Одним из важных аспектов успеха в предварительной стадии собеседования или в рамках встречи с работодателем является соответствующий внешний вид или имидж лица, ищущего работы.
Необходимо учитывать, что имидж личности является понятием многослойным. Если его максимально упростить, то в этом случае он в себя включает: нашу одежда; наше состояние здоровья, состояние нашей памяти, наше невербальное поведение.
2.3.1. Во многом ведущим аспектом в имидже личности является его внешний вид, ведущей частью которого является одежда. До сих пор не отменена пословица «По одежке встречают … ». В свете этого значительный прикладной характер приобретает имидж человека, ищущего работу. Очень важно, как он может себя подать.
В доимперские времена Русского царства – в 1701 г. в Москве вышел Указ царя Петра I «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел ». В нем говорится: «Боярам и окольничим и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам боярским и гостям и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и черных слобод всяких чинов людям московским и городовым жителям и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут в Москве для промыслов, кроме духовного чину, священиков и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье немецкое верхнее саксонския и французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки немецкия, и ездить на немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетников и драгунским и солдатским и стрелецким женам и их детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки немецкие же, а русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки русские и черкесские кафтаны и азямы и тулупы, так-де и на русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам иматъ пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».
|
Люди формируют свое впечатление о нас в первые же минуты, еще до того, как мы начали говорить. Если первое впечатление по отношению к нам положительно, то можно начинать общение уже на «втором этаже», если отрицательно - нам придется удлинять путь в становлении контакта. При этом одежда не должна привлекать к себе слишком много внимания. Излишнее качество, как и его недостаток – не лучший вариант в данном вопросе. Подобающий внешний облик способствует успеху.
И крупных фирмах современных рыночных стран существуют регламентированные правила одежды сотрудников. В них детально прописано, как работник должен быть одет в различных ситуациях. Обычно «dress code » допускает послабление в форме одежды только в пятницу. Но ищущих работу и это не касается, они должны быть примером в этом вопросе. В особенности жестко внимание к внешнему виду у тех, кого принимают на должности сотрудников подразделений и служб, работающих с клиентами и с вышестоящим руководством.
|
В то же время разработанные профессиональные требования помогут выбрать одежду человеку даже при полном отсутствии вкуса. Костюм обычно рекомендуется выбирать достаточно консервативный и дорогой, также регламентируется и его ткань.
К примеру, требования фирмы «Ernest and Young» предусматривают: для мужчин и юношей - натуральные плечи, один разрез сзади, две или три пуговицы, 100%-ная шерсть или смесь с полиэстером (не более 20%), гладкий, с «подернутой» вертикальной цветной ниткой, полоски - тоном светлее основного цвета, приглушенная клетка. Для девушек и дам - однобортный пиджак на одной пуговице, узкая юбка того же цвета (темно-синий, серый, черный, цвет бургундского), 100%-ная шерсть или смесь шерсти с полиэстером, платье классического силуэта. Все это должно быть чистым, выглаженным, не иметь повреждений и пятен – это само собой разумеющееся.
Лицам мужского пола рекомендуется соблюдать следующий ряд правил:
- костюм желательно следует подбирать строго классический и консервативный;
- когда вы садитесь, длина брюк должна быть такова, чтобы края брюк не должны подниматься настолько, чтобы между брюками и носками открывалась полоска вашей кожи;
- ботинки должны чистыми и всегда блестеть;
- рубашка не должна быть слишком узкой или чересчур широкой, она должна в то же время достаточно плотно сидеть на вашей фигуре;
- галстук должен иметь сдержанный рисунок в соответствии с вашим настроением и проблемами в данный момент времени.
Лицам женского пола желательно соблюдать следующие правила:
|
- очень важно, чтобы вещь хорошо сидела;
- лучше иметь более свободную одежду, чем слишком тесную;
- не следует появляться с короткими рукавами. Длинные рукава придают стройность фигуре и делают внешний вид профессиональнее;
- новый костюм следует попробовать надеть в повседневной ситуации. Достичь успеха лицу, трудоустраивающемуся в России, помогает умение «сконструировать» свой внешний вид. Деловой и энергичный мужчина должен быть не без претензий на изящество и элегантность. Для женщины необходимы впечатление естественной красоты и грации, концентрация внимания на собственную личность и высказывания.
Вы сами должны получать удовольствие от своего внешнего вида. Существует очень важное правило: одежду надо менять ежедневно. Если не получается менять не весь костюм, то хотя бы рубашка и галстук должны меняться. В самом крайнем случае, когда у Вас это не получилось - прицепите на одежду какую-нибудь яркую, бросающуюся в глаза деталь – значок, эмблему и т.п. Это имеет место в особенности тогда, когда Вам приходится посещать одну и ту же фирму несколько дней подряд. А такое вполне возможно.
Галстук удачного гражданина.
1. В рамках европейской моды почему-то считается, что только лицо, имеющее проблемы с законом способно надевать рубашку темнее, чем костюм, и галстук светлее, чем рубашка. На наш взгляд – иногда черная рубашка на очень светлом пиджаке также смотрится достаточно хорошо. Но в подобном случае Вы должны быть уверены в себе.
2. Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал до пряжки ремня.
3. Неудачное комбинирование цветов может сделать внешность блеклой (к примеру, светло-голубой галстук и голубая рубашка) или чересчур вызывающей (к примеру, ярко-красный галстук и желтая рубашка).
4. Узел галстука должен быть идеальным.
5. Галстук-комильфо обязательно должен быть шелковым и состоять из трех скроенных по косой частей. Данный галстук вы можете применить только в том случае, если Вы устраиваетесь в творческую организацию, или хотя бы на работу, имеющую творческий характер. Он не желателен в том случае, если Вы претендуете на должность руководителя.
Следует избегать галстуков броских цветов, а также клетчатых, полосатых, в горошек, ярких расцветок, из блестящих материалов. Галстук подчеркивает цвет глаз, поэтому, например, к голубым и серым глазам подойдут графито-сине-серые расцветки, темные глаза лучше смотрятся с бордовыми, графитовыми или темно-синими галстуками.
Ваш костюм
Желательно, чтобы костюм был одноцветным. Удачной комбинацией будет, например, серый костюм, голубая рубашка, темно-красный галстук. Хорошо сочетаются серые брюки и темно-синий или серый пиджак.
При комплектовании своего рабочего костюма старайтесь избегать вещей из вельветовых, велюровых, бархатных и джинсовых тканей, поскольку они мало соответствуют деловой обстановке. Это также касается и яркого черного костюма с белоснежной сорочкой. Следует избегать «дерзких» рисунков, клетки, полосок кричащих цветов – всего того, что отвлекает внимание от вашего лица. Костюм у Вас должен сидеть безукоризненно. Лацканы его не должны морщиться.
Из украшений для мужчин допускается только обручальное кольцо (да и то не во всех организациях, к примеру – они нежелательны в носке в силовых структурах), неброские плоские часы на кожаном или золотом браслете, золотые запонки. Для женщин допускаются изящные украшения из золота и серебра (цепочки, серьги, запонки), жемчужные серьги и ожерелье, плоские неброские часы на кожаном ремне или золотом браслете.
Рубашки
Для мужчин, которые стремятся к утонченно-элегантному стилю, подойдут серые однотонные рубашки. Серый цвет нейтральный, он не привлекает внимания и хорошо смотрится с темным костюмом. Форма воротника крайне важна. Тугой воротник неудобен и создает впечатление толстой шеи.
Носки и обувь
Всегда носите длинные темные носки. Ботинки преимущественно используйте черные, простого фасона. Руководителю приходится много ходить, поэтому обувь должна быть удобной.
Подбирая свой гардероб, следует учитывать комбинацию цветов. Предложения по комбинациям цветов смотрите на табл. 3.
Вечерняя форма женской одежды
Если Вас, уважаемая дама, пригласил потенциальный работодатель на вечернее мероприятие: в театр, на концерт органной музыки (Вы устраиваетесь в творческую организацию), с целью проверки Вашего умения вести правильно себя на подобных раутах, в принципе не стоит отказываться. В этом случае надевают обычной длины платье, платье-костюм или костюм.
Таблица 3. Комбинации цветов в одежде для мужчин
Костюм | Рубашка | Галстук | Носки | Ботинки |
Серый | Белая, голубая, слоновая кость | Любой | В тон галстуку | Черные |
Темно-синий | Белая, светло-розовая, слоновая кость | Красно-черный | Черные | Черные |
Темно-зеленый | Слоновая кость, светло-розовая | Коричневый, красно-зеленый | Коричневые | Коричневые |
Песочный | Розовая, светло-голубая | Темно-голубой | Светло-голубые | Светло-коричневые |
Черный | Белая | Серебристо-серый, красно-черный | Дымчатые, темно-фиолетовые | Черные |
Темно-коричневый | Белая, бежевая, светло-коричневая | Коричневый, белый, табачный | Бордо, зеленые | Кофейные |
Высшим шармом для дамы считается, если в ее одежде имеет место только два цвета.
На торжественные приемы рекомендуется надевать нарядное платье обычной длины.
Вечерняя одежда шьется из специальных тканей - бархат, панбархат, парча, однотонный крепдешин и т. п. К вечернему платью можно надеть нарядные туфли или любую открытую обувь, Можно надеть перчатки. Чем короче рукав, тем длиннее перчатки, оптимальный размер - три четверти рукава.
Вечерние перчатки шьются из шелка, атласа или капрона. Кольца и другие ювелирные украшения на перчатки не надевают.
На официальные приемы нельзя являться без чулок. Чулки (колготки) являются необходимым элементом официальной формы одежды.
На вечерний прием принято надевать ювелирные украшения, но они, как правило, имеют функциональное значение. Лучше одно хорошее кольцо, чем два простых и дешевых.
Дамская сумочка должна быть из кожи хорошего качества.
Духи должны быть тонкими и дорогими, а их запах едва заметным,
Руки и прическа должны быть всегда ухоженными и красивыми.
2.3.2. На имидж личности очень серьезное влияние оказывает влияние его состояние здоровья. Работодателю нужны не только умные, профессионально подготовленные сотрудники, но и здоровые, то есть те, кто чрезмерно не болеет. Один из принципов Гарвардской школы бизнеса гласит «О делах бизнесмена судят по его здоровью ». Исходя из этого, уделим внимание ряду приемов укрепления нашего здоровья.
Имеются приемы борьбы с небольшим недомоганием. Например, система «малой йоги пальцев» рекомендует ряд типовых действий рук. При состоянии быстрой утомляемости, бессилия, нарушения зрения рекомендуется «мудра жизни ». Она состоит в соединении вместе подушечек безымянного, мизинца и большого пальцев. Оставшиеся свободно выпрямляются. Выполнение этого упражнения одновременно двумя руками позволяет выровнять энергетический потенциал организма, усилить его жизненные силы. Длительность занятия 45 минут или 2-3 раза по 15-20 минут. При дрожании рук, шеи, головы, а также при радикулите рекомендуется «мудра ветра ». Указательный палец следует уложить так, чтобы он подушечкой доставал основания большого пальца. Большим пальцем надо придерживать указательный палец, а оставшиеся пальцы выпрямить и расслабить. Это упражнение выполняется одновременно двумя руками.
Интенсивные спортивные тренировки могут привести к ослаблению иммунных возможностей. Например, трехчасовой бег снижает иммунные возможности на 50-65%. Они восстанавливаются только через день, а в этот интервал резко возрастает опасность заболеваний (простудных, вирусных). В период интенсивных тренировок следует быть особо внимательным при контактах с больными и принимать укрепляющие организм лекарства.
Исключительно важным вопросом является питание. Питание – это вопрос индивидуальный, нельзя рекомендовать всем одну и ту же диету. Рациональное питание не является всеобщим стандартом. Однако от того, какую пищу Вы употребляете, зависит ваше здоровье и внешний вид. Питание влияет на энергетический уровень, настроение, способность мыслить.
Обратите внимание на свое состояние после еды. Некоторые люди сознательно отказываются от приема пищи перед важным выступлением. Тяжелая пища может «украсть» вашу энергию. На приемах следует отказаться от блюда, имеющего подозрительный вид или вкус. На банкете вы можете выбирать закуски, отказаться от мясных блюд.
По всему анатомическому устройству человек ближе к вегетарианцам. И если у человека возникает потребность или желание помочь своему здоровью, ему достаточно соблюдать хотя бы два поста в год. Организм в это время очищается, привыкает к более здоровой пище.
Следует оберегать организм от обезвоживания. Не заменяйте воду пивом, лимонадом, кофе или чаем. Кофеин сужает сосуды.
Алкоголь - это депрессант. Малые дозы алкоголя ведут к расширению сосудов, но после третьей рюмки происходит обратная реакция - сосуды резко сужаются. Опасность алкоголя заключается также в том, что он выделяется из организма через легкие, а это нарушает их деятельность. В организме скапливается углекислота и ощущается недостаток кислорода. Обмен веществ нарушается даже после принятия одной порции, однако последствия зависят от массы тела, крепости и качества напитков. Репутация может рухнуть после одного эпизода, если вы покажетесь кому-то пьяным.
Несколько советов: 1) никогда не переедайте, ешьте в меру; 2) насыщайте голод, а не аппетит; 3) ешьте всегда только свежую пищу; 4) не ешьте пищу вчерашнего дня; 5) ежедневно пейте чай; 6) не пейте крепких напитков.
Плотный завтрак утром не прибавит лишних килограммов, поскольку все углеводы превратятся в энергию. С 21.00 ситуация обратная. Углеводы превращаются в жир. Лучшее время для обеда 12-14 часов. В это время выделяется большое количество желудочного сока и лучше усваиваются питательные вещества. С 17 часов организм вырабатывает адреналин, снижается напряжение.
Индийская азбука питания провозглашает: ешьте в спокойной обстановке; никогда не ешьте, если вы в расстроенных чувствах; ешьте, только ощущая голод; пища должна приниматься молча; избегайте очень горячей и очень холодной пищи; ешьте в умеренном темпе, не слишком быстро и не слишком медленно; запивайте еду маленькими глотками воды, никогда не запивайте молоком; пытайтесь ощутить от шести до десяти видов вкусов; после еды спокойно посидите, помолчите, поблагодарите Бога; уважайте пищу и благодарите того, кто ее приготовил.
В рамках проблемы здоровья сегодня серьезное внимание уделяется проблеме курения. Признано во всем мире, что курение влияет на здоровье. Никотин разрушает витамин С. К примеру одна сигарета разрушает столько витамина С, сколько его содержится в одном апельсине. Если сигарета запивается кофе, то никотин всасывается в кровь быстрее. Никотин способствует снижению эластичности кровеносных сосудов, отложению на их стенках бляшек. Табачный дым воздействует на гормональную систему и часто приводит к заболеванию щитовидной железы (орган, отвечающий за гормон «молодости»). Особенно вредной оказывается часть сигареты, примыкающая к фильтру. При курении смолы постепенно накапливаются в оставшейся части и их концентрация в дыме растет.
Многие страны (но пока к сожалению не Россия) рассматривают курение как общественную беду. В них уже запрещено курить в общественных местах и на работе, в транспорте и в присутствии посторонних лиц. Однако уже и у нас есть целый ряд крупных и успешных фирм, куда не берут на работу человека, если он курит. Проблемные личности никому не нужны.
2.3.3. Невербальное общение крайне важно на стадии интервьюирования и собеседования при приеме на работу.
Передача информации при общении людей происходит за счет смыслового содержания слов на 7-10%, за счет эмоциональной окраски голоса (интонация, скорость речи) на 35-40% и за счет невербальных средств на 50-60%. Часто слова людей не соответствуют тому, что они на самом деле думают и чувствуют. В конце 1970-х гг. обобщенное исследование по этой проблеме было выполнено Алленом Пизом в работе «Язык телодвижений». Недавно вышло новое издание этой книги «Новый язык телодвижений. Расширенная версия».
Как и любой язык, «язык тела» следует читать в общем комплексе, не стремясь вырезать отдельные жесты. Наблюдательный собеседник будет «читать» невербальную информацию в последовательности сигналов, в совокупности нескольких жестов, в сочетании с речью говорящего. Язык жестов необходим для того, чтобы: 1) читать подлинные мысли собеседника; 2) оценивать восприятие ваших высказываний; 3) управлять передачей информации.
Язык жестов при собеседовании позволяет приковывать к себе внимание и корректировать ход своего изложения, при продаже - эффективно провести презентацию товара, при переговорах - узнать истинные взгляды собеседника.
«Глаза – зеркало души». По глазам можно прочитать мысли человека, его состояние, его желания. Люди стремятся скрыть свои глаза, надевая темные очки. Если собеседник скрывает что то, его глаза встречаются со взглядом собеседника менее чем треть времени общения. Важны не только продолжительность и частота взгляда, но его направленность. Когда человек возбужден, его зрачки расширены, мрачное настроение сопровождается сужением зрачков.
Деловой взгляд направлен на переносицу собеседника, социальный - на лицо ниже уровня глаз, интимный - ниже уровня шеи. Взгляд «искоса» применяется для передачи интереса или враждебности. Такой взгляд следует «прочитать» совместно с мимикой (улыбка - интерес, нахмуренный лоб - враждебность). Прикрытые веки показывают падение интереса у человека, его усталость, стремление уйти.
Очень часто движением и положением рук человек выражает свое мнение. Положение рук ладонями вверх свидетельствует о доверии, ладонями вниз - о стремлении доминировать, жест «указующий перст» - это агрессия.
Аналогичным образом оценивается положение ладони при рукопожатии. Здесь может быть три положения: равноправное рукопожатие - вертикальное положение рук, доверительное - рука внизу, доминирующее - рука сверху. Прикосновение при рукопожатии другой рукой к плечу или предплечью собеседника свидетельствует об эмоциональном подъеме в момент пожатия. Это следует использовать только при положительном обоюдном настрое, так как в противном случае подобный жест вызывает резкую настороженность. Руки собеседника часто ведут параллельный разговор с вами. Скрещенные на груди руки явно говорят о защитной позиции. Когда человек чувствует себя неуверенно, желает «отодвинуться»- или «прикрыться», когда он не согласен с вами, он скрещивает руки на груди. Если при этом сжаты кулаки, то это явно проявление враждебности. При положении рук на предплечьях можно предполагать твердость позиции в мыслях собеседника. Позиция защиты часто «высказывается» скрытно. Человек берет что-то в руки и держит на уровне груди или пояса, мужчина часто поправляет манжеты рубашки, женщина «прикрывается» сумочкой или цветами. Оборонительная поза характерна для неуверенных людей, находящихся в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми.
Руки в карманах или на бедрах показывают агрессивный настрой человека. Если кто-то занимает такую позицию, то это свидетельствует о его авторитарности, стремлении влиять на других.
Опущенные вдоль тела руки характерны для человека уверенного в себе, действующего в любых ситуациях продуманно и логично. Такой человек открыт и ведет себя естественно.
Поза самоуверенности и превосходства - руки заложены за спину - характерна для высокопоставленных персон и руководителей высокого ранга. Если принять такую позу в стрессовой ситуации, то почувствуете облегчение.
Если человек потирает ладони, то он настроен па удачу, он ждет ее. Потирание большим пальцем об указательный или о кончики других пальцев часто сигнализирует о деньгах, об ожидании удачи.
Сцепленные пальцы рук необходимо «читать» совместно с позой человека. Соединение рук при улыбке - это явно выражение удовлетворения, сжатие рук при напряженном лице - это верх недовольства. Жест «руки в замок за спиной» говорит о расстройстве человека, стремлении его овладеть собой.
Если в положении рук выделяются большие пальцы (рука в кармане, а большой палец сверху; жест с отодвинутым большим пальцем), то это сигнал о стремлении к превосходству, властности, снисходительности к собеседнику. Иногда это может быть жестом насмешки и неуважения.
Положение рук в сочетании с лицом дают сигналы: 1) подпереть щеку указательным пальцем - критическое отношение к высказываниям собеседника; 2) покусывать ноготь мизинца (палец между губами) - угнетение, ладонь подпирает щеку - явная скука, отсутствие интереса; 3) рука подпирает щеку и указательный палец у виска - человек оценивает информацию; 4) поглаживание подбородка - обдумывание решения; 5) руки прикрывают рот - недоверие, стремление «прикрыть» собственную попытку возражения.
Если говорящий держит руку у рта, то это может быть сигналом о неточности словесной информации. Большинство людей, говоря неправду, испытывают внутреннее волнение. Оно проявляется через искривление лицевых мышц, изменение состояния зрачков, появление румянца на щеках. При сильной лжи человек может отводить глаза, потирать веки пальцем. Такие сигналы проявляются очень короткое время.
Если человек чувствует себя неудобно, его рука тянутся к воротничку (дать больше свободы), к уху (прикрыть слух от нежелательной информации).
Движения головой используются часто как самостоятельные и сопровождающие при высказываниях. Кивок головы означает согласие, покачивание - недоверие, пожимание плечами - непонимание.
Выделяют три положения головы: прямое - нейтральное положение; наклонное в сторону - человек заинтересован; наклонное вниз - человек отрицательно настроен. Закладывание рук за голову во время разговора говорит об уверенности человека, стремлении отстоять свою точку зрения.
2.3.4. Состояние памяти также представляется очень важным показателем в имидже современного человека. Память в особенности нужна в профессиях юриста и управленца, финансиста и экономиста. Т.е. она нужна Вам. Память есть наследственный фактор. В то же время ее можно улучшать и ухудшать. Способность запоминания можно развить, но можно и потерять. С годами забывчивость доставляет нам много огорчений.
Умственные способности людей оценивают тремя параметрами: 1) скорость мышления (т.е. быстрота реакции на внешние раздражители); 2) способность к обучению (способность усваивать новую информацию); 3) сохранение информации (способность сохранять текущую информацию).
Свою память можно проверить несложными тестами. Например, попробуйте вспомнить, какой документ был в ваших руках последним вчера, сколько цветов на кружке, из которой вы вечером пили кофе.
В запоминании и развитии памяти Вам могут помочь следующие приемы.
Принцип сознательной ассоциации, который может быть использован для запоминания различных факторов. «Как выглядит карта Украины?» Немногие люди могут вспомнить ее особенности. Но как выглядит карта Италии, знают почти все. Аналогия с сапогом позволяет запомнить навечно этот факт. Запоминая лицо, имя, телефон, адрес, следует обратить внимание на возможную аналогию с чем-либо. Часто ассоциации возникают бессознательно, но следует сделать небольшие усилия и научить себя сознательно формировать аналогии.
Принцип интереса. Если вы хотите улучшит память, следует заставлять себя запоминать. Уверенность в том, что это потребуется, акцентирование внимания на чем-либо ведут к запоминанию. Обратите внимание, что вам интересно. Эти даты крайне важны, этот набор фактов поразителен, это явление очень необычно. Сначала будут требоваться специальные усилия, потом процесс становится бессознательным. Обратите внимание на то, чтобы ваша память «не обманывала вас». Очень часто мы говорим: «Это надо запомнить. Я даже запишу это». Далее память отключает этот факт, потому что он хранится в записной книжке. Если вы записываете что-либо с намерением помочь памяти или с целью более точного запоминания – это правильно. Но обращайте внимание, чтобы не происходила подмена памяти. Памяти необходимо доверять и упражнять ее.
Метод связок. Бессистемность – самая большая трудность в процессе запоминания. Из набора фактов, событий следует создать мысленный образ, соединить их в картину. Их можно посмотреть в другом порядке, во взаимодополняющей ситуации. Можно запомнить первые факт и цифру, а остальные увязать через систему последовательных связок.
Тренировка памяти на протяжении всей жизни – это практически единственный способ сохранить ее в зрелом возрасте.
Тренировать память гораздо легче, чем мускулатуру, но делаем мы это гораздо реже. Хороший способ тренировки памяти – наблюдения в автобусе, в магазине. Взгляните на витрину, а затем попытайтесь повторить предметы на ней. Бросьте недолгий взгляд на сидящих людей и попытайтесь проверить, запомнили ли вы особенности их причесок, одежды и т. п. С каждой тренировкой память будет фиксировать все больше подробностей. К числу простейших приемов поддержания умственных способностей относятся решение кроссвордов и задачек на сообразительность, мысленное повторение прочитанной информации утром на максимально точное воспроизведение цифровых данных.
Запоминание выступления. Запомнить большое выступление могут далеко не все. Выступающий использует текст в том случае, когда боится его забыть, или упустить важные факты. Лучший способ приготовить речь - это представить последовательность мыслей, логику текста выступления. Помогают здесь ключевые слова. Фактически они дают связки отдельных частей речи. При выступлениях можно обращаться к тексту при цитировании высказываний, повторении цитат из опубликованных материалов, воспроизводстве цифровых данных. Некоторые выступающие используют предварительно подготовленные ключевые фразы, обеспечивающие переход в выступлении к очередной части материала.
В целом представляется возможным сказать, что имидж человека является реальным продолжением его сущности. Исходя из этого он напрямую влияет на нашу успешность при трудоустройстве.
Деловое общение.
Как уже отмечалось, общение не всегда протекает гладко и удачно. В процессе общения мы сталкиваемся с различными преградами, которые связаны с непониманием собеседника. Преграды возникают за счет смысловых барьеров, неодинакового прочтения невербальных символов разными людьми, отсутствия внимания и интереса со стороны партнера по общению, а также плохой обратной связи, которая не позволяет определить, действительно ли ваше сообщение истолковано в том смысле, который вы в него вкладывали.
Успешность делового общения во многом зависит от умения слушать собеседника. Слушая, люди, к сожалению, часто не слышат друг друга. Древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45 —ок. 127) отмечал, что нужно научиться слушать и тогда можно извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. При кажущейся простоте (многие думают «слушай — знай помалкивай») слушание — это сложный процесс, требующий навыков культуры общения. Специалисты говорят об эффективном и неэффективном слушании. Неэффективное слушание не обеспечивает правильного понимания слов, чувств собеседника и обсуждаемой проблемы, а также не способствует установлению доверительных отношений между партнерами по общению.
Эффективное слушание, наоборот, способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к ее решению. Выделяются два вида эффективного слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и комментариями. Внимательное молчание подразумевает слушание с использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций и контакта взглядами. Помимо этого используются речевые приемы: «Угу», «Да-да», «Да — я согласен», «Да — я понимаю» и т. п. Слушание этого вида полезно тогда, когда ваш собеседник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения.
Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения и помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.
В психологии выделяются четыре основных приема рефлексивного слушания.
1. Выяснение. Представляет собой прямое обращение к говорящему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожалуйста, уточните это» и т.п., способствующее лучшему пониманию.
2. Отражение чувств. В этом случае особое внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, Вы чувствуете...» и т.п. Отражая чувства собеседника, мы показывает ему, что понимаем его состояние. Данный прием предполагает использование механизма восприятия — эмпатии (см. разд. 2.4).
3. Перефразирование, т.е. собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. При этом используются фразы: «Если я Вас правильно понял...», «Другими словами, Вы считаете...», «По Вашему мнению...» и т.п., которые показывают говорящему, что его слушают и понимают. В случае неправильного понимания этот прием помогает вовремя исправить непонимание.
4. Резюмирование, т.е. подытоживание основных идей, чувств говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора. Используются фразы типа: «Итак, Вы считаете, что...», «Если подвести итог сказанному, то...» и т.п.
Кроме того, всегда необходимо помнить об ошибках, которые подстерегают нас на пути слушания, и стараться избегать их. Поэтому нельзя:
· перебивать собеседника;
· заострять внимание на разговорных особенностях партнера по общению;
· делать поспешные выводы и тем самым возводить преграды для общения;
· поспешно возражать, не дослушав собеседника до конца;
· давать непрошеные советы.
В психологии существует множество приемов повышения эффективности общения, которые принято называть техниками общения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Прием «имя собственное» основан на частом произнесении вслух имени-отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции, снимает сопротивление с собеседника и демонстрирует расположение работника к клиенту или партнеру.
2. Прием «золотые слова», или искусство подачи комплиментов, что позволяет настроить собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции и создать атмосферу доверия и взаимоуважения.
3. Прием «зеркало отношений» включает в себя улыбку и доброжелательное выражение лица, что способствует положительному настрою, демонстрирует уважение к клиенту или партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.
4. Прием «терпеливый слушатель» означает терпеливое и внимательное выслушивание проблем клиента. В результате удовлетворяется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение клиента.
Успех в деловом общении, по мнению специалистов, во многом зависит от того, как мы умеем учитывать интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего, коллег по учебе или работе. Мы приходим на службу или учебу, и нас окружают люди, у которых масса проблем: кто-то озабочен своим здоровьем или здоровьем близкого человека, другого волнует ссора с близким, кого-то разволновал результат хоккейного (футбольного) матча, а автолюбителя раздосадовало отсутствие необходимых запчастей. Иными словами, у каждого человека своя неформальная, личностная тема. Надо ее только нащупать, и человек откликнется теплотой отношения к вам. Д. Карнеги отмечал, что необходимо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Однако мало просто говорить о том, что интересует партнера по общению. По мнению того же Д. Карнеги, существует важнейший закон человеческого поведения, суть которого в следующем: всегда внушайте собеседнику сознание его значимости. При этом, показывая собеседнику свое отношение к нему как к уважаемому человеку, не следует льстить, тем более за счет унижения собственного достоинства. Вековой опыт психологии и педагогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда в ответ ты получишь человеческое отношение.
Необходимо помнить, что в процессе общения не следует монополизировать разговор, т.е. превращать беседу в монолог. Ж. де Лабрюйер отмечал, что талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой, значит, он вполне доволен и вами.
На эффективность общения также влияет выбор языковых средств общения. При этом необходимо ориентироваться на собеседника, на ситуацию, на официальность или неофициальность обстановки. Говорите с партнером на его языке — тогда вы поймете друг друга.
Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть нечто общее, — это сделает ваши отношения более теплыми и доверительными. Общие интересы, позиции, даже общие проблемы и трудности помогают расположить к себе партнера по общению. Подчеркивание общности является древним приемом общения. Джозеф Редьярд Киплинг (1865—1936), английский писатель, в романе «Маугли» сформулировал правило общности: «Мы с тобой одной крови, ты и я». При общении в центре внимания не должно находиться ваше «Я». Специалисты рекомендуют быть скромным в самооценках и не навязывать собеседнику в категоричной форме свою позицию. Необходимо научиться вставать на точку зрения партнера.
Помните, что в деловом общении важно все: что мы говорим и как. От того, как мы формулируем свое «видение», зависит эффективность общения. Например, вместо формулировки: «Мне это представляется интересным», используйте: «Вас могло бы это заинтересовать». Вместо: «Сейчас я вам докажу» — «Сейчас вы сможете убедиться, что...» и т.п.