1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного (клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность- различные направления и школы
- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ
Инновация - нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
1. трансляция культуры в обществе.
2. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
3. Социальная селекция (размещение в социальной структуре)
4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
О бязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
1. демократизация
2. компьютеризация
3. интеграция — компетентностный подход
4. интернационализация - единая система образования
5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7. профилизация
Тенденции в развитии образования:
- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное
-среднее (лицей)
-высшее (колледж)
а) бакалавриат
б) магистратура
Искусство.
Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом
Искусство в узком смысле - изобразительное искусство(живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства
Искусство - специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Эстетика- наука о красоте.
Платон - «искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней».
Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.
Особенности искусства:
1. эмоционально-чувственное постижение мира
2. локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
3. субъективность-отражение мира автора
4. компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности
Функции искусства:
1. познавательная
2. информационная
3. ценностно-ориентирующая
4. коммуникативная
5. эмоционально-рефлекторная (эстетическое отражение действительности)
6. гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни
7. эстетическая
8. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.
Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство).
Виды видов искусства:
1. простое — в основе одно средство художественного выражения(поэзия-слово)
2. сложное (театр, балет)
1. изобразительное — отражение действительности как она есть (фотография)
2. выразительное- образ не аналогичен действительности (фотошоп)
3. реальное (Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура
4. идеальное- литература
1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура
2. временное- динамичное- литература, музыка
1. пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр
Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом(эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).
Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика.
Религия
Религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности.
Роль религии в жизни общества:
«+»
1. один из компонентов духовной культуры
2. один из институтов общества
3. специфический тип мировоззрения
4. совокупность моральных принципов
5. активно участвует в жизни общества
6. одно из средств социального контроля
7. сообщество людей, связанных единой верой
8. компенсаторная функция - утешение
«-»
1. способствует развязыванию войн
2. страх как фактор поддержания религиозности
3. догматичность.
Конфессиональный - религиозный
В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.
Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.
Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
Анимизм (Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.
Спиритизм - общение с духами.
Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.
Виды религий:
по количеству богов
1. монотеистические
2. политеистические
по решению проблем спасения
1. через собственную деятельность (буддизм)
2. через посредника-спасителя
по степени легализации
1. институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
2. внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида
по степени распространения
1. национальные (локальные)
2. мировые
Вебер: бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.
Особенности мировых религий:
1. распространены на всех континентах
2. вера в единого бога
3. эгалитарность -проповедование равенства
4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания
Буддизм.
Возник в 6 веке до н.э. В Индии.
В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый.
Смысл буддизма:
1. страдания правят миром.
2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
Танха -желание.
-жажда чувственных удовольствий
-жажда процветания
-жажда к уничтожению
1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана - покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
2. Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма:
1. Ахинса - непричинение вреда живому
2. не брать чужой собственности
3. не касаться чужой жены
4. не говорить неправды
5. не пить вина
Реинкарнация - учение о перерождении душ.
Священная книга - Типитака (3 корзины)
Направления буддизма:
1. Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения
2. Хинаяна - Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Христианство.
Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.
В основе легенда о великом мессии Христе.
1054 - разделение на православие и католицизм.
16 век, реформация в германии, появление протестантизма.
Православие - правильное учение.
- идея центризма - Бог- центр мироздания
- идея творения
- идея откровения (любое знание - божественное)
- идея грехопадения
- идея конца света и страшного суда
- идея спасения и воскресения для вечной жизни
- 10 заповедей
- священная книга- Библия
Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)
Новый завет(предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.
Католицизм - всемирная.
- догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание
- дух-эманация - производная Бога-отца
- учение о чистилище
- централизованность церковной организации
- безошибочность папы в вопросах веры и нравственности
- нерасторжимость таинства брака
- целибат-безбрачие духовенства
- крестное знамение слева направо
- богослужение на латыни
- крещение через возлияние воды на голову
Протестантизм - публично доказывающий.
- спасение личной верой
- священство всех верующих
- исключительный авторитет Библии
- церковь не посредник между Богом и людьми
- молитвенные дома без пышности
- из таинств только крещение и причастие
Основные формы протестантизма:
1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам - предание себя Богу, покорность.
Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.
В основе легенда о пророке Мухаммеде.
Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.
Заповеди ислама:
1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
4. Милостыня 1 раз в 1 год.
5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.
Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.
Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.
Священная книга - Коран. Сура-глава.
Шариат - система мусульманского права.
Течения ислама:
- суннизм- власть не в руках потомков пророка
- шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов
Типы религиозных организаций:
1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
3. Деноминация - секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру(кальвинизм)
4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту.Разновидности культа:
- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы
-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Депривация - положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Локальные религии.
Конфуцианство.
Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. «24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.
Даосизм.
Китай. Дао-путь. Человек- посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.
Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Зороастризм.
Иран. Культ огня и чистоты.
Синтоизм.
Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.
Индуизм.
Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.
Ясперс - теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.