Механизмы психологической защиты
К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.
Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.
Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.
|
Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.
Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.
|
Вопрос 45.
Карьера – это поступательное продвижение по служебной лестнице, связанное с изменением навыков, способностей и квалификационных возможностей работника.
Существуют два вида карьеры: профессиональная и внутриорганизационная.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, уход на пенсию – последовательно в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития последовательно в одной организации.
Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:
1) вертикальном – связанным с самим понятием «карьера», т.е. продвижение вверх по служебной лестнице;
2) горизонтальном – перемещение в другую функциональную область деятельности или выполнение роли руководителя временной целевой группы, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре.
3) центростремительном – продвижение к ядру, к руководству организацией. Это направление наименее очевидно, но наиболее привлекательно для работников. Оно выражается в приглашении работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального так и неформального характера, доступе к неформальным источником информации, различных важных поручений руководства.
Вопрос 44.
Формы и методы работы с кадрами:
1) социальная адаптация работников в коллективе;
2) обучение и профессиональное развитие персонала.
Выделяют два направления адаптации:
А) первичная – приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (н-р, выпускники учебных заведений);
Б) вторичная – приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (меняющих объект деятельности или профессиональную роль, н-р, при переходе в ранг руководителя).
Существуют две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне рабочего места.
Обучение на рабочем месте считается более дешевым и оперативным, и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.