по удалённости от практики




1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

1. социальная ответственность учёного (клонирование)

2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

- незавершённость

- дифференцированность- различные направления и школы

- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ

Инновация - нововведение.

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Функции образования:

1. трансляция культуры в обществе.

2. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.

3. Социальная селекция (размещение в социальной структуре)

4. проведение социальных и культурных изменений в обществе

5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

О бязательным является полное среднее образование.

Основные направления в развитии образования:

1. демократизация

2. компьютеризация

3. интеграция — компетентностный подход

4. интернационализация - единая система образования

5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам

6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам

7. профилизация

 

Тенденции в развитии образования:

- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции

- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

 

Уровни образования:

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное

Профессиональное образование

-начальное

-среднее (лицей)

-высшее (колледж)

а) бакалавриат

б) магистратура

 

 

Искусство.

Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле - изобразительное искусство(живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Искусство - специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Эстетика- наука о красоте.

Платон - «искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней».

Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.

Особенности искусства:

1. эмоционально-чувственное постижение мира

2. локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора

3. субъективность-отражение мира автора

4. компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности

Функции искусства:

1. познавательная

2. информационная

3. ценностно-ориентирующая

4. коммуникативная

5. эмоционально-рефлекторная (эстетическое отражение действительности)

6. гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни

7. эстетическая

8. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.

 

Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство).

Виды видов искусства:

1. простое — в основе одно средство художественного выражения(поэзия-слово)

2. сложное (театр, балет)

1. изобразительное — отражение действительности как она есть (фотография)

2. выразительное- образ не аналогичен действительности (фотошоп)

3. реальное (Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура

4. идеальное- литература

1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура

2. временное- динамичное- литература, музыка

1. пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр

 

Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом(эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика.

 

 

Религия

Религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности.

Роль религии в жизни общества:

«+»

1. один из компонентов духовной культуры

2. один из институтов общества

3. специфический тип мировоззрения

4. совокупность моральных принципов

5. активно участвует в жизни общества

6. одно из средств социального контроля

7. сообщество людей, связанных единой верой

8. компенсаторная функция - утешение

«-»

1. способствует развязыванию войн

2. страх как фактор поддержания религиозности

3. догматичность.

Конфессиональный - религиозный

В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.

Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.

Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

Анимизм (Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.

Спиритизм - общение с духами.

Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.

Виды религий:

по количеству богов

1. монотеистические

2. политеистические

по решению проблем спасения

1. через собственную деятельность (буддизм)

2. через посредника-спасителя

по степени легализации

1. институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви

2. внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

1. национальные (локальные)

2. мировые

Вебер: бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.

Особенности мировых религий:

1. распространены на всех континентах

2. вера в единого бога

3. эгалитарность -проповедование равенства

4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый.

Смысл буддизма:

1. страдания правят миром.

2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда процветания

-жажда к уничтожению

1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана - покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.

2. Есть путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

1. Ахинса - непричинение вреда живому

2. не брать чужой собственности

3. не касаться чужой жены

4. не говорить неправды

5. не пить вина

Реинкарнация - учение о перерождении душ.

Священная книга - Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

1. Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения

2. Хинаяна - Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

 

Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

1054 - разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в германии, появление протестантизма.

Православие - правильное учение.

- идея центризма - Бог- центр мироздания

- идея творения

- идея откровения (любое знание - божественное)

- идея грехопадения

- идея конца света и страшного суда

- идея спасения и воскресения для вечной жизни

- 10 заповедей

- священная книга- Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет(предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм - всемирная.

- догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание

- дух-эманация - производная Бога-отца

- учение о чистилище

- централизованность церковной организации

- безошибочность папы в вопросах веры и нравственности

- нерасторжимость таинства брака

- целибат-безбрачие духовенства

- крестное знамение слева направо

- богослужение на латыни

- крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм - публично доказывающий.

- спасение личной верой

- священство всех верующих

- исключительный авторитет Библии

- церковь не посредник между Богом и людьми

- молитвенные дома без пышности

- из таинств только крещение и причастие

Основные формы протестантизма:

1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.

3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам - предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама:

1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.

2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.

3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.

4. Милостыня 1 раз в 1 год.

5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.

Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга - Коран. Сура-глава.

Шариат - система мусульманского права.

Течения ислама:

- суннизм- власть не в руках потомков пророка

- шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов

Типы религиозных организаций:

1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.

2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

3. Деноминация - секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру(кальвинизм)

4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту.Разновидности культа:

- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы

-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация - положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

 

 

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. «24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек- посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс - теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: