды» (на вечернем огоньке)

Данный метод призван проанализировать успешность того или иного дня. Используя различные приёмы (например, при помощи жестов), педагог просит учащихся оценить день, поставить высший балл или, наоборот, низкую оценку. Обязательным является анализ, как неудач, так и достижений дня. Оформление не предусматривается.

Остальные методы («Вечернее приложение», «Утреннее приложение») описаны в главе «День за днём»).

 

Отметим, что рефлексивные методы реализуется на добровольной основе, т.е. принуждать участников смены отмечать свое настроение, оценивать успешность – не стоит. Но НАПОМИНАТЬ, МОТИВИРОВАТЬ, РАЗЪЯСНЯТЬ, – необходимо!

 

И знайте, отношение ребёнка к вашим поручениям и просьбам есть отношение к вам, как к профессионалу!

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: