Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.
Например: грустно-сиротеющаяземля (Ф. И. Тютчев), седойтуман,лимонный свет,немойпокой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
— существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.
Например: волшебница-зима;мать— сыра земля; Поэт — этолира, а не тольконянясвоей души (М. Горький);
— наречиями, выступающими в роли обстоятельств.
Например: На севере диком стоитодиноко... (М. Ю. Лермонтов); Листья былинапряженновытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
— деепричастиями.
Например: волны несутся гремя исверкая;
— местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.
Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещекакие! (М. Ю. Лермонтов);
— причастиями и причастными оборотами.
Например: Соловьи словословьемгрохочущимоглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов,не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении.
С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:
|
• метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение.
Например: тучказолотая,бездонноенебо,сиреневыйтуман, облакоходячееи деревостоячее.
Метафорические эпитеты – яркая примета авторского стиля:
Ты - моевасильковоеслово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломеннуютеребя?
(С.А.Есенин. «Я красивых таких не видел?»);
Какжадномир душиночной
Внимает повести любимой!
(Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?»).
• метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение.
Например: замшеваяпоходка (В. В. Набоков); царапающийвзгляд (М. Горький); березовым веселымязыком (С. А. Есенин).
С генетической точки зрения эпитеты делятся на:
- общеязыковые (гробовоемолчание,свинцовыеволны),
- индивидуально-авторские (немойпокой (И. А. Бунин), умильнаяпрелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявыйсумрак (С. А. Есенин)
- народно-поэтические (постоянные) (красноесолнце,буйныйветер,добрыймолодец).
В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon - искусство запоминания).
Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами.
«В фольклоре, - пишет литературовед В.П.Аникин, - девица всегдакрасна, молодец -добрый, батюшка -родный, детушки -малые, молодчик -удалый, тело -белое, руки -белые, слезы -горючие, голос -громкий, поклон -низкий, стол -дубовый, вино -зеленое, водочка -сладка, орел -сизый, цветок -алый, камень -горючий, пески -сыпучие, ночь -темная, лес -стоячий, горы -крутые, леса -дремучие, туча -грозная, ветры -буйные, поле -чистое, солнце -красное, лук -тугой, кабак -царев, сабля -острая, волк -серыйи пр. »
|
В зависимости от жанра, подбор эпитетов несколько видоизменялся. Воссоздание стиля, или стилизация фольклорных жанров предполагает широкое использование постоянных эпитетов. Так, ими изобилует «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Лермонтова: солнцекрасное, тучкисиние, златойвенец,грозныйцарь,удалойбоец, думакрепкая, думачерная, сердцежаркое, плечибогатырские, сабляострая и т.д.
Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением... туманнаяитихаялазурь надгрустно-сиротеющейземлею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такойГлубокийинемойпокой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин) и другими тропами и фигурами.
Роль эпитетов в тексте
Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.
Например: Меж скал блуждая, желтый луч В пещерудикуюпрокрался Игладкийчереп озарил... (М. Ю. Лермонтов);
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):.
|
Например: Лес, точно теремрасписной,Лиловый,золотой,багряный,Веселой,пестроюстеной Стоит надсветлоюполяной (И. А. Бунин);
— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогаяроскошь (Л. Н. Толстой), блистательнаятень (Е. А. Баратынский);
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнутмертвыеслова (Н. С. Гумилев); И слововещеемы ценим, и словорусскоемы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит этоулыбающееся,благословляющеенебо, этасчастливая,отдыхающаяземля? (И. С. Тургенев)
В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моряголубом », «намертвомнебе » и т. п.).
В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образыбезумныелюдей », «томительнаяночи повесть »).
Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.
Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, каквечный метеор, Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)