Значение и разработка инновационной стратегии




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что роль и значение инноваций в повышении эффективности общественного производства общеизвестны. Более 70% роста эффективности общественного производства обеспечивается за счет новшеств.

Цель курсовой работы – Изучить методы выбора инновационной стратегии и обосновать её сущность.

Задачи, решенные для достижения поставленной цели:

- изучение инновационного менеджмента;

- изучение понятий «нововведение», «новшество», «инновация»;

- изучение инновационной стратегии;

- изучение методов выбора инновационной стратегии.

Методы решения задач – обобщения, индукции, сравнения.

Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует по одной простой причине - каждая фирма по своим характеристикам уникальна. Отсюда следует, что содержание стратегического управления инновационным процессом также уникально и для каждой фирмы существует своя специфическая форма.

Объект исследования – предприятиеОАО «Газпром».

Предмет исследования – Выбор и обоснование инновационной стратегии.

Инновационная деятельность-это результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью данной деятельности является конкурентоспособность фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Данная курсовая работа выполнена в объеме 41 листа машинописного текста, включая введение, три главы, заключения, список используемой литературы. Работа содержит 6 таблиц, 9 рисунков.

 

Значение и разработка инновационной стратегии

 

Выбор стратегии — залог успеха инновационной деятельно­сти. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предви­деть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них во­время.

Выбор стратегии — важнейшая составляющая цикла инно­вационного менеджмента.

В условиях рыночной экономики руководителю недостаточ­но иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегию можно определить как процесс принятия реше­ний. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с по­мощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).

Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предпри­ятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Все большее число фирм признает необходимость стратеги­ческого планирования и активно внедряет его, что обусловлено растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, приходится предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной дея­тельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели.

1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется использова­ние ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, лю­ди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в но

вых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффек­тивного «портфеля» предприятий.

2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эф­фективное приспособление к изменению внешних факторов (эко­номические изменения, политические факторы, демографиче­ская ситуация и др.).

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных, позво­ляя иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно из­меняется. Следовательно, стратегию необходимо разработать так, чтобы, если понадобится, ее можно было заменить другой.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внеш­ней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации учитывает:

основное направление деятельности фирмы;

рабочие принципы во внешней среде (принципы торгов­ли, отношение к потребителю, ведение деловых связей);

культуру организации,"ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно иметь в виду два аспекта: кто явля­ется клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей. Напри­мер, могут быть определены следующие основные цели:

1) прибыльность — добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн ден. ед.;

2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые ли­нии) — например, довести долю рынка до 20% или довести объ­ем продаж до 40 тыс. шт.;

3) производительность — например, средняя часовая выра­ботка на одного рабочего 8 ед. продукции;

4) продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятие некоторых моделей с производства и др.);

5) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соот­ношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.);

6) производственные мощности, здания и сооружения — напри­мер, построить новые складские помещения площадью 4000 м2;

7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные пока­затели, технологические характеристики, стоимость, сроки вне­дрения);

8) организация — изменения в организационной структуре и деятельности, например открыть представительство фирмы в оп­ределенном регионе;

9) человеческие ресурсы (их использование, движение, обу­чение и т.п.);

10) социальная ответственность — например, выделить опре­
деленные средства на оборудование больницы.

Чтобы цель могла быть достигнута, при ее постановке необ­ходимо учитывать следующие требования:

четкая и конкретная формулировка, выраженная в кон­кретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых);

ограниченность во времени, заданный срок достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мя­сорубки к концу третьего квартала).

Цели могут быть долгосрочными (до десяти лет), среднесроч­ными (до пяти лет) и краткосрочными (до года). Они уточняют­ся с учетом изменений обстановки и результатов контроля;

должны быть достижимыми в принципе;

не должны отрицать друг друга.

Стратегическое планирование опирается на тщательный ана­лиз внешней и внутренней среды фирмы:

оцениваются изменения, происходящие или могущие про­изойти в планируемом периоде;

выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;

исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизнен­но важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, — это экономика, политика, рынок, техноло­гия, конкуренция. Особенно важным фактором является конку­ренция, поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно для этого провести исследования по следующим направлениям:

оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы продвижения товаров и т.п.);

исследовать влияние внешней среды на конкурентов;

попытаться собрать сведения о научно-технических разра­ботках соперников и другую информацию, составить про­гноз будущих действий конкурентов и наметить пути про­тиводействия.

Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями по­зволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические. Фирме следует учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уров­не и др. Например, потребности подготовки кадров для рыноч­ной экономики, переход к которой осуществляется в России, расширяет рынки учебников по менеджменту и маркетингу.

Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

Стратегия является отправным пунктом теоретических и эм­пирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать ново­введение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, увеличивается. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегиче­ских и финансовых целей возрастает.

Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной, базируясь частично на оценках и интуиции нескольких сотруд­ников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществ­ляется по приведенной ниже схеме (рис. 1).

Рисунок 1. Фазы стратегического планирования

 

Фаза А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен на рис. 2.

Рисунок 2. Формулировка стратегии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: