Инженерно-психологические и эргономические требования к организации рабочего места (пространства) учителя (начальных классов) .




Рассматривая эргономическое проектирование учителем начальных классов учебный кабинет, в нашем исследовании наибольшую актуальность приобретает социотехническое проектирование, ориентирующееся на социальную проблематику, на коллективную человеческую деятельность. Эргономическое (инженерно-психологическое) проектирование учебного кабинета понимается нами как оптимизация уровня технической оснащенности учебного процесса, характера и последовательности действий, выполняемых его участниками, организации рабочих мест учителя и обучающихся, режима труда и отдыха, освещенности рабочих мест, эстетическое оформление интерьеров кабинета. Эргономическое (инженерно-психологическое) проектирование учителем начальных классов учебного кабинета представляет работу с информационно-предметной средой учебного кабинета, а именно с социальным окружением (обучающиеся и педагог) субъекта в учебном кабинете, материально-техническим и учебно-методическим обеспечением.

Результатами разработки диагностического инструментария является выявление согласования психологических характеристик человека, в качестве которых выступают эффективность общения между участниками образовательного процесса, и технических характеристик машины (в нашем случае ей служит учебная мебель) для обеспечения максимальной эффективности труда учителя, социальной безопасности и комфортности обучающихся.

Эргономика исследует:

1. Расположение обучающихся и учителя начальных классов на занятиях в учебном кабинете относительно друг друга;

2. Расположение учителя относительно обучающегося за рабочим столом при организации индивидуальной работы с ним;

3. Коммуникационная структура группы.

4. Зонирование учебного кабинета, являющееся предметным контекстом учебной деятельности.

Для диагностики эргономического проектирования учебного кабинета при расположении субъектов образовательного процесса на занятиях учителям предлагались рисунки, на которых схематично отображены обучающие, учитель и направленность субъектов на общение. Предлагается два варианта использования схем.

Первый вариант предполагает наблюдение за субъектами образовательного процесса в учебной и во вне учебной деятельности с последующей фиксацией их расположения относительно друг друга на различных этапах занятия. Полученные результаты наблюдения соотносятся с вышеизложенным социально-психологическим обоснованием расположения субъектов образовательного процесса.

Во втором варианте педагогам предлагается по каждой схеме (при этом описания схем не дается) ответить на ряд вопросов. Рассмотрим каждый из элементов эргономического проектирования учителем начальных классов учебного кабинета.

 

а) традиционное расположение субъектов образовательного процесса в учебном кабинете; б) расположение субъектов образовательного процесса в учебном кабинете при проведении «круглого стола»; в) расположение субъектов образовательного процесса в учебном кабинете при работе мини-групп (исследовательских групп);

 

 

Рис. 1. Варианты расположения субъектов образовательного процесса на занятиях в учебном кабинете.

Примечание: маленькие заштрихованные круги – обучающиеся; большие заштрихованные круги – учитель; квадраты – столы; стрелки – направленность субъектов на общение.

 

Предлагается несколько вариантов взаиморасположения субъектов образовательного процесса относительно друг друга в учебном кабинете, которые в наглядном схематичном виде представлены рисунке 1.

Выделим социально-психологические особенности данных расположений субъектов образовательного процесса в учебном кабинете: организация пространства кабинета, взаимодействие между участниками, их направленность, протекание коммуникативных процессов в классе, обмен информацией, роли, положение и функции обучающихся и учителя, вклад коллективного и индивидуального в учебную деятельность, имеющий предметный контекст.

При традиционном расположении субъектов образовательного процесса в учебном кабинете (рис. 1, а) обучающийся способен взаимодействовать преимущественно с учителем – только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Такой вариант размещения учащихся не способен отключить механизм социальной фасилитации, но и взаимодействия детей в процессе обучения он не предполагает. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение учителя. Каждый ученик направлен на учителя и ограничен в возможностях взаимодействия с одноклассниками.

Расположение субъектов образовательного процесса в учебном кабинете при проведении «круглого стола» (рис. 1, б) не позволяет педагогу доминировать, так как по характеру размещения он здесь не «главный», а «равный среди равных». Конечно, при желании его роль – ведущего или арбитра – практически может быть им сыграна, но она не подчеркивается самой организацией пространства. Исследователями считается, что этот вариант размещения субъектов образовательного процесса очень результативен не только в плане активного включения механизма социальной фасилитации, но и в плане эффективной организации совместной деятельности в обучении. Коллективное обсуждение проблемы при таком варианте размещения на занятиях создает максимально благоприятные условия для их взаимодействия.

При расположении субъектов образовательного процесса в учебном кабинете при работе мини-групп, исследовательских групп (рис. 1, в) обучающийся способен взаимодействовать со своей подгруппой, которая предварительно разделяется учителем. Дети активно обмениваются мнениями с одноклассниками, могут отвечать с места и при этом адресуют свои ответы не столько учителю, сколько одноклассникам.

При расположение субъектов образовательного процесса в учебном кабинете для проведения конференции (рис. 1, г) учитель находится внизу, а места обучающихся установлены на разных постепенно повышающихся уровнях. Этого требуют уже законы эргономики. Обучающийся, сидящий вверху, может увидеть учителя или выступающего, только лишь подняв глаза, при этом лишь на мгновение оторвав их от своих записей. Теоретически можно было бы сделать все наоборот, например, так, как в концертном зале. Тем более что одного учителя проще поднять на высоту, с которой он виден всем, чем последовательно поднимать несколько обучающихся. Но тогда для того чтобы увидеть учителя, выступающего обучающему придется делать массу лишних движений. Он будет вынужден поминутно поднимать и опускать голову, что существенно повысит его утомляемость.

Расположение субъектов образовательного процесса в учебном кабинете при командном состязании, соревновании (рис. 1, д). Несколько иной оказываются сама ситуация взаимодействия и результат групповой активности, когда продукты деятельности каждого участника, выполненные индивидуально, становятся частью общей работы. В этом случае мы говорим уже о полноправной совместной деятельности и имеем дело также с коакционным эффектом.

За основу схем расположения учителя относительно обучающегося за рабочим столом при организации индивидуальной работы были взяты варианты взаиморасположения субъектов за столом, выделяемые в литературе по социальной психологии. На данных схемах, представленных на рисунке 2, субъектом общения «А» является учитель, а субъектом «В» — обучающийся.

 

а) угловое расположение;   б) позиция делового взаимодействия;
в) конкурирующе-оборонительная позиция; г) независимая позиция.

 

 

Рис. 2. Варианты расположения учителя относительно обучающегося за рабочим столом при организации индивидуальной работы.

Примечание: А – учитель начальных классов; В – обучающийся.

 

Угловое расположение в общении между учителем и учеником (рис. 2, а) позволяет достичь дружеской и непринужденной беседы, так как способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции обоим партнерам.

Позиция делового взаимодействия в диаде «учитель – ученик» (рис. 2, б), по мнению социальных психологов, является одной из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений.

Конкурирующе-оборонительная позиция, отображенная на рисунке 2, в, может привести к тому, что каждая сторона (учитель или обучающийся) будет придерживаться своей точки зрения. В данной позиции стол выступает барьером в субъект — субъектом взаимодействии.

Независимая позиция (рис. 2, г) может характеризовать учителя и обучающегося как людей, не желающих взаимодействовать друг с другом. Эта позиция может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности (даже о враждебном положении).

Для диагностики эргономического проектирования учебного кабинета при расположении субъектов образовательного процесса на занятиях учителям мы предложим картинки с возможными выборами наиболее оптимального, правильного выбора варианты расположения учителя относительно обучающегося за рабочим столом при организации индивидуальной работы ответа на их взгляд. Обоснование этого. Почему выбираете именно этот вариант расположения? Какой из предложенных вариантов является наиболее эффективным при индивидуальной работе с обучающимися?

Варианты коммуникационной структура в учебном классе представлены на рисунке 3.

 

а) колесо; б) круг; в) «игрек»; г) сложный круг; д) цепь.

 

 

Рис. 3. Типы структур коммуникаций в группе.

 

Анализ структуры групповой деятельности включает в себя описание функций каждого члена группы(педагога и обучающихся) в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой учебного класса является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Исследование эргономического проектирования учителем начальных классов с точки зрения его зонирования предполагает составление педагогами примерной схемы учебного кабинета в реальном и желаемом вариантах. Полученные схемы позволяют сопоставить, сравнить и выделить те эргономические элементы, которые отсутствуют в учебном кабинете, но они, по мнению учителей начальных классов, способны обеспечить большую эффективность труда учителя, достигнуть социальную безопасность и комфортность обучающихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: