Закономерные успехи и случайные неудачи




Все многообразие действий, которое ученик демонстрирует в процессе обучения, можно охарактеризовать либо как свидетельства овладения учебным содержанием (успех), либо как свидетельства противоположного этому (неудача). Когда ребенок сделал нечто успешное, оценивайте его действие как вообще типичное, характерное для него.

Припишите это достижение не случаю, а способностям или личности ученика. Александра нечасто выполняет домашние задания аккуратно, а вы в перспективной характеристике этой ученицы поставили задачу развить ее аккуратность. Каждый раз, когда задание будет выполнено аккуратно, отдавая Александре проверенную тетрадь, прокомментируйте: "Я вижу, ты аккуратная девочка, снова работа чисто и правильно выполнена". Или: "Я снова убеждаюсь, что ты чистюля, теперь это видно и по твоей тетрадке". Дима проводит перемены слишком подвижно, устраивая шум и потасовки. Не пропустите момент, чтобы обратить его внимание, когда он нечаянно спокойно будет вести себя на перемене. Не откладывайте, найдите минутку, чтобы доверительно сказать: "Я замечаю, ты стал спокойным – только что всю перемену с мальчиками разговаривал, смеялся весело, но негромко и в коридоре быстро шел, не бежал".

В коммуникации систематически "превращайте" успешные действия ученика в черты его характера в соответствии с перспективной характеристикой, с тем, каким вы хотите, чтобы он стал. Благодаря этому ребенок начнет соотносить свои позитивные проявления со своей сущностью, личностью в целом, привыкая к тому, что именно таким он и является – спокойным, аккуратным, собранным, внимательным. Это поможет ему рассматривать свои неудачные попытки в контексте общей личностной успешности, принимая вызов непознанного смело и с любопытством.

А как же быть с неудачами, ошибками? Минимизируйте их, строго ограничивая конкретным контекстом – где, когда они имели место. Как бы часто они не повторялись, присвойте им статус случайности, сводя к отдельным фактам. Тем самым вы будете характеризовать только поведение ученика, в котором есть фрагменты нежелательных действий. Марина очередной раз опоздала на урок. Заметьте: "Марина, ты пропустила семь минут урока, мне пришлось прервать работу". Майя в диктанте допустила много ошибок одного типа. Скажите: "Ты сделала в сегодняшней работе только одну ошибку, правда, повторила ее много раз". Миша небрежно заполнил таблицу в лабораторной работе. Прокомментируйте: "Миша, мне жаль, что в этой работе хорошее содержание твоей таблицы так плохо организовано".

Если вы хотите изменить какое-то поведение, конкретизируйте его и придавайте ему краткосрочные временные рамки. Когда вы замечаете малейшее проявление желательного поведения, соответствующего перспективной характеристике, обобщайте его до свойств и характеристик личности в целом, подразумевая постоянство этого проявления. Создавайте обширный позитивный внутренний контекст личности ученика.

Где мне это пригодится?

Если попросить школьного учителя привести примеры нежелательного поведения учеников, он без труда вспомнит, как они разговаривают или "спят" на уроках; говорят, не подумав; поверхностно готовятся к урокам; списывают; быстро и эмоционально реагируют на замечания; не умеют слушать других; чрезмерно подвижны; излишне чувствительны к неудачам или безразличны к ним и т.п. Понятно, что такие действия в ситуации учебного процесса являются помехой.

Нежелательность упомянутого и тому подобного поведения можно было бы считать очевидной, особенно если жизнь ограничивалась бы учебным контекстом. Когда мы принимаем во внимание разнообразие жизненных обстоятельств, то можем заметить, что есть ситуации, где эти действия могли бы быть полезными и даже желательными. Если вы являетесь участником мозгового штурма, вам надо как можно больше говорить, не подумав. Когда вам нужно в краткие сроки ознакомиться с большим количеством материала, часть его надо будет проработать тщательно, а с другой ознакомиться поверхностно. Если вы ведете ток-шоу, ваше искусство ведущего будет зависеть и от умения быстро реагировать на замечания. Когда вы умственно переутомлены, вас спасет чрезмерная подвижность. Чувствительность к неудачам станет вашим союзником, когда нужна мотивация на новые попытки, а безразличие – чтобы смириться с тем, что от вас не зависит.

Все разнообразие поведения, которым обладает человек, является его ресурсом. Если какое-либо поведение сформировалось, значит, есть такие стороны личности, которые оценивают его как полезное и заинтересованы в его сохранении. То, что уже является частью опыта человека, неуничтожимо. С нежелательным поведением невозможно бороться, ним можно правильно пользоваться, чтобы оно стало полезным.

Примеры уже навели вас на мысль, как правильно пользоваться поведением, имеющимся в вашем распоряжении? Применяйте его там и тогда, где и когда оно станет ресурсом, а не помехой на пути к результату. Для этого подумайте: "В какой конкретной ситуации такое поведение (которое нежелательно в этой ситуации) может быть полезным для меня?" И дайте волю своему воображению, чтобы найти такие контексты.

Когда вы имеете дело с нежелательным поведением учеников, применяйте ту же процедуру. Обучайте их делать свое поведение уместным, вместо того, чтобы бороться с ним. Вы одобряете это поведение вообще, но не поощряете его сейчас. Приглашайте учеников вывести нежелательное поведение за рамки актуального контекста в другие, более адекватные ему контексты. Когда ваш Роберт опять бегает по классу, скажите: "Ты хорошо бегаешь, сегодня на физкультуре бегай именно так, а сейчас, в классе старайся просто ходить". И как только Роберт "замедлится", отметьте: "Вот сейчас правильно". Алиса очень тихо отвечает, скажите ей: "Ты говоришь тихо, иногда хорошо понизить голос до шепота, когда хочешь подчеркнуть для слушателей что-то важное. А сейчас, когда ты просто отвечаешь правило, лучше говорить громче, чтобы все могли его услышать и вспомнить". Когда у Алисы начнет хоть немного получаться, отметьте это.

Открываем горизонты

Обучение всегда ориентировано в будущее. Будущее, которого мы ждем, уже существует, оно составляет часть нашей внутренней реальности уже сейчас. Наши цели, стремления, ожидания в значительной мере определяют и формируют то, чем и как мы занимаемся сегодня.

Школьные трудности приобретают угрожающие размеры, если мы начинаем соотносить их только с будущими последствиями. Они надвигаются на ученика, делая безнадежными любые попытки изменений.

Чтобы трудности стали преодолимыми, полезно обучать ребенка считать неудачи естественной частью опыта. Это станет возможным, если мы будем обращать свое и его внимание на то, каким он хочет стать, когда научится справляться с той или иной трудностью. Задавая такую желаемую перспективу, мы оформляем трудность как проблему, где существует разница между нынешним и желаемым состоянием. Эта разница позволяет ребенку увидеть выход, настроить свою внутреннюю жизнь на важные для него результаты, получить направление роста.

Существует множество практических рецептов создания желаемого будущего. Упомянем некоторые из них, давая читателю простор для собственных открытий. Имея дело с реальным Павликом-плаксой, вы можете в перспективной характеристике записать: "умеет продолжить работу, даже когда что-то не получается" или "настойчиво работает, пока не получит результат". Избавьте Павлика, прежде всего в своем воображении, от приговора "плакса", превратите этот факт в конкретные действия, в привычку, которая принадлежит Павлику, а потом работайте над созданием новой привычки. Менять привычку легче, чем менять человека.

6. Не пугайте детей будущим - школьными экзаменами, профессией дворника, биржей труда. Когда второкласснику Алеше говорят: "Будешь плохо учиться - не сдашь выпускные экзамены и получишь справку вместо аттестата", - от его внимания скрывают, что к тому времени он еще целых десять лет проведет в школе, вырастет и многому научится. Зато в его детских фантазиях и выпускной класс, и экзамены начинают представляться чем-то очень нежелательным. Помогите Алеше поверить в себя: "Если ты научишься слушать объяснение на уроке, твои домашние работы станут лучше. Как ты думаешь, на каком уроке у тебя быстрее всего начнет получаться слушать меня?…Это важно – уметь слушать объяснение. Когда ты будешь учиться в выпускном классе, объяснения будут сложнее, чем сейчас, а ты уже будешь уметь слушать и все хорошо поймешь".

Работая в залоге желаемого будущего, мы воспринимаем неудачи как часть большого и разнообразного контекста человеческой жизни. Это избавляет нас от полной поглощенности неудачами в настоящем, превращая их в испытания, которые делают нас сильнее.

 


[1] Работа написана в традиции нейро-лингвистического программирования. Основные ее положения вдохновлены трудами Грегори Бэйтсона, Пола Вацлавика, Дженет Бивин, Дона Джексона, Роберта Дилтса, Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера, Стива Андреаса и Конниры Андреас, Линды Ллойд. Прим/ автора



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: