Школьник в тупиках прагматического парадокса




9.2.

Школьные трудности: тупики и горизонты

Ольга Орлова, психолог, NLP Trainer (Рига)[1]

 

Отступление о детях

Школьные трудности нередко становятся для ребенка первым жизненным испытанием. Счастливые очевидности дошкольного детства, когда ты безусловно любим и радуешь родителей просто фактом своего существования, сменяются печальными открытиями.

Ты стал учеником, и теперь знаешь, что существует много разных "линеек", которыми тебя измерят и решат, годишься ли ты для школы сегодня. Может, ты не был годен сегодня только для конкретного урока – вертелся, а когда спросили, неверно отвечал. Или ты уже умеешь быть вообще недисциплинированным, невнимательным? Какими бы ни были неудачи в школе, ясно одно – ты больше не представляешь ценности сам по себе. Хороший ты или нет, теперь можно узнать только в сравнении.

Измерения производятся каждый день и с разных сторон. Можешь, конечно, понадеяться, что это не важно, и "забыть" или не придать значения замечанию учителя, не сказать родителям об ошибках в домашнем задании, опоздать на урок. Но с такими надеждами придется расстаться очень скоро. Родители, которые еще недавно были с тобой и за тебя, теперь очень заняты тем, что ты совершил, чего достиг, что у тебя получилось. И от этого теперь зависит, будешь ли ты хорошим и любимым сегодня. Они больше не замечают, что с тобой происходит, чего ты боишься, о чем мечтаешь.

Становится понятным, что теперь ты не годишься не только для школы, но и для своих самых лучших родителей. Пройдет время, и, если не случится чудо, ты начнешь думать, а годишься ли ты для этого мира вообще?

Отступление об обучении

Каждый согласится, что обучение невозможно без неудачных попыток. Чем сложнее для нас задача, тем больше попыток нужно предпринять. Каждая новая попытка, независимо, ведет она к результату или нет, становится одновременно способом установления обратной связи.

Обратная связь позволяет нам корректировать свои действия в направлении результата, различать полезные и неэффективные действия. В этом смысле ценность всех попыток с точки зрения достижения результата одинакова. Поэтому некорректно называть попытки, которые непосредственно не приводят к результату, неудачами. Никто не знает, какое количество попыток является нормальным и правильным для конкретного человека с конкретной задачей.

Чему обучаются дети, когда они обучаются?

На первый взгляд, ответ лежит на поверхности – дети обучаются тому, что входит в понятие "содержание образования". В программе написано, чему и в какие сроки должен научиться школьник: узнать о членах предложения, выучить правила умножения, понять различия между климатом и погодой и т.д.

Второй ответ не столь очевиден, хотя любой образованный человек испытал это на себе. Обучаясь чему бы то ни было, мы одновременно обучаемся обучаться. В этом случае содержание учебного материала не имеет значения, так как главная задача этого второго уровня обучения – развить свое умение учиться. На втором уровне у человека формируются его личные убеждения о собственных способностях к обучению, о том, что представляет собой обучение, в том числе и представление о том, что называется радостями, а что - трудностями в обучении.

Таким образом, во время обучения происходит два параллельных процесса разных уровней: на одном уровне – овладение учебным материалом, на другом, более высоком, - создание способностей к обучению вообще. Это явление в современном человекознании называется двойной петлей обучения.

Наша статья основана на гипотезе, что возникновение трудности в жизни школьника - это событие, которое имеет истоки на втором уровне. Как ребенок узнаёт, что исправленная учителем ошибка, неточный или неполный ответ на уроке, нарушение дисциплины – не радости, а трудности обучения? Сравнение с одноклассниками не в свою пользу, порицающий тон учителя, ярлыки "неаккуратный", "гиперактивный", "рассеянный", недовольство родителей – вот свидетельства, которые создают у ребенка веру в существование трудностей обучения. Такие свидетельства не дают неопытному ученику впасть в заблуждение и решить, что учеба – это захватывающее интересное занятие, где тебе предоставляется множество попыток и способов освоить новое.

Фундаментальный вывод "лучше не ошибаться" начинает регулировать жизнь ребенка в школе, а в некоторых случаях - его жизнь вообще. Те, кто ошибается, представляются в контексте стандартной ситуации обучения неудачниками. На втором, более высоком уровне двойной петли обучения, который организует и систематизирует первый, содержательный уровень, ребенок отучается от любознательности, риска, самостоятельности, открытости. Это останавливает его на содержательном уровне, становится препятствием в познании нового. Желание ученика сделать, понять, усвоить что-либо правильно с первого раза, в условиях постоянного столкновения с новым, рождает нетерпение, быструю утрату интереса, пассивность, безразличие или тревогу.

Школьник в тупиках прагматического парадокса

Таким образом, ребенок попадает в ситуацию, которая в прагматике коммуникации называется двойной связкой (double bind) или двойным ограничением. Придя в школу, ученик, по сути, получает парадоксальное предписание: хорошо учись и при этом не ошибайся. С одной стороны, он должен стремиться к овладению новым, к расширению своего опыта, с другой стороны, каждая попытка, не дающая прямого результата, в том или ином виде отрицательно подкрепляется. Иными словами, ребенок пребывает в парадоксальной позиции. Предписание "хорошо учись" отрицается предписанием "при этом не ошибайся", оно делает недействительным предыдущее "хорошо учись".

Это, в то же время, ситуация двойного проигрыша. Понятно, что можно учиться и ошибаться (тогда будешь "неудачником" в школе). Понятно, как можно не учиться и не ошибаться (просто оставайся необразованным). Ученик, в таком случае, призван выбирать между неуспешностью и необразованностью. А как практически осуществить предписание "учиться и не ошибаться"?

Невозможно учиться и не ошибаться. Понятие “ошибаться” обозначает виды реакций и действий, которые являются элементами класса явлений, охватываемых понятием "учиться". Школа приглашает ребенка организовывать свой личный опыт посредством спектра явлений, относящихся к понятию "учиться", и при этом стремится исключить из этого процесса существенные и неотъемлемые элементы, принадлежащие классу явлений "учиться" – попытки, не приводящие к прямому результату (то, что в школе называют ошибками).

Предписание "хорошо учись" делает неосуществимым "при этом не ошибайся". Это классическая ситуация прагматического парадокса. Давая возможность человеку учиться, мы создаем для него неизбежную возможность ошибаться. Отрицательно подкрепляя ошибки, мы навязываем ему иллюзорный выбор – или учись, или ошибайся – делая посредством логической подтасовки понятия "учиться" и "ошибаться" понятиями одного уровня.

Двойное ограничение состоит в том, что ребенок не может хорошо учиться, если будет ошибаться, и не может хорошо учиться, если не будет ошибаться. Ученик не может сделать правильный выбор, в силу взаимоисключающих альтернатив парадоксального предписания, в рамках которого он вынужден действовать. Таким образом заданная ситуация не предполагает существования альтернативы, которая может оказаться правильной.

Предвидя, как искушенный практик возразит, что реальная ситуация в школе гораздо богаче, что существуют нюансы, задающие уникальность каждого конкретного случая, что есть факторы, смягчающие ее критическую остроту, замечу следующее. Рассуждение обязывает развить обыденную ситуацию до крайностей, чтобы обнажить позиции, на которых она построена. Конечно, в практической жизни двойное ограничение, субъектом которого становится школьник, не очевидно, не осязаемо и не провозглашается в таких предельных параметрах.

Вместе с тем, практикам образования известно удручающее разнообразие поведенческих следствий ситуации двойного ограничения школьника. Установлено, что прагматический парадокс оказывает парализующее воздействие на живые существа, вызывая системные нарушения в их функционировании. Школьная тревожность успевающих учеников, когда они боятся любых проверок (от простого опроса до контрольных работ и экзаменов), стойкие нарушения дисциплины отстающих (от плохого поведения на уроках до затяжных прогулов), конфликтное поведение – вот далеко не исчерпывающий список эффектов парадоксальной позиции школьника, который легко дополнит любой учитель.

Выходи, подлый трус!

Выбор в границах описанного прагматического парадокса, одна из которых "хорошо учись", а другая – "при этом не ошибайся", является даже не невозможным, а бессмысленным. Не существует такой прагматической реальности – учиться, не ошибаясь. Что же делать, чтобы школьник имел возможность полноценно учиться?

Общее правило для преодоления ситуаций прагматического парадокса следующее. Чтобы обрести смысл, восстанавливающий целостность, необходимо прекратить движение из одного тупика в другой и выйти за пределы, очерченные двойным ограничением, расширив субъективную ситуацию своего существования.

Как можно применить это правило в обычной школе? Что может сделать учитель? Обсудим один из возможных подходов. Он состоит в том, чтобы взаимодействовать с ребенком не как с учеником, а как с человеком, давая ему возможность сбросить оцепенение, вызванное полной идентификацией его личности с ролью ученика. Вот несколько практических путей реализации этого подхода:

распространять успехи ребенка, достигнутые в отдельных ситуациях, на все уровни его личности, чтобы усилить его ресурсы;

расширять контексты восприятия учеником своих личностных свойств таким образом, чтобы он думал о себе как о человеке с разнообразными возможностями;

раздвигать временные рамки конкретных ситуаций настоящего в направлении желаемого будущего.

Рассмотрим более детально эти пути.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: