Основные энергетические средства в сельском хозяйстве – это тракторы и автомобили. На долю приходится 78 % всех энергетических мощностей, поэтому как перед ремонтными предприятиями, так и перед ремонтом – обслуживающими базами колхозов и совхозов, стоит задача поднять уровень технической готовности машин. Важнейшую роль при этом играет своевременный и качественный ремонт автотракторных двигателей.
Многолетний опыт ремонта двигателей, установленных на тракторах и автомобилях, свидетельствует, что в капитальный ремонт поступают двигатель, работоспособность которых может быть восстановлена заменой отдельных деталей и сборочных единиц в мастерских хозяйств.
Неисправность двигателей чаще всего возникают нарушения регулировок, тепловых и нагрузочных режимов работы, плохой очистке моторного масла и воздуха, поступающего в цилиндры, а также при использовании качественных сортов топлива и масла.
Исправность и готовность двигателей зависит как от промышленности, гарантирующего определенную надежность поставляемых двигателей, так и от потребностей, эксплуатирующих технику, на которых установлены данные двигатели, проводящих их технический осмотр и ремонт. В хозяйстве действующей системой технического осмотра и ремонта машин плановый и неплановый текущий ремонт машин для обеспечения их работоспособности и капитальный ремонт при достижении ими предельного состояния, который частично выполняется силами хозяйства, а частично на специализированных предприятиях.
Как правило из анализа ЦРМ хозяйства в ее составе не предусмотрен специализированный участок для ремонта двигателей. В настоящее время их ремонт производят в ремонтно-монтажном участке на рабочем месте по ремонту машин. При ремонте двигателя применяется агрегатный метод, сущность которого заключается в замене неисправных составных частей (сборочных единиц) на новые или отремонтированные на специализированных предприятиях или в мастерской райагропрома. Замена большинства агрегатов при ремонте производится без снятия двигателя с машины.
|
Двигатель снимаю с машины, если при пробном пуске прослушивается стук в области коренных и шатунных подшипников или в средней части двигателя в месте расположение опор распределительного вала, а также для оценки состояния двигателя перед отправкой в капитальный ремонт, для снятия двигателя используют подвесную кран-балку. Разборка двигателя производится на монтажном столе на рабочем месте по ремонту трактора. Ремонт двигателя производит слесарь мастерской совместно с водителем машины (трактора).
Схема технологического процесса ремонта в колхозе «Новая заря» приведена на рис. 1.3.
Из нижеприведенной схемы можно увидеть, что уровень проведения ремонта не соответствует техническим требованиям. Это в большой степени связанно с отсутствием в ЦРМ участка по ремонту двигателей и специального оборудования, средств диагностирования, моечного оборудования, контрольно-испытательных стендов и плохими условиями труда рабочих.
Плохой ремонтно-обслуживающая база и организация работ по ремонту, низкий уровень организации рабочих мест по ремонту (отсутствует техническая документация, приспособления, специальное оборудование и т.д.) ведут к низкой производительности труда, высокой себестоимости работ, большими простоями техники.
|
Определение способа ремонта | ||||||||||||||||||||||||||||
Со снятием двигателя с трактора | Без снятия двигателя с трактора | |||||||||||||||||||||||||||
Доставка на стол для разборочно-сборочных работ | Определение неисправности | |||||||||||||||||||||||||||
Разборка двигателя | Частичная разборка двигателя | |||||||||||||||||||||||||||
Дефектация деталей | Дефектация деталей | |||||||||||||||||||||||||||
Горные | Не горные | Горные | Не горные | |||||||||||||||||||||||||
Постановна на двигатель | Склад металлолома | Постановна на двигатель | Склад металлолома | |||||||||||||||||||||||||
Сборка двигателя | Сборка двигателя | |||||||||||||||||||||||||||
Обкатка | Регулировка двигателя | |||||||||||||||||||||||||||
Постановка на трактор | ||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1.3. Схема технологического процесса ремонта двигателей в колхозе.
Низкий уровень подготовки обслуживающего персонала не позволяет обеспечить квалифицированный комплекс работ по ремонту в соответствии с требованиями технических условий.
|
Как видно из схемы в настоящее время в хозяйстве диагностирование двигателей не производится. Это вызывает значительное увеличение объема разборочно-сборочных работ, повреждение деталей, в также времени пребывания двигателей в ремонте. Очистка и мойка двигателей также не производится, так как отсутствует участок мойки деталей и агрегатов в мастерской. Поэтому двигатели поступающие в ремонт как правило, не очищенными. А как известно неполное удаление загрязнений при ремонте снимает послеремонтный ресурс на 20... 30 %. Диагностирование двигателей перед ремонтом не производится, а это увеличивает объем разборочно-сборочных работ на 30%. Периодическое плановое диагностирование позволяет сократить число отказов диагностируемых систем и агрегатов в з раза и более, уменьшить расход запасных частей на 30%, расход топлива на 10 …15%.
Отсутствие приспособлений и оснастки для проведения разборочно-сборочных и регулировочных работ, необходимого комплекса инструментов, а так же различных приспособлений для ремонта двигателей ведет к ухудшению качества сборки и разборки, так как много деталей повреждается, в результате этого снижается их послеремонтный ресурс.
Дефектация деталей производится с помощью простого мерительного инструмента и визуально. В следствии этого некоторые сборочные единицы выработавшие свой ресурс, могут попасть на дальнейшую сборку.
Еще одним недостатком ремонта является отсутствие оборудования для двигателей после ремонта. Обкатка является очень важном этапом в технологическом процессе ремонта двигателя, так как позволяет проверить качество сборки и регулировки отдельных механизмов и систем, произвести приработку деталей и уменьшить износ деталей при эксплуатации, что в свою очередь увеличивает послересурсный ремонт. Поэтому в мастерской хозяйства необходимо создать участок для обкатки двигателей. При ремонте двигателей без снятия с машины проводить обкатку его непосредственно на машине.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что технология ремонта двигателей в хозяйстве имеет ряд существенных недостатков, для устранения которых необходимо в проекте разработать соответствующие мероприятия.
Выводы и задачи проекта
В первой части дипломного проекта был дан анализ хозяйственной деятельности, состояния ремонтно-обслуживающей базы и анализ технических процессов и организации работ в мастерской.
Исходя из анализа ремонтно-обслуживающей базы хозяйства можно сделать заключение, что 70% ремонтных работ проводится в ЦРМ, а остальные 30% под открытым небом мех. двора. Ремонтно-обслуживающая база нуждается в дальнейшем развитии.
На основании данных о состоянии ремонтно-обслуживающей базы хозяйства, можно сказать, что уровень и качество проведения ремонтных работ низки.
В ЦРМ хозяйства не изданы производительные участки диагностирования и технического осмотра машин, ремонта и обработки двигателей, агрегаторемонтный, специализированные участки по ремонту топливоподающей аппаратуры, агрегатов гидросистем, электрооборудования машин и другие. Это не позволяет выполнить все операции текущего ремонта в соответствии с техническими требованиями. В имеющихся участках отсутствует технологическое оборудование, необходимые приспособления. Рабочие места не оснащены оргоснасткой технической документацией и специальным инструментом. Организация рабочих мест в целом не соответствует требованиям НОТ.
Из анализа технологических процессов и организации работ в мастерской можно сделать вывод, что некоторые операции технологического процесса не выполняются. Это в основном относится к ресурсному диагностированию, мойки сборочных единиц, обкатки двигателей и так далее.
Исследованиями, проведенными ГОСНИТИ установлено, что неполное удаление загрязнений при ремонте (в том числе и технических загрязнений) снижает послеремонтный ресурс на 20...30%.
Периодическое плановое диагностирование позволяет сократить число отказов диагностируемых систем в три раза и более, уменьшить расход запасных частей на 30%, так же на 30% уменьшить объем разборочно-сборочных работ, сократить простои по техническим причинам в 2...2,5 раза, а коэффициент технической готовности довести до 95 …97%.
Применение специальных приспособлений и оборудования при разборочно-сборочных операциях позволяет снизить процент повреждения деталей, повысить их послеремонтный ресурс, увеличить производительность труда.
Обкатка двигателя в соответствии с техническими требованиями способствует повышению долговечности и ресурса двигателя.
Все виды ремонтных работ выполняются с большими затратами труда и с невысоким качеством. Анализ состояния МТП хозяйства показывает, что средний возраст машин составляет около 10 лет и требует ремонта агрегатов. У хозяйства нет необходимых финансовых средств, чтобы ремонт проводить с заменой агрегатов и деталей новыми. Поэтому следует считать целесообразным организовать в мастерской хозяйства восстановление некоторых изношенных деталей и ремонта сборочных единиц с использованием универсального технологического оборудования. Расшить технологические возможности этого оборудования можно оснастив его специальными приспособлениями. Это поможет сэкономить средства, которые необходимо было бы выделять на ремонт агрегатов на специализированных предприятиях.
Ремонтно-монтажного, кузнечно-сварочного, машинно-монтажного и слесарно-механического участков недостаточно для выполнения все возрастающего объема ремонтно-обслуживающих работ по ремонту двигателей. Для повышения качества ремонта двигателей необходимо произвести расширение ЦРМ хозяйства, техническое переоснащение имеющихся участков.
Проведение технического ремонта двигателей в мастерской с учетом технических требований позволит увеличить их фактический послеремонтный ресурс на 25 …30% [ ], существенно снизить эсплуатационные издержки в целом.