ЛЕКЦИЯ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД




План:

1. Литературные роды, виды и жанры.

2. Эпос. Лирика. Лиро-эпический род..

3. Драматургия.

4. Стиль писателя. Понятие о стиле и художественном методе писателя.

5. Литературное течение, метод, литературный процесс.

Ключевые слова: Литературное изображение, эпический род, лирический род, драматургический род, виды, жанры, эпос, эпический образ, лирика, драма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия, стиль, единство, художественный метод, литературное направление, течение, классицизм, романтизм, литературный процесс, художественное открытие, литературные традиций; новаторство.

 

В древние времена были созданы действующие и поныне способы или роды литературного изображения: эпический, лирический и драматургический. Этими родами определились пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед созданиями литературного творчества.

Эпический род был основан на художественном воспроизведении нынешнего по отношению к писателю мира.

Лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни.

Драматургический способ органически сочетал возможности двух первых, лирически выражая характеры самых различных действующих лиц: участвующих в показываемых писателем событиях.

В каждом из этих случаев мы имеем дело с особым построением произведения с различным его композиционным оформлением. Таким образом, эти три типа композиционной организации называют литературными родами. Внутри каждого из них легко заметить дополнительное членение: так, и рассказ, и повесть, и роман относятся к эпическому роду. Такие вариации внутри литературного рода называют литературными видами. Внутри вида могут быть дополнительные членения, называемые жанрами. Так, роман есть вид литературного рода - эпоса, а философский роман есть жанр романа наряду с другими жанрами: приключенческим, философским, историческим романом и т.д.

В историко-литературном смысле эпосом называют народные поэмы и сказки. В теоретическом смысле эпос - жанр, основной чертой которого является развернутое изображение человеческих характеров. Термин эпос от греч. - «слово» и представляет собой повествовательный жанр, в котором рассказывается о жизненном пути человека, обрисовываются события, в которых он участвует, поступки, которые он совершает, показываются взаимоотношения людей между собой. Эпический образ - это образ, в основе которого лежит развитый многосторонний человеческий характер, представляющий определенную индивидуальность, показанный в известном законченном моменте своего жизненного пути, т.е. отражающий в своей судьбе характерные черты жизненного процесса. В зависимости от типа изображения жизненного процесса можно говорить о трех основных формах эпического рода - малой, средней и большой.

Малая форма (рассказ) - показывает человека лишь в определенном эпизоде, характерном для его жизненного пути; средняя (повесть) охватывает период, этап его жизни, ряд таких эпизодов; большая (роман) - жизненный путь человека в его наиболее сложных проявлениях, в переплетении с жизненным путем других людей, показанных столь же многосторонне, как и он.

Различие форм лирического жанра основано главным образом на тематическом принципе. Такова любовная, философская, политическая лирика и т.д., в зависимости от тех тематических тенденций, которые характерны для данного периода, данного стиля. Попытки определения более подробных и точных тематических видов лирики неизбежно упрощают ее содержание, затрагивают лишь внешние стороны ее содержания.

Наряду с лирическим и эпическим произведениями мы можем наблюдать и произведения, объединяющие в себе особенности лирического и эпического изображения жизни. Здесь наряду с эпическим изображением жизни в сюжете и в характерах вплетаются не связанные с сюжетом переживания, которые дают субъективное изображение жизни. Это соединение лирического и эпического начал, выражающееся в переплетении сюжета и стихотворной речи, говорит о том, что перед нами несколько особый тип композиционной организации. Такого рода произведения относят к лирико-эпическому роду -литературы.

Поэма - стихотворная повесть, в ее основе лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием поэмы.

Баллада - краткий стихотворный рассказ, в которой излагается тот или иной сюжет! лирически окрашенный благодаря стихотворной форме.

Басня - краткий сюжет, изложенный в стихотворной форме, основанный на иронической, полной скрытых намеков аллегорической форме речи, где характеры людей представлены животный и растительный мир.

Для драмы характерно следующее:

– драма чрезвычайно близка к эпосу;

– в ней есть своеобразная особенность: драма лишена речи повествователя;

– персонажи самостоятельно действуют на сцене, и зритель самостоятельно делает выводы, которые вытекают из их переживаний и поступков;

– в ее основе лежит действие и интрига;

– драматургические сюжеты отражают острые жизненные конфликты, поэтому в них на первый план выступает изображение жизненной борьбы, столкновение стремлений и воли героев, приводящих их к гибели или к победе.

С этим еще в античности выделились две основные формы драматургического жанра - трагедия и комедия. Происхождение этих терминов связано с искусством, не отделенном от обрядовых представлений, и древнегреческие песни и пляски в честь бога Диониса привели к созданию трагедии; с обрядовыми представлениями связано было и возникновении комедии, в основе которого лежат хоровые песни, переплетенные с веселыми бытовыми сценками. В своем развитом виде трагедия и комедия представляют особые композиционные формы драматургического рода, определенные своеобразием изображения в них характеров. Трагедия - это изображение неразрешимых противоречий, в результате которой происходит гибель героя.

Комедия - изображение таких конфликтов, которые кончались победным успехом героев и неожиданным разоблачением всех комических характеров.

Драма - изображение разрешимых конфликтов в жизненных обстоятельствах. Кроме основных видов драматургического рода литературы существуют различные вариации, зависящие от характера сценического исполнения.

Водевиль - комедия на легкие бытовые темы с музыкой.

Фарс - комедия бытового, гротескного характера.

Мелодрама - драма подчеркнуто эмоционального характера.

Творчество писателя неразрывно связано с его личностью, с его неповторимым жизненным опытом, с мировоззрением, культурой, биографией. Произведение всегда шире личности художника, но в то же время очевидно, что индивидуальность писателя не может не проявить себя в произведении. Это сказывается в выборе материала, в его оценке, в речи повествователя и т.д. И в языке, и в сюжете, и в характерах, и в темах, и в идеях проявляется личности писателя. Тем самым и ряд произведений, принадлежавших одному писателю, будет обнаруживать сходство во всех этих отношениях.

Такое единство называют стилем писателя. Термин представляет собой непрерывно расширяющуюся метонимию. Первоначально стилем называли палочку, имевшую на одном конце острие, на другом - лопаточку; такую палочку римляне употребляли для того, чтобы писать на дощечке, покрытой тонким слоем воска. Затем стилем стали называть почерк человека. Затем стилем стали называть саму манеру письма, особенности языка, слог. И, наконец, стилем стали называть все индивидуальные особенности творчества писателя в целом, руководствуясь известным афоризмом: «Стиль - это человек». Стиль - это в общем смысле слова, повторяющиеся в многообразии отдельных проявлений, единство основных особенностей, присущих всем этим явлениям в целом, короче, стиль - это единство в многообразии.

Мы непосредственно ощущаем стилевое единство рода произведений крупного писателя, улавливая его, прежде всего в языке, а затем уже в характерах, персонажах и т.д. Мы часто угадываем, кем написано то или иное произведение, хотя не знаем ни названия, ни автора. Это и значит как раз, что мы чувствовали стиль писателя.

Стиль накладывает мощный отпечаток на всё, что изображает художник. В том случае, если художник» говорит об одном и том же, они и то же время проявляют в этом и свою творческую индивидуальность, без понимания которой нельзя помять и того, что им изображено.

Понятие стиль важно еще и потому, что позволяет охватить все творчество писателя в его развитии и тем самым представить себе всю картину художественного развития и весь круг жизненных явлений, которые он затронул в своем творчестве в целом, Если понятие стиль - это то неповторимое своеобразие отдельного художника, то понятие метод - это то общее, что свойственно отбору изображения и оценке жизненных явлений у целых групп писателей. Стиль и метод - разные понятия. Исследование стиля - исследование системы художественных средств в их закономерных взаимосвязях. Исследование художественного метода - исследование основ идейно-художественной концепции жизни в творчестве писателя, концепции, которая раскрывается в закономерных связях и взаимодействиях художественных образов. Исходя из этого, при анализе стиля и метода писателя правильнее начинать с анализа метода и на этой основе переходить к рассмотрению стиля.

В каждом определенном историческом периоде в творчестве ряда писателей мы улавливаем определенное сходство, единство формы и содержания, единство метода, сближающее писателей друг с другом. Это единство определяет особенности творчества ряда писателей, их близость. Часто эта близость настолько осознается писателями, что они выражают ее в творческих декларациях («Литературные манифесты»), объявляя себя определенной литературной школой, направлением, группой и присваивают себе определенное название.

Иногда эта близость не подчеркивается с такой ясностью, но, тем не менее, отчетливо обнаруживается в единстве творческих особенностей ряда писателей. Это творческое единство обозначают таким понятием - как литературное течение.

Литературное течение - это единство основных идейно-художественных особенностей, обнаруживающееся в определенный исторический период в творчестве ряда писателей, близких друг другу по своему художественному методу. Литературное течение также исторически неповторимо, как и стиль в творчестве художника приобретает свои особенные качества.

В реальном процессе развития литературы стиль, течение, метод находятся в тесном переплетении друг с другом. Писатели включаются в литературный процесс новыми художественными открытиями, изменяющими принципы изучения человека и мира. Эти открытия совершаются не на пустом месте. Писатель непременно опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных предшественников участников литературного процесса отечественной и зарубежной литературы в той или иной форме, используя весь опыт, накопленный в художественном развитии человечества. Можно сказать, что литературный процесс - есть борьба художественных идей, борьба новых и старых творческих принципов.

Так, в XVII во Франции были провозглашены принципы классицизма, установлены жесткие правила «поэтического искусства» в противовес своеволию поэтов и драматургов барокко. В начале XIX в. романтики резко выступили против норм и правил классицизма. Вскоре реалисты отвергли субъективизм романтиков, выдвинув требование объективного, правдивого изображения жизни. Важную роль для понимания литературного процесса играет изучение влияний зарубежных литератур на национальный литературный процесс, или национальной литературы на зарубежные литературы мира. Наглядно литературный процесс раскрывается в истории разных веков. Так если рассматривать в европейских масштабах развитие романа, можно проследить смену художественных методов и направлений. Например, роман М. Сервантеса «Дон Кихот» характерен для - эпохи Возрождения. «Робинзон. Крузо» Д. Дефо - для века Просвещения. «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго - для эпохи романтизма, романы Стендаля, Бальзака. Тургенева, Толстого - для эпохи реализма.

Писатель в своей работе имеет возможность опираться на творческий опыт своих предшественников (литературные традиции) и при помощи накопленного опыта и традиций создать нечто новое (новаторство), помогающее отразить особенности своего времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: