Культура
Культура (лат) — возделывание, культивирование почвы.
Культура - все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.
Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)
2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности(средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных(футбол- болельщики, символика, чемпионаты).
Культурное наследие -часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина)
Культурные универсалии - нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Функции культуры:
1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
2. Оценочная – определение системы ценностей
3. Регулятивная – формирование системы норм и требований
4. Информативная – передача опыта, ценностей
5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Пути развития культуры:
1. Накопление культурных ценностей
а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению
(евклидова геометрия-геометрия Лобачевского)
б) горизонтальное — наследование целого художественного
произведения(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)
1. Новаторство
Формы культуры:
1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.
Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты «массового человека»:
-рост жизненных запросов
-врождённая неблагодарность
-плывёт по течению
1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.
Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке)
1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура - совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.)
Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм(негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Диалог культур(Бахтин) - взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.
Разновидности культуры:
1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)
Мораль
Мораль (лат) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика - наука о морали.
Признаки морали:
1. всеобщность
2. добровольность
Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
- моральные ценности
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза- экономика
2. господство-политика
3. справедливость- социальная сфера
4. истина
5. красота
6. добро- духовная сфера
7. свобода- все сферы
Основные категории морали:
1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Этапы нравственного поведения:
1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
2. ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей
3. ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.
Духовность -обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».
Мировоззрение
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.
Роль мировоззрения:
1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
3. позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
1. мифологическое
2. религиозное
3. философское
4. научное
Формы мировоззрения:
1. мироощущение - эмоциональный опыт человека
2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека
Уровни мировоззрения:
1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Типы мировоззрения:
1. обыденное (житейское) и научное
2. прогрессивное и реакционное
3. оптимистическое и пессимистическое
4. религиозное и атеистическое
5. теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
6. 6. Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность
- бережное отношение к человеческой жизни
- физическое и нравственное здоровье человека
- признание равноправия различных мировоззрений
- достоинство личности
- созидательный труд на благо общества
- доброжелательные отношения между людьми
Наука и образование
Наука - особая система знаний
- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая
3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4. 4. социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
1. производственная
2. прогностическая
Классификация наук:
По предмету познания
1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)
2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)
3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)
4. технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)