Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.




Культура

Культура (лат) — возделывание, культивирование почвы.

Культура - все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.

Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.

Элементы культуры:

1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности(средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных(футбол- болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие -часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина)

Культурные универсалии - нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Функции культуры:

1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе

2. Оценочная – определение системы ценностей

3. Регулятивная – формирование системы норм и требований

4. Информативная – передача опыта, ценностей

5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей

6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.

 

Пути развития культуры:

1. Накопление культурных ценностей

а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению

(евклидова геометрия-геометрия Лобачевского)

б) горизонтальное — наследование целого художественного

произведения(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)

1. Новаторство

Формы культуры:

1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты «массового человека»:

-рост жизненных запросов

-врождённая неблагодарность

-плывёт по течению

1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.

Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке)

1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.

2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура - совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.)

Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм(негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Диалог культур(Бахтин) - взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Разновидности культуры:

1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)

 

 

Мораль

Мораль (лат) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика - наука о морали.

Признаки морали:

1. всеобщность

2. добровольность

Функции морали:

1. познавательная

2. регулятивная

3. воспитательная

4. мотивационная

5. прогностическая

6. аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

- моральные ценности

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

1. польза- экономика

2. господство-политика

3. справедливость- социальная сфера

4. истина

5. красота

6. добро- духовная сфера

7. свобода- все сферы

Основные категории морали:

1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.

5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.

6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания

2. ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей

3. ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.

Духовность -обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».

 

 

Мировоззрение

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.

Роль мировоззрения:

1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.

2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».

3. позволяет определить истинные ценности жизни.

Исторические типы мировоззрения:

1. мифологическое

2. религиозное

3. философское

4. научное

Формы мировоззрения:

1. мироощущение - эмоциональный опыт человека

2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека

Уровни мировоззрения:

1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте

2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами

Типы мировоззрения:

1. обыденное (житейское) и научное

2. прогрессивное и реакционное

3. оптимистическое и пессимистическое

4. религиозное и атеистическое

5. теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.

6. 6. Гуманистическое

- человек, как часть природы ответственен за её сохранность

- бережное отношение к человеческой жизни

- физическое и нравственное здоровье человека

- признание равноправия различных мировоззрений

- достоинство личности

- созидательный труд на благо общества

- доброжелательные отношения между людьми

 

 

Наука и образование

Наука - особая система знаний

- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)

- особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

2. культурно-мировоззренческая

3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности

4. 4. социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества

1. производственная

2. прогностическая

Классификация наук:

По предмету познания

1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)

2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)

3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)

4. технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: