Род литературы представляет собой большую группу художественных произведений, объединенных исторически повторяющимися, общими, типологическими свойствами. К этим свойствам относятся общность объекта изображения (то есть внешний мир или же сознание человека), характер отношения автора к действительности, принципы изображения в литературе человека, а также доступные писателю художественные средства.-
Существуют три рода литературы
Лирика как литературный род Термин "лирика" происходит от древнегреческого слова, обозначающего "название музыкального инструмента". Данный род литературы выражает во всем многообразии внутренний мир человека. Могут быть воплощены в лирическом произведении переживания, чувства, мысли, эмоции, настроения, а также любые психические состояния. Можно сказать по приблизительной аналогии с драматургией и эпосом, что именно в лирике главным объектом является внутренний мир людей.
Субъективное в лирике Предметное, объективное в произведении, относящемся к этому роду, чаще всего является как бы растворенным в субъективном. Отношения между людьми, события, предметный мир, а также все формы жизни меняют резко свой смысл и очертания, когда оказываются в непростом синтезе с различными проявлениями человеческих чувств. Характерная для драматургии и эпоса внешняя изобразительность отходит в лирике на второй план. Для писателя, произведения которого относятся к данному литературному роду, самой значительной становится совсем другая задача - выразить невыразимое в художественном слове, раскрыть душу человека. Субъективность - это главная характерная черта лирики. Этот род литературы персонален и конкретен. Он является как бы слепком внутреннего мира одного человека, даже если отражаются в нем общечеловеческие или коллективные идеи, эмоции или настроения. В лирике при этом предстает внутренний мир людей как нечто неповторимо индивидуальное, глубоко личное. Лирика и стихотворения Род литературы определяется не только по формальным признакам. Поэтому следует различать два термина: "лирика" и "стихи". Экспрессивные и изобразительные возможности различных слов в большинстве произведений, относящихся к данному роду, дополняются выразительностью ритмической, мерной речи. Лирика чаще всего - это стихотворные произведения. Однако не стоит смешивать понятия "стихи" и "лирика", поскольку это ошибочно. Драматургические и эпические произведения также могут быть написаны стихами, а лирикой - прозаические. В этом случае их называют часто лирическими фрагментами, лирическими миниатюрами, песнями. Например, Иван Сергеевич Тургенев свои лирические произведения называл стихотворениями в прозе. Лирический субъект Лирический субъект - это человек, духовный мир которого раскрывается в произведении. Он рассказывает о себе сам, а также о природе, о других людях. Однако о чем бы в произведении ни говорилось, главной целью высказывания остается именно "я" данного человека. Все впечатления о внешнем мире, отраженные в лирике, ведут читателя к единственной цели - в индивидуальный мир эмоций, переживаний, мыслей отдельной личности. Свойственное всем, общее является как бы растворенном в конкретном, частном и начинает благодаря этому жить другой жизнью. Лирический субъект и автор произведения Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической. Жанры, входящие в этот род литературы, - мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет. Понятие "жанр" Данный термин происходит от французского слова, обозначающего "вид", "род". Это вид художественных произведений, исторически повторяющийся, сложившийся в процессе развития литературного творчества. Роды и жанры литературы следует различать. Последние выделяются по ряду формальных и содержательных признаков, которые имеют обязательно устойчивый характер. Из них к важнейшим относятся следующие: - принадлежность того или иного произведения к некоторому литературному роду (драматургии, лирике, эпосу); - повторяющиеся в ряде других, не зависящие от индивидуальности автора особенности содержания (тип конфликта, принципы изображения персонажей, проблематика, а также характер осмысления действительности автором). В отличие от понятия "содержание", которое характеризует лишь одну сторону произведения, общие для творений одного жанра стороны принято называть "жанровым содержанием"; - различия в объеме литературных произведений; - вид речи, который используется в них (стихотворная или прозаическая). Особенности жанрового определения Вышеперечисленные признаки составляют основу классификации по жанрам произведений внутри отдельного рода. Как вы помните, существуют три рода литературы. Однако не для каждого жанра важен учет всей совокупности указанных признаков. Так, например, разновидности лирики и драматургии могут быть достаточно ясно определены на основе всего лишь некоторых из данных признаков (формальных или содержательных). Большую роль играет традиция, многое зависит также от взаимодействия в литературном процессе, а также внутри родов различных жанров.-
|
|
|
Ключевые понятия:Композиция, художественное средство создания, сюжет, мастерство писателя, система образов, элементы сюжета, экспозиция, завязка, развязка, кульминация, развитие действия, эпилог, пролог.
Сложность художественного произведения отражает сложность тех жизненных отношений, той жизненной среды, которую стремится показать писатель. Отражение писателем связи жизненных явлений, их развитие будет зависеть от того, как понимает писатель жизненный прочесе, что он будет считать нем наиболее важным, на какие факты в силу этого будет обращать внимание. Такого рода сложную организацию художественного произведения, его построение называют композицией. Композиция - необходимое условие отражения жизни в художественном произведении, она, как и язык, является основным средством литературно-художественного творчества. Какое бы произведение мы не взяли, оно имеет определенную композицию - оно определенным образом организовано на основе сложности той реальной жизненной обстановки, которая в нем отражена, и того понимания жизненных связей, причин и следствий, которое присуще данному писателю и определяет его композиционные приемы.
Композиция есть художественное средство создания, раскрытия, обрисовки характера путем определенною, последовательного изображения его свойств и признаков, путем соотношения его с другими характерами. Как писатель строит тот или иной характер, как соотносит его с другими, в какой последовательности располагает события, какие причины и следствия выдвигает на передний план, как организует структуру (система частей, глав, эпизодов) - все это определяется композиционными принципами
В эпических и драматургических произведениях сюжет - система событий, отражающих общественные противоречия и конфликты. Горький, говоря о сюжете, называет его «связи, противоречия, симпатии, антипатии, вообще взаимоотношения людей, истории роста и организации того или иного характера». Сюжет, т.о., представляет собой конкретную систему событий в произведении, которая раскрывает данные характеры в их взаимоотношениях и взаимодействии. Огромное значение в построении сюжета имеет художественное мастерство писателя. Сюжет только тогда выполнит свое значение когда:
– будет внутренне завершен, т.е. раскрывающим причины, характер и пути развития изображаемого конфликта;
– когда будет приковывать к себе интерес писателя, и заставлять их вдумываться в смысл каждого элемента.
Сюжет - сложное целое, включающее ряд элементов. К этим элементам относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В некоторых произведениях имеются пролог и эпилог.
Экспозиция - изображение бывших до возникновения конфликтов, условий формирования действующих лиц и черт характеров. Назначение - мотивировка поведение действующих лиц.
Завязка - изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении.
Развитие действие - представление о возможных путях разрешения противоречий и проблем, возникающих в завязке.
Кульминация - момент высшего напряжения в развитии действия, в ней заключается наибольшее заострение проблемы произведения.
Развязка - разрешает изображаемый конфликт и подводит к пониманию возможностей его разрешения.
Пролог - своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. Пролог раскрывает первопричины (подчас весьма далекие по времени), показываемых в произведении событий.
Эпилог - изображение окончательных следствий, вытекающих из событий в произведении (к эпилогу писатель прибегает, когда считает, что развязка произведения недостаточно полно разъяснила судьбы героев).