Вольтер
Интеллект определяется не пройденным путём, а результатом.
Каспаров
Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске. Начинает партию тот, кто играет белыми фигурами.
Название и обозначение фигур.
Белые | Название фигур | Черные |
Король | ||
Ферзь | ||
Ладья | ||
Слон | ||
Конь | ||
Пешка |
Шахматная доска разбита на 64 клетки (32 белые и 32 черные)
№1
№2 | Центр доски ограничен вертикалями d и e Ферзевой фланг ограничен вертикалями a, b,c.d Королевский фланг ограничен вертикалями f, g, h. Малый центр ограничен полями d4, d5, e4, e5 |
Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.
№4 №5 | Горизонталь - это прямая линия клеток, идущая с лева на право Вертикаль - это прямая линия клеток, идущая с низу в верх Диагональ - это прямая линия клеток, идущая под углом 45 градусов. |
Ладья ходит прямо, на любое доступное поле по горизонтали или вертикали, на которых она находится.
№6 №7
Обозначить крестиком ходы черной и белой ладьей.
№8 №9
Слон
Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.
№10 №11
№13 Обозначить крестиком ходы черным и белым слоном.
№12 №13
Ферзь - самая сильная фигура и ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали — сочетает в себе качества ладьи и слона.
№14 №15
Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.
Ходы фигурами
Пешка ходит прямо на 1 или 2 поля первым ходом, и на одно в последующем. Рубит пешка наискосок. Дойдя до 8 горизонтали (первой) пешка превращается в любую фигуру
|
Правило взятия на проходе
Если пешка делает ход со своего начального места на две клетки(белая со второго на четвертый ряд, а черная с седьмого на пятый) и при этом пересекает поле, которое находится под угрозой пешки противника, то последняя имеет право взять эту пешку |
Король - самая важная фигура и ходит на одну клетку вокруг себя.
Король не имеет право идти на клетку, которую контролирует неприятельская фигура.
Указать клетки, на которые может сходить белый король
Значение короля. Шах королю.
Если какая – либо фигура угрожает следующим ходом побить короля, это значит, что объявлен шах
Рокировка
Рокировка невозможна: - если король по ходу партии уже делал ходы (включая ход-рокировку);
Рокировка временно невозможна:
- пока поле, на котором находится король (король находится под шахом), или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано одной или несколькими фигурами противника;
- пока между королём и ладьей, предназначенными для рокировки, находится какая-либо фигура
Цель игры - мат королю.
Целью каждого игрока является поставить короля соперника «под удар» таким образом, чтобы соперник не имел возможного хода.
Ничья. Пат. Вечный шах.
Партия заканчивается в ничью («патом»), если у игрока, который должен ходить, нет возможного хода, а его король не находится под шахом.
Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией возможных ходов.
|
Партия заканчивается в ничью по соглашению между двумя соперниками во время игры. Партия завершается вничью при трехкратном повторении позиции
Показать
ю и 5-ю горизонталь диагональ а1-h8
Вертикаль в и h Показать пересечение 5 горизонтали
и вертикали d