Важнейшим стратегическим фактором инвестиционного развития региональной экономической системы является непрерывное совершенствование управления инвестиционным процессом путем воздействия на элементы институциональной среды.
Инвестиционная деятельность представляет собой сложную структуру, кругооборот и оборот инвестиций, осуществляемый в рамках предприятий, региональных экономических систем, а также направленный на получение прибыли (дохода) и достижение положительного экономического и социального эффекта.
Инвестирование или инвестиционный процесс - есть процесс производства и накопления средств производства и финансов для обеспечения движения, воспроизводства капитала. Инвестиционная сфера охватывает всю совокупность видов экономической деятельности, в которых происходит накопление средств производства и финансовых ресурсов, обеспечивающих воспроизводство капитала.
Анализ теоретических предпосылок и основных условий инвестиционного процесса позволил сформировать его блок-схему (см. рис.1)[3].
Совместное влияние факторов на составные элементы инвестиционного процесса в регионе представлено на рис. 2.
В условиях существования различных трактовок категории «инвестиционный потенциал», под этим следует принимать совокупность инвестиционных ресурсов, а также условий и возможностей для их эффективного вложения в отрасль экономики региона. Такой подход к определению инвестиционного потенциала в большей степени соответствует целям стратегического управления отраслями экономики, их развития, так как отражает не только совокупные способности экономических субъектов к вложению инвестиционных ресурсов на определенной территории, но и возможности отраслей экономики данного региона по освоению инвестиционных ресурсов.
Отрасль экономики, не обладающая инвестиционным потенциалом, не получает развития. И наоборот, отрасль или региональная экономическая система в целом, располагающие возможностями для вложения инвестиционного капитала, реализуют способности собственных экономических субъектов к инвестированию, т. е. используют их инвестиционный потенциал и привлекают внешние по отношению к ним инвестиционные ресурсы, что способствует их активному развитию.
Инвестиционный потенциал в данном случае трансформируется из простой совокупности инвестиционных ресурсов, накопленных экономическими субъектами региона и не востребованных в текущий момент времени, в возможности вложения этих ресурсов и привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для вовлечения в хозяйственный оборот незадействованных производственных мощностей и социальных объектов региональной экономической системы.
Инвестиционный потенциал формируется на основе интеграции взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (компонентов) и может изменять свои характеристики, в соответствии с управленческими воздействиями, становясь, таким образом, дополнительным фактором, стимулирующим приток инвестиционных ресурсов.
Обобщающий признак целей и задач
|
Этапы инвестиции-онного процесса
|
Получение прибыли Обеспечение сохранения и приращения капитала
Рост мощностей и интенсификация производства Прибыльное размещение капитала
|
Отдельные объекты основных фондов, нематериальных активов и земельные участки ТМЦ
Персонал предприятия Группы активов. объединенных в единую технологическую цепочку Создание предприятий и объединение компаний
|
Собственные финансовые ресурсы, амортизация
Привлеченные
финансовые средства инвесторов
Ассигнования из государственного
бюджета и внебюджетных фондов
Иностранные инвестиции
|
Конституция. Гражданский Кодекс, законодательство о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, валютном регулировании, инвестиционной деятельности
|
Формирование источников финансирования инвестиций Аккумулирование инвестиционных ресурсов Поиск прибыльных объектов инвестирования Сравнительная оценка альтернативных вариантов и выбор пути развития
|
Экономические ресурсы Имущественные и интеллектуальные ценности
Ценные бумаги; целевые банковские вклады Земельные участки и основные фонды ТМЦ
Нематериальные активы
|
Рис. 1. Блок-схема организации инвестиционного процесса[4]
Инвестиционный потенциал экономической системы является частью инвестиционного потенциала территориально локализованной системы, который, в свою очередь, является частью инвестиционного потенциала экономики страны в целом, что делает его взаимоувязанным с макроэкономическими приоритетами, а также интегрирует в себе потенциальные возможности всех субъектов экономики в отношении их инвестиционной деятельности, что, в силу их функционирования в качестве элементов одной системы, проявляется в синергетическом эффекте от инвестиций.
Инвестиционная привлекательность
|
Инвестиционная активность
|
Политика государства, законодательное регулирование и пр.
|
Инновационная деятельность
|
Уровень инвестицион-ного проекти-рования
|
Рис. 2 Факторы, влияющие на инвестиционный процесс[5]
Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий. Целями текущей региональной инвестиционной политикив настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.
Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровня, а также органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Направления развития отечественной экономики во многом определяются состоянием и тенденциями инвестиционного климата в ее регионах. Экономическое положение различных субъектов РФ имеет свои исторические, географические, природно-ресурсные и производственно-хозяйственные корни. Инвестиционный потенциал отрасли региональной экономики зависит от шести важнейших факторов (рис. 3).
Экономическое состояние и нахождение предприятий отрасли в данный период на определенной стадии экономического и делового цикла
|
Доходность, платежеспособность, финансовая устойчивость предприятий отрасли
в долгосрочном периоде
|
Инвестиционный потенциал отрасли экономики
|
Объем и отдача инвестиций
|
Состояние и развитие внутренней и внешней инвестиционной среды
|
Гарантии хозяйствующих субъектов привлечь и эффективно использовать внутренние и внешние инвестиции
|
Инвестиционная активность
хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли экономики
|
Рис. 3. Факторы, определяющие инвестиционный потенциал отрасли экономики
При управленческом воздействии на инвестиционный потенциал переплетаются стратегические цели региональных органов власти, цели корпоративной инвестиционно-инновационной политики, отраслевой инвестиционно-инновационной политики (рис. 4).
Стратегия социально-экономического развития РФ
|
Региональная инвестиционно-инновационная политика
|
Стратегическая цель инвестиционной политики региональных органов власти.
|
Стратегические цели корпоративной инвестиционной политики
|
Стратегические цели отраслевой инвестиционной политики
|
Региональные территориально-экономические образования
|
Региональные корпоративные структуры и кластеры
|
Отраслевая структура региональной экономики
|
Инвестиционно-инновационный потенциал предприятий малого и среднего бизнеса
|
Инвестиционно-инно-вационный потенциал крупных корпораций и производственных кластеров
|
Отраслевой инвестиционно-инновационный потенциал
|
Инвестиционно-инновационный потенциал отрасли экономики региона
|
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA2uRwUcIA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRCF70L/QxihN03UIu1qlFJo6a2o+wOGzbgb 3EyWJNX133cOBW8zvDfvfbPdj6FXV0rZR7awmBtQxE10nlsL9elz9goqF2SHfWSycKcM+93TZIuV izc+0PVYWiUhnCu00JUyVFrnpqOAeR4HYtHOMQUssqZWu4Q3CQ+9Xhqz1gE9S0OHA3101FyOv8GC r09mPLzdX3DRmpX5qb84+aW1z9PxfQOq0Fge5v/rbyf4K6GVZ2QCvfsDAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDa5HBRwgAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA "/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAsEliDsMA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERP3WrCMBS+H/gO4QjeaWoHsnVGmRNFGBPs9gCH5tjW NSehibX69GYg7O58fL9nvuxNIzpqfW1ZwXSSgCAurK65VPDzvRm/gPABWWNjmRRcycNyMXiaY6bt hQ/U5aEUMYR9hgqqEFwmpS8qMugn1hFH7mhbgyHCtpS6xUsMN41Mk2QmDdYcGyp09FFR8ZufjYL9 6utzfdht3LnberfO01OemptSo2H//gYiUB/+xQ/3Tsf5z6/w90y8QC7uAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAsEliDsMAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " adj="16269"/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA4wo0xr8A AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPzWoCMRC+F3yHMIK3mriVoqtRpNDiraj7AMNm3A1u JksSdX17IxR6m4/vd9bbwXXiRiFazxpmUwWCuPbGcqOhOn2/L0DEhGyw80waHhRhuxm9rbE0/s4H uh1TI3IIxxI1tCn1pZSxbslhnPqeOHNnHxymDEMjTcB7DnedLJT6lA4t54YWe/pqqb4cr06DrU5q OCwfc5w16kP9Vj8cbKH1ZDzsViASDelf/Ofemzx/XsDrmXyB3DwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwEC LQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1sLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQDjCjTGvwAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93bnJl di54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhAMAAAAA "/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbOOssr8A AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPzWoCMRC+F3yHMEJvNdHaUlejiKD0VtR9gGEz7gY3 kyWJur69KQje5uP7ncWqd624UojWs4bxSIEgrryxXGsoj9uPHxAxIRtsPZOGO0VYLQdvCyyMv/Ge rodUixzCsUANTUpdIWWsGnIYR74jztzJB4cpw1BLE/CWw10rJ0p9S4eWc0ODHW0aqs6Hi9Ngy6Pq 97P7FMe1+lR/5Y6DnWj9PuzXcxCJ+vQSP92/Js+ffsH/M/kCuXwAAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwEC LQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1sLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQBs46yyvwAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93bnJl di54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhAMAAAAA "/>
Рис. 4. Инвестиционный потенциал отрасли экономики региона в системе государственного управления