Стратегии могут разрабатываться в различных направлениях. Для того чтобы обосновать выбор стратегии, целесообразно охарактеризовать основные стратегии, существующие в современной рыночной экономике.
Стратегия замещениявыбирается, когда рынок достиг насыщения.
В теории менеджмента к стратегиям замещения относят демпинг, имитацию поведения конкурентов и профилизацию. Про-филизация в определенной мере связана со стратегией «фокусирование» и предполагает фокусирование внимания потребителей на особых характеристиках торговой марки.
Стратегии расширениянаправлены на расширение объема спроса за счет новых групп потребителей или на интенсификацию спроса путем увеличения объема потребления данного товара существующими группами потребителей.
Стратегия расширения выбирается на ранних стадиях жизненного цикла продукции.
Основу выработки инновационной стратегиисоставляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция предприятия и проводимая им научно-техническая политика. Инновационная стратегия направлена на решение долгосрочных задач повышения технико-экономического уровня производства, что требует прогнозных исследований состояния научно-технического прогресса в той или иной отрасли. В зависимости от цели предприятия могут быть избраны следующие виды инновационных стратегий (табл.1).
Таблица 1 – Принципы выбора инновационной стратегии
Стратегия конкурентнаяизбирается при стремлении добиться преимущества в издержках производства и сбыта, дифференциации продукции, концентрации на определенных видах деятельности.
Стратегия маркетинга широкого проникновенияизбирается с целью быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли.
Американскими экономистами М. Мескономи Ф. Хедоуриразработана классификация глобальных стратегий развития фирмы. Критерием классификации служит скорость развития предприятия.
В матрице Мескона — Хедоури представлены следующие глобальные стратегические инициативы:
- стратегия роста;
- стратегия ограниченного роста;
- стратегия сокращения;
- сочетание двух или трех стратегий.
Стратегия ростаозначает, что фирма должна ежегодно превышать плановые показатели по стратегическим целям по сравнению с уровнем предыдущего года.
В стратегии ограниченного ростаплан показателей по стратегическим целям устанавливается от достигнутого и означает его корректировку с учетом инфляции.
Стратегия сокращенияиспользуется, когда уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
Последняя стратегиябазируется на сочетании двух или трех стратегий.В решении этой задачи может применяться матрица, разработанная Бостонской консультативной группой, которая используется для разработки перспективного плана выпуска каждого товара с учетом соответствующих матриц конкурентов. Выбору глобальной стратегии предшествует сопоставление рыночной позиции предприятия и конкурентов.
При этом стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Процесс разработки стратегии включает многочисленные переговоры между разнообразными уровнями, направленные на то, чтобы различные цели, стратегии, программы, бюджеты и процедуры были согласованы и подкрепляли друг друга. Сложный и противоречивый процесс согласования стратегических решений является важным моментом стратегического менеджмента.
Бизнес сегодня — это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главным становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме, что требует иных подходов к управлению.
Сформулированная стратегия реально воплотится в виде программ, планов, бюджетов, например в виде производственной программы выпуска определенной продукции. Иными словами, стратегия будет конкретизирована с помощью выбора количественных характеристик или показателей (оборот, объем производства, прибыль и т.п.), что и обеспечит возможность оценки и контроля.
Порядок установления целей может быть следующим:
· подробное описание общих целей, обеспечивающих получение ожидаемого результата, например прибыли;
· формирование каждой цели для всех сфер деятельности фирмы;
· выбор системы показателей, позволяющих судить о достижении поставленной цели; . установление нормативов или сроков выполнения работ в соответствующих подразделениях.
· определение оптимальной товарной структуры производства в данный момент времени с учетом достижений научно-технического прогресса; . проведение оперативного учета ресурсов и гибкого маневрирования ими; . выбор формы контроля выполнения планов и их корректировки в случае необходимости. Важно обеспечить увязку всей совокупности планов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, что требует координации работы менеджеров, участвующих в процессе разработки и реализации проекта.