Истоки способностей и дарований
Детей – на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время учеными доказана эффективность воздействия через пальцы и кисти рук на речевые центры головного мозга. Издавна пальчиковую гимнастику использовали мудрые люди. Всем известны такие игры, как «Сорока – белобока», «Коза», «Ладушки».
Пальчиковые игры несут огромную пользу для детей. Эта такая форма игры, которая:
§ во-первых, дарит детям
здоровье. Простые манипуляции с пальчиками положительно воздействует на работу многих систем организма (например: массаж большого пальца - повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
§ во-вторых, игры с участием
рук и пальцев помогают улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и повышают их синхронизацию. Дело в том, что в правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение.
§ в-третьих, чем сильнее и
подвижнее пальчики рук ребенка, тем увереннее он познает окружающий мир, накапливает навыки, умения и знания. Благодаря проведению пальчиковых игр, происходит активное умственное развитие, совершенствуется память, формируется устойчивость внимания, развивается речь ребенка.
§ в-четвертых, при
повторении стихотворных строк и одновременном движении пальчиков развивается фонематическое восприятие, то есть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), что позволяет ребенку овладевать артикуляцией звуков, слогов, слов.
|
§ в-пятых, игры с пальчиками
и ладошками в сопровождении добрых и веселых стихов являются мощным профилактическим средством, позволяющим взрослому снизить психоэмоциональное напряжение у ребенка, которое может трансформироваться в негативные формы поведения (например: агрессию).
Взрослый является непосредственным участником игры, поэтому ваша задача – зарядить ребенка своим хорошим настроением и положительными эмоциями.
Рассказывая стихотворение, меняйте ритмико-интонационную структуру речи (то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова). Используйте для занятий с ребенком особо понравившиеся ему игры.
ПОСЛУШНЫЙ ЗАМОК
На двери висит замок
(руки сделать в замок)
Кто открыть его бы мог?
(пожать плечами)
Потянули, покрутили
(потянуть, покрутить сцепление кисти)
Постучали и открыли
(постучать основанием кистей друг о друга, развести кисти в сторону)
В ЛЕСНОЙ ЧАЩЕ
По лесу шагал косолапый медведь
(медведь)
Навстречу шел волк – на овец посмотреть
(волк)
Увидел их зайка косой из-под елки
(заяц)
И так задрожал, что упали иголки.
В ДОМИКЕ
Стол стоит на толстой ножке
(стол)
Рядом стульчик у окошка
(стул)
Вот такой я видел дом
(дом)
БАБУШКИНЫОЧКИ
Бабушка очки надела
(очки)
У стола на стул присела
(стол и стул)
Только в книжку заглянула
(закрытая книга, а затем открытая книга)
МКДОУ «Детский сад «Им.1Мая»