Профессиограмма и психограмма. Принципы и методы составления.




В 1920-1930-х гг. в России эмпирическое изучение профессий проводилось в двух основных направлениях.

Первое предполагало описание и психофизиологический анализ профессий для решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, И. Н. Шпильрейн и др.).

Второе направление ориентировалось на классификацию профессий с целью их проектирования (С. Г. Геллерштейн, А. Ф. Лазурский, И. Н. Шпильрейн и др.).

Сложившиеся приемы и принципы оформились в специальный подход — профессиографию, под которым понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности.

Профессиография изучает деятельность, профессии, специальности в целях создания их оптимальных моделей, в частности:

- исследует их социальную и социально-психологическую сущность, основные функции;

- осуществляет классификацию профессий и специальностей;

- определяет требования, предъявляемые обществом и данной профессиональной деятельностью к личности, уровень развития ее профессионально важных качеств, обеспечивающих успех в данном виде деятельности и др.

- проводит специально организованное всестороннее и документированное описание различных профессий и специальностей, результатом которого должна стать профессиограмма.

В самом общем виде профессиограмма представляет собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Другими словами, профессиограмма - это перечень научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии.

Психограмма, в свою очередь, является частью профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.

ВИДЫПРОФЕССИОГРАММ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на частные, специальные, целевые и комплексные.

 

Класс ЧАСТНЫХ ПРОФЕССИОГРАММ делится на пять видов:

1. Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.

2. Санитарно-гигиенические - санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.

3. Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека.

Данные профессиограммы включают: описание внешней картины труда, трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.) и описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики).

4. Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.

5. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ разрабатываются для использования в различных целях:

 

1. Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:

· социальную значимость,

· роль и место профессии в обществе,

· содержит описание всех основных ее аспектов,

· способы ее освоения, перспективы развития и т.д.

В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.

 

2. Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:

- она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;

- содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;

- определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства.

 

3. Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целяхнаправлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.

Типовая структура ЦЕЛЕВОЙ ПРОФЕССИОГРАММЫ содержит 7 разделов:

1. Общие сведения о специальности:

1.1.Наименование и назначение профессии.

1.2.Характеристика рабочей зоны и рабочего места.

1.3.Характеристика средств и орудий труда.

1.4.Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.

1.5.Функциональные обязанности специалиста.

1.6.Критерии эффективности деятельности.

 

2. Содержание деятельности:

2.1.Описание и анализ основных действий и операций.

2.2.Профессиональные задачи, решаемые специалистом.

2.3.Особенности приема информации.

2.4.Особенности переработки информации и принятия решений.

2.5.Структура исполнительских действий.

2.6.Анализ ошибок в деятельности специалиста.

2.7.Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

 

3. Условия деятельности:

3.1.Санитарно-гигиенические условия.

3.2.Режим труда и отдыха специалистов.

 

4.Социально-психологические факторы деятельности:

4.1.Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.

4.2.Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.

4.3.Мотивационные аспекты совместной деятельности.

4.4.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.

5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

6.3. Профессионально важные качества мышления.

6.4. Профессионально важные характеристики памяти.

6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

6.7. Противопоказания к деятельности.

 

А.К. Маркова формулирует основные требования к профессиограмме:

· четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

· описание целостной профессиональной деятельности (а не выделение отдельных компонентов и сторон труда);

· демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

· показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

· направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

· выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

 

К.К. Платонов выделяет основные ПРИНЦИПЫПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ.

Принцип целенаправленности:

психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

Принцип личностного подхода:

следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими.

Принцип допусков:

в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

Принцип надежности:

нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

Принцип дифференциации и типизации:

следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

Принцип перспективности и реальности:

рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

 

К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.

Этический принцип:

важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

Принцип конкретности:

для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность (Е.А. Климов).

Принцип целостности:

профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.

Принцип системной детерминации:

следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод;

6) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

7) метод эксперимента;

8) метод моделирования трудового процесса.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: