Основные возрастные задачи периода дошкольного детства




3-4года. Развивать потребность в активной двигательной деятельности, помочь овладеть основными видами движений, формировать элементарные навыки личной гигиены. Способствовать развитию игровой деятельности.Обеспечить познавательное развитие детей, обогащать представления об окружающем мире, развивать любознательность.Формировать навыки общения, обеспечить индивидуальное общение с ребёнком. 4-5 Укреплять психофизическое здоровье, развивать двигательную активность детей.Развивать интерес к различным видам игр.Формировать элементарные, общепринятые нормы поведения, представления о здоровом образе жизни.Способствовать развитию интеллектуальных способностей, познавательного интереса, развивать представления об окружающем мире.Формировать навыки трудовой деятельности. 5-6 Укреплять и обогащать здоровье детей, продолжать формировать двигательную и гигиеническую культуру детей.Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Развивать любознательность, творчество в разных видах деятельности; способность решать интеллектуальные задачи.Содействовать овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. 6-7 Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.Развивать и обогащать умение организовывать самостоятельную деятельность; добиваться цели и положительного результата.Совершенствовать физические качества, культуру движений, технику их выполнения.

10.Общая характеристика когнитивного развития дошкольника Приблизительно в 6 лет дети начинают менять способ мышления и свое представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте у детей проходит период эгоцентрического мышления.

Эгоцентрическое и магическое мышлениеЭгоцентрическое мышление – нормальное явление для детей, которые рассматривают все происходящее по отношению к себе. Это не эгоизм. Маленькие дети не могут понимать разных точек зрения. Эгоцентрическое мышление также может привести к тому, что ребенок чувствует свою вину, если происходит что-то плохое.Магическое мышление – это уверенность ребенка в том, что его желания и ожидания могут повлиять на происходящее.

Подобные когнитивные способности продолжают развиваться у ребенка в течении последующих 4-5 лет по мере того как ребенок выполняет усложняющиеся, последовательные, знаковые задания, например, пересказ содержания параграфа и составление рассказов. С помощью этих когнитивных навыков у ребенка повышается чувство юмора, его интересуют словарные игры.Настольные игры – отличный способ содействия когнитивному развитию. Очень полезно играть в игры, в которых используется память, например, шашки и шахматы, крестики-нолики, «виселица» (детская игра в слова; при неправильном ответе игрок рисует одну за другой части виселицы с повешенным). Не волнуйтесь, если ребенку «необходимо» выигрывать, когда он играет с Вами. Также научите ребенка играть в игры, в которые можно играть самостоятельно, например, диаграммы.

11.Характеристика ощущения и восприятия в дошкольном возрасте Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность. С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов.У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине).Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени ощущением называют отражение отдельных свойств, качеств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы Развивается в дошкольный период и различение цветов, прежде повышается его точност4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5-летние - с промежуточными цветами В средне м дошкольном возрасте дети начинают различать светлые оттенки, чему способствует и обозначения отношений словами \"темное\", \"светлоеot;, "світле". Активно развивается в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3-4 раза выше, чем у младших Наблюдается медленный развитие остроты тонального слуха Порог ги чувствительности С-4-летних детей превышают пороги чувствительности взрослых на 7-11 Дб, 5-6-летних - на 5-8 ДДб. В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука Однако фонематический (речевой) и музыкальный слух формируются одинаковыми темпами Фонематический слух начинает развиваться в конце 1-го года жизни малыша, а к началу дошкольного периода ребенок различает все звуки родного языка, овладевает пассивным и активным речью Восприятие высоты звуков, отношений между ними нелегко дается навет ь многим 5-летним детям Восприятие звуков, особенно распознавания их высоты, тембра, имеет индивидуальные особенности во время прослушиваний-ния музыкальных произведений дошкольники сосредоточиваются преимущественно на их динамике (ритм, темп), мелодию и гармонию они воспринимают хужегірше. В этот период совершенствуется кинестетические и тактильные ощущения, свидетельством чего служит способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается приме

12.Характеристика процесса внимания в дошкольном возрасте Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

13.Характеристика памяти в дошкольном возрасте На протяжении дошкольного периода в памяти происходят существенные изменения: расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками – все это приводит к изменениям памяти ребенка. По Л.С.Выготскому, дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития памяти, т.к. в этом возрасте память выступает доминирующей психической функцией

Характерные особенности памяти дошкольников 1) бесситемность2) слитность3) клочкообразность

· Память ребенка носит непроизвольный характер. Главным видом является образная память. В связи с особенностями восприятия (глобальность) и мышления (отрывочность представлений) запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно (ребенок перескакивает с одного признака предмета на другой; забывает главное).· На 4-м году память носит непреднамеренный характер. Ребенок не умеет ставить задачу на запоминание и не владеет способами. Ребенок лучше запоминает то, с чем он действует. Большое значение при этом играет речь, т.к. включение слова в деятельность изменяет восприятие предмета и происходит запоминание цвета, формы, величины. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же сказки, рассказы.· Память ребенка носит непроизвольный, избирательный характер, т.е. лучше запоминается то, что интересно, привлекательно. Содержанием детской памяти выступают предметы, действия людей, игрушки и т.д. неожиданность появления и новизна игрушки, сюрпризный момент, используемый педагогом, оставляет глубокий след в памяти ребенка.· Важнейшие изменения в памяти дошкольников происходят около 4-х лет. Структура мнемической деятельности (деятельности запоминания) меняется: памяти приобретает элементы произвольности (т.е. непроизвольное запоминание перерастает в сложную, регулируемую деятельность). Запоминание превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели – запомнить. Это связано с возрастанием регулирующей роли речи, появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия определенным целям. З.И.Истомина отмечает, что в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности впервые появляются симптомы произвольного запоминания и воспроизведения.· Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание, т.е. когда ребенок сталкивается с такими условиями, в которых ему необходимо что-то запомнить. В таких ситуациях появляется мотив на достижение результата. Ребенок начинает использовать некоторые приемы запоминания (на 5-м году): повторение, логическое запоминание по смыслу, классификация, соотнесение с ранее известным.· Механическое запоминание бессмысленного материала происходит у ребенка наиболее легко, за счет того, что ребенка привлекает звуковая сторона материала.· Эйдетизм – особенность памяти дошкольников, очень точное запоминание всех деталей в той ситуации, в которой находился ребенок.· У ребенка значительно изменяется содержание двигательной памяти (движения становятся сложными, включают несколько компонентов). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.· Явление реминисценции – запоминаемый материал воспроизводится дошкольниками через 3-5 дней значительно лучше; вспоминаются те детали, которые вначале были забыты.· Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, общении.· У ребенка появляются личные воспоминания, в которых отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Таким образом, развитие памяти включается в развитие личности.

14.Характеристика мышления в дошкольном возрасте Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

15.Характеристика воображения в дошкольном возрасВоображение дошкольника базируется на видоизмененных образах памяти и различается по степени своей активности. Самый низкий уровень проявляется в сновидениях. Более активным является воображение в грезах. Еще более активная степень обнаруживается при просмотре картинок, чтении, прослушивании сказок и музыки. В такие моменты воображение дошкольника носит воссоздающий характер: на основе поданного в определенной форме описания ребенок создает образы. Высшей степенью активности обладает творческое воображение, которое предполагает создание совершенно новых и оригинальных образов, которые ребенок никогда не мог видеть в реальной жизни. Наиболее употребляемыми приёмами творческого воображения являются:• агглютинация (“склеивание”) – избушка на курьих ножках, русалка;• акцентирование (непропорциональное выделение определенного элемента образа или его качеств) – Дюймовочка, мальчик-с-пальчик.

Больше всего детское воображение развивается в игре. Взаимодействуя с реальными предметами, ребенок начинает придумывать нереальные ситуации. Если у младших дошкольников воображение носит непроизвольный характер, то к 5-6 годам дети начинают планировать свою продуктивную и игровую деятельность, т.е. воображение становится произвольным. В полной мере произвольное воображение проявляет себя в старшем дошкольном возрасте. Это может быть рисование, лепка или конструирование. Если младшие дошкольники сначала начинают рисовать, лепить или строить и только потом придумывают, что они хотели бы сделать, то дети постарше поступают наоборот – сначала придумывают образ поделки, затем находят необходимые материалы и приступают к работе. Старшие дошкольники умеют не только создавать вымышленных персонажей, но также поселять их в собственном внутреннем мире. Воображаемые друзья разнообразят повседневную жизнь ребенка - с ними он общается и играет в игры.

16.Интеллектуальная готовность к школе Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

Ребёнок должен:1. Знать о своей семье, быте.2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы. запас знаний об окружающем мире у ребёнка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определенных умений. Ребёнок должен:1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений. В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием. В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов.В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи.. У ребёнка должна быть развита разговорная речь.Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни. Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы). Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

17.Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, что научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия в том числе силу воли, то есть учиться делать "правильно" "ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ" и, как следствие - развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе).

Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим: • эмоции проходят путь прогрессивного развития;• деятельность – основа эмоционального развития;• эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;• онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития;• на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).

Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют "эмоциональные новообразования", последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой и музыкой развиваются эстетические эмоции, как способность воспринимать, чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства. Под влиянием занятий и дидактических игр развиваются интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих мнениях и действиях, радость от правильного решения задачи, которые способствуют совершенствованию познавательной деятельности дошкольника, ее способов и приемов. В результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные эмоции, играющие большую роль в личностном развитии ребенка и формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности.

18.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства. Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.(А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.) Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:— освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику

19.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт. После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа. В три - четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре - пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять - шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности. К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. К шести - семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть - семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия. В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести - семи годам У детей четырех - семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех - семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности. В пять - семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя. Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

 

20.Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У ребенка должны быть сформированы понятия «надо», «можно», «нельзя», на основе которых формируются такие важные свойства личности, как дисциплинированность, ответственность, аккуратность.

Эмоционально-волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба и режим школьной жизни.

Подготовка к выполнению высоких требований в школе перспективно осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы с дошкольниками в детском саду.

Воспитателю обратить внимание на следующие особенности поведения дошкольников:внимательно ли он слушает взрослого;выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;в процессе выполнения задания задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл;признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним;как воспринимает замечания и исправляет ли недочеты в работе.

Шести - семилетний ребенок - имитатор виртуозный, способный воспроизводить тончайшие особенности образца, но еще не способный выделять в образце существенное. Такое глобальное, нерасчлененное воспроизведение учительских образцов действия, а главное, сама склонность к подражательности порождают особый тип школьников, которые чрезвычайно старательны и исполнительны, хорошо действуют по инструкции, но совершенно теряются в ситуации, когда учитель не дает никаких образцов решения новой задачи, а побуждает детей к самостоятельному поиску решений, к высказыванию предположений.

Умение принять учебную задачу и подчинить ее решению свою деятельность формируется в ведущем для дошкольного возраста виде деятельности - игровой. В игре меняется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными, что открывает путь для перехода мышления на новый уровень. Принятие роли и последовательное ее осуществление, приводят к становлению у ребенка умения выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознательному управлению своим поведением.В дальнейшем, в учебной деятельности эти умения будут являться основой при постановке учебной задачи и ее решении. Большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.п.), в которых развиваются планирование, коррекция, контроль.

Одной из возрастных особенностей эмоционального развития старшего дошкольника является развивающаяся способность к эмоциональному предвосхищению, которая дает возможность ребенку не только предвидеть, но и переживать отдаленные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих. чтобы воспитать у ребенка смелость, настойчивость, стремление преодолевать трудности, исправлять ошибки в работе, следует систематически ставить его в такие условия и естественные жизненные ситуации, в которых он мог и должен был бы проявить эти качества.Тепличное воспитание, устраняющее все трудности с жизненного пути ребенка, приводит к развитию слабоволия, неумения противостоять трудностям и добиваться поставленной цели.

Вместе с тем цели, которые ставятся перед ребенком, не должны превышать его возможностей. В противном случае у него сформируется неуверенность в собственных силах, привычка не доводить начатое дело до конца, сформируется ориентация на избежание неудачи, а не на достижение успеха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: