Оценки серий ударов и разменов




Понятно, что мы делаем разбор для разводных форматов со шкалой оценок. В безразводных - просто считаются все попадания в сериях и разменах. В разводных с оценкой схода 1 балл (за опережающее зачётное попадание) серия приравнивается к одиночному удару, а размен может быть только одновременный.

Как же обычно оцениваются серии ударов? Ответ простой и на первый взгляд логичный - итоговая оценка серии равна сумме оценок отдельных ударов. Если есть ограничение на максимально возможную оценку схода, то сумма не может её превышать. Достаточно редко встречается такой подход, что оценивается только первый удар из серии, а остальные не учитываются. Есть в этом странность, ведь оценка первого движения может быть минимальна, а не учитываемые следующие оценки могут быть избыточно максимальны.

Вариантов оценок разменов несколько:

· Они могут вовсе не оцениваться и тогда для оценки требуется выполнение "чистого", безответного действия.

· Они могут оцениваться только при определённой (большой) разнице в счёте.

· Они могут оцениваться полностью в обе стороны. Редкий вариант, применяется в СНБ при использовании маркеров, оставляющих след.

· Отдельно хочется выделить отношение к разменам в НЕМА (historical european martial arts - исторические европейские боевые искусства). Редкий случай, когда подразумевается влияние опережающего удара на возможность ответных действий. Оценка ответного удара (только если он сделан следующим темпом) понижается в два раза, либо ответ не считают, но в два раза понижают оценку опережающего удара. Странно, но одновременные попадания не оцениваются.

То есть, если ответ следующим темпом, то… ну ничего, бывает, оценим с понижением. А если одновременно в один темп, то это вопиющее нарушение, за которое даётся предупреждение обоим. Четыре (или 3?) таких эпизода за бой и оба пожалуйте на выход.

 

О природе странностей

Почему в наших примерах мы что-то воспринимаем как странность и нарушение здравого смысла? Видимо, "в глубине души" у каждого есть ожидание того, что система оценок в фехтовальных соревнованиях должна соответствовать представлениям о том, что было бы с настоящим оружием. То есть, здравый смысл говорит - кто больше снизил чужую боеспособность и достаточно сохранил свою, у того и оценки должны быть выше. Когда происходящее никак не соответствует этим ожиданиям, то и возникает удивление, непонимание, неприятие. Конечно, всегда найдутся те, кто возразит - это же спорт, игра, при чём тут реальность? Два возражения на это возражение.

1. Я не против игр, многие нравятся. Почему бы пятнашки с макетами оружия не сделать ещё интереснее? Можно добавить туда магических артефактов, заклинаний, усиливающих защиту или мощь атаки. Можно провести турнир "Памяти Ахиллеса", где оставить одну зачётную зону - пятку левой ноги. Нет? Почему? Вы таки определитесь в своих отношениях с реальностью.

2. Людей, которые хотели бы соревнований с учётом боевой логики немало. Они имеют право на свой формат. Точка.

 

Перечень нужных параметров

Если мы говорим, что в нормальных Правилах оценки должны быть привязаны к предполагаемому снижению боеспособности, то необходимо для каждого вида оружия учитывать следующие параметры попаданий по телу:

· Сам факт попадания (было / не было).

· Качество попадания (визуально и по звуку можно выделить три уровня: явно слабое, явно сильное, всё остальное между ними как среднее).

· Место попадания (без излишней детализации).

· Количество попаданий в серии ударов.

· Очередность попаданий в разменах.

При такой сумме факторов иногда будет возникать необходимость замедленных видеопросмотров, но оно того стоит.

Кроме учёта параметров надо ввести понятие "останавливающего" удара и для каждого вида оружия определить, какие качественные попадания в какие места будут уменьшать оценку ответного удара или вовсе исключать её. Это даст более реалистичное решение проблемы оценки разменов.

Мне не известны примеры Правил с таким комплексным подходом к оценкам. Наоборот, все "упрощатели" стремятся максимально сократить этот перечень. Далее мы разберём последствия таких упрощений на примерах различных оружейных соревнований.

 

Паноптикум

Начать хотелось бы с примера, где причина странностей не в недостатке, а в избытке. Это кендо. Трудно найти такую же требовательность в других видах. Перечень условий, которые нужно соблюсти для зачётности удара, ещё больше нашего. Нужна даже правильность в осанке, крике, духе (самураи давно научились измерять дух). Регламентированы не только точки попадания (всего несколько), но и траектории ударов и техника нанесения. Например, ты не можешь ударить по руке иначе, чем только в запястье и только сверху. Для ударов по остальным точкам тоже есть свои требования. Это закономерно порождает определённые лайфхаки. Если тебе летит удар сверху в голову (типа, мечом!) просто наклони её вперед или вбок и всё, уже не в ту точку попадёт и не будет засчитан. Поскольку, всё, что не по феншую не оценивается и практически не останавливается, то понять поединок неискушенному зрителю сложно. Бойцы обмениваются ударами (в том числе, попадают по различным частям тела), кричат на разные голоса, делают короткие торжественные победные пробежки, толкаются, сосредоточенно пилят друг другу шеи "мечами"... Потом, на какое-то очередное попадание, судьи дружно взмахивают флажками, удар засчитывается, кто-то получает оценку и начинается новый сход со стартовых позиций. До сих пор не понимаю, как эти люди могут снимать прекрасные самурайские боевики.

Весьма похоже выглядят некоторые турниры по СНБ, где все или большинство разменов не оценивается. Бойцы сходятся, расходятся, колют и рубят друг друга. Судьи жестами показывают, что это всё не считается. Потом хоп, а вот это уже считается! Если во время обоюдного серийного пырялова (неоцениваемого, кстати) у кого-то выпал макет ножа, то это надо обязательно оценить! Ведь потерявший нож явно хуже того, кто нож сохранил. В Вальхалле без ножа он же будет как лох, а его соперник там со своим ножом (а то и со вторым, торчащим) будет красаучег. Логика такая, не иначе. Не важно, что он мог потерять его от слишком сильного укола. Укол оценивать не обязательно, а потерю обязательно.

Кстати, почему там обнуляется большинство разменов? Может, трудно отличить мощный укол (допустим в маску, от которого голова отлетает назад) от ответного вялого пореза туловища (руки, ноги, не важно)? Поэтому их надо уравнять и оба не оценивать? Почему тогда те же судьи могут без остановки боя в многотемповом обмене ударами (где что-то попадает, блокируется, промахивается) отличить оцениваемый размен с нужной разницей баллов от неоцениваемого, с другой разницей? Или обнуление разменов должно было стимулировать "чистоту" работы и их отсутствие?


 

От жеж! А пацаны-то не знали! Они-то решили, что раз не оценивается, то можно сколько хочешь, эдак минут по 10-20-30-40 одних разменов. Даже несколько тактик на этом построено:

· Можно разменами удерживать счёт при небольшом своём перевесе. Настройся на моментальный ответ и не парься с защитой. Пусть отстающий в счёте парится, как попасть и не получить ответку.

· Можно начать поединок с хорошей зарубы (и не с одной), где напихать побольше и побольнее. Оппонент с отбитыми рёбрами и головой может загрустить и начать думать не о встречных ударах, а о защите. Тогда, в следующие сходы на обманках его будет проще "сделать". Возможно, Правила скоро будут наказывать за посылание в нокаут/нокдаун. Вангую - ножевики начнут подражать футболистам.

· Можно постараться в замесе обезоружить соперника. Замес не оценят, а баллы за потерю "ножа" - это уже почти победа.

· Можно в размене выдавить соперника за край площадки. Глядишь, какой-то лишний балл капнет на счёт.

Идём далее. Во многих ли правилах прописаны критерии качества удара (попадания) и зависимость от этого оценки? Для электрофиксаторов факт попадания и критерий качества соединены. Есть контакт - значит, есть качественное попадание. Нет контакта - нет попадания. Ещё электроника может фиксировать факт опережения в начале размена и общее число попаданий (но уже без очерёдности). Конечно, это упрощает судейство. А реализм повышает? Отнюдь. Электроника не фиксирует место попадания, а раз уж начали упрощать, то пусть всё тело будет одной зачётной зоной. Значит, уравниваются попадания как в жизненно важные части тела, так и в менее важные, поражение которых не приводит к полной потере боеспособности и тем более, оставляет много возможностей для ответных действий. Усилие на срабатывание контакта настолько низкое, что хороший тренер должен потратить немало сил, чтобы научить спортсменов не вкладываться в удар, ибо важнее становится не сила, а опережение (иногда и количество). Не будем оспаривать надёжность электроники в олимпийском фехтовании, но в СНБ случается всякое. Бывает, что она срабатывает от явно некачественных ударов, а бывает, на избыточно качественных не срабатывает. Для справки - было создано несколько вариантов электроники для СНБ, в том числе, с хорошими характеристиками, но их судьба сложилась по-разному. Ну и тот факт, что электроника должна быть ударопрочной и долговечной, не прибавляет ей лёгкости и гуманизма (да и всё равно ломается).

Ещё в электронном (и визуальном) судействе СНБ можно встретить приоритет укола над порезом без привязки к месту и качеству удара. Такое упрощение приводит у тому, что лёгкий укол в руку может оцениваться выше, чем акцентированный рубящий удар по голове или шее.

В большинстве Правил с визуальным судейством критерии качества в общих чертах упоминаются. Но как показывает практика, судьи считают большинство невнятных попаданий как зачётные. Принципиальность просыпается ближе к финалам или при выступлении топовых бойцов. Этот переход к принципиальности часто внезапен и весьма обиден для не успевших перестроиться. У тех, кто до этого проиграл от легких касаний или ударов плашмя клинком, тоже появляется повод поворчать.

Кстати, про удары плашмя… Если плоский меч заменён на сосиску толстый мягкий цилиндр и надо побольше раз им нащёлкать, то кроме уже упомянутых способов повысить скорострельность, можно не заморачиваться с воображаемым лезвием. Судьи вряд ли будут сбиваться со счёта и выделять из серии ударов попадания "не той стороной".

В поединках на количество попаданий без учёта силы, места и очередности ударов могут быть и другие нарушения боевой логики. Можно наполучать вначале сильных ударов (да хоть в голову), а потом войти в клинч и нашлёпать по бедру или по попе большее число раз. Хотя, кто будет бить сильно, если на счёт влияет только количество? Да и силы надо беречь на марафонской дистанции, а то устанешь раньше времени.

Хочется упомянуть и типичную оценку серии ударов. Допустим, есть максимальная оценка в 3 балла за действие, совершение которого приравнивается к полной потере боеспособности соперником (типа, иппон). Это может быть победа в сходе или во всём поединке. А есть минимальная оценка в 1 балл за какой-то незначительный ущерб. Если мы арифметически складываем оценки за три незначительных действия, то получается, что они равнозначны максимально значимому. И при чём здесь боевая логика? Сколько надо царапин или синяков, чтобы полностью потерять боеспособность? Три? Десять? Явно больше. А если шкала оценок ещё меньше? Максимальная 2 балла, а минимальная 1? И как тут считать размены? То есть, считать то можно и даже просто, но насколько это реалистично? Разменял один убойный удар на пару царапин, а по оценке это одно и тоже? А если размены с такой незначительной разницей в баллах обнуляются, то и вовсе хватит одной ответной царапины для отмены победного удара? И что это будет стимулировать? Дистанционные пятнашки царапки? Или бесконечные попытки войти в клинч и там натыкать нужную для зачёта разницу в баллах? Почему бы и нет, если все неудачные попытки обнуляются? При чём тут реальность, где может быть всего одна неудачная попытка? Это же спорт!

Посмотрим теперь на соревнования, где для победы в сходе (или даже во всём поединке) достаточно опережающего попадания. Если жёстко не прописано зачётное качество удара (или решает электроника), то к попаданию приравнивается неакцентированное касание. А поскольку (как правило) коснуться достаточно любой части тела и ответ уже не страшен, то решения задачи иногда забавны. Очень эффективно в таких Правилах работает нырок "рыбкой" с большой дистанции в ноги соперника. Ныряешь, дотягиваешься и пятнаешь! Такое коварство опередить трудно, надо низко нагибаться. Да и куда опережать? В руку, летящую вдоль пола? Попробуй ещё попади в неё. Это потом соперник может нахлобучить сверху серией по голове. Но это же не считается. Опережающее касание его моментально обездвижило! И ногами запинать Правила не дают. Поэтому можно лежать у него в ногах и гордиться победой. Трудно представить человека, который захочет повторить такое в реальном бою. Кроме ныряния в ноги, такие Правила стимулируют максимально быстрые и длинные атаки с вытянутой рукой (часто с потерей равновесия). Техника хорошая и нужная для первого ошеломляющего удара, но чего она стоит без продолжающей серии и умения работать в клинче?

Ладно, примеров для критики перечислено достаточно. Пора предложить что-то своё, типа, "правильное".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: