№ п/п | Раздел Тема | Перечень вопросов | Семестр, в котором изучался программный материал |
1. | Раздел 1. Введение в педагогическую профессию Тема1.1 Общая характеристика педагогической профессии. | 1. Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды. Роль педагогической профессии в современном мире. | |
2. | Тема 1.2. Педагогическая деятельность, ее аспекты. | 2. Педагогическая деятельность, ее особенности и структура, гуманистическая природа и творческий характер. 3. Основы профессионального самообразования и саморазвития педагога. | |
3. | Раздел 2. Педагогика как наука и практика. Тема 2.1. Педагогика в системе наук о человеке, ее взаимосвязь с практикой. | 4. Педагогика как наука и практика и единая система. Источники и задачи современной педагогической науки и практики, тенденции их развития. 5. Краткий исторический очеркстановления педагогической науки и практики. | |
4. | Тема 2.2. Категориальный аппарат педагогики | 6. Основные педагогические понятия, их общая характеристика. | |
5. | Тема 2.3. Педагогический процесс как целостная система и целостное явление | 7. Понятие целостного педагогического процесса, его структурные компоненты. 8. Основные этапы педагогического процесса, технология их конструирования и осуществления. 9. Система образования Российской Федерации. Непрерывность и преемственность в работе образовательных учреждений разных типов и видов. 10. Тенденции развития и направления реформирования современного образования. | |
6. | Раздел 3. Педагогика школы 3.1. Теория и практика обучения Тема 3.1.1. Сущность процесса обучения | 11. Сущность и движущие силы обучения, его функции. | |
7. | Тема 3.1.2. Современные концепции образования. | 12. Современные концепции начального образования, общая характеристика их дидактического и предметного наполнения. | |
8. | Тема 3.1.3. Целеполагание в обучении | 13. Значение и логика целеполагания в обучении. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов обучения. | |
9. | Тема 3.1.4. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. | 14. Понятие мотивации учения, психолого-педагогические условия ее развития в процессе обучения. | |
10. | Тема 3.1.5. Закономерности и принципы обучения. | 15. Законы, закономерности и принципы обучения, их взаимосвязь. 16. Общая характеристика современных принципов обучения. | |
11. | Тема 3.1.6. Содержание образования | 17. Содержание образования, его общая характеристика, принципы и критерии отбора. 18. Теории формирования содержания образования. 19. ФГОС начального общего образования, его научные и методологические основы, общая характеристика структуры. 20. Основная образовательная программа начального общего образования, ее структура и характеристика. 21. Базисный учебный план начального общего образования, его содержание, структура и вариативный характер в современных условиях. | |
12. | Тема 3.1.7. Методы, формы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения | 22. Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения, их взаимосвязь. 23. Различные подходы к классификации методов обучения, их общая характеристика. 24. Общая характеристика методов организации учебно-познавательной деятельности, их педагогические возможности и условия применения. 25. Общая характеристика методов стимулирования и мотивации учения, их педагогические возможности и условия применения. 26. Общая характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении, их педагогические возможности и условия применения. 27. Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога. 28. Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения. 29. Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки. 30. Урок, его типология и структура в различных видах обучения. 31. Общая характеристика основных структурных элементов урока. 32. Подготовка учителя к уроку. | |
13. | Тема: Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. | 33. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. Понятие диагностики в обучении. 34. Формы, методы и средства контроля и оценки качества обучения. 35. Современные подходы к оценке результатов в системе начального общего образования. | |
14. | Раздел 3. Педагогика школы 3.2. Теория и практика воспитания Тема Сущность процесса воспитания | 36. Сущность, движущие силы и особенности воспитательного процесса, его специфика. 37. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Проблема определения воспитательного идеала в современных условиях. | |
15. | Тема. Закономерности и принципы воспитания | 38. Закономерности и принципы воспитания в современной педагогике. | |
16. | Тема 3.2.3. Современные концепции воспитания | 39. Системный, личностный, деятельностный и др. подходы к воспитанию. 40. Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно- методическая обоснованность и практическая применяемость. | |
17. | Тема 3.2.4. Методы, формы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения. | 41. Понятие методов и средств воспитания, их педагогические возможности. Различные подходы к классификации методов воспитания. 42. Характеристика методов воспитания, условия их оптимального выбора и эффективного применения. 43. Формы воспитательной деятельности, проблема их выбора. 44. Коллективные творческие дела в системе воспитания. Личностно-ориентированный поход к организации КТД. | |
18. | Тема 3.2.5. Диагностика воспитанности. | 45. Понятие воспитанности в педагогической теории и практике. Проблема критериев и норм воспитанности. | |
19. | Раздел 4. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми Тема 4.1. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и речевом развитии человека. | 46. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии ребенка. | |
20. | Тема 4.2. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации | 47. Школьная и социальная дезадаптация как педагогическое явление. 48. Дети группы риска, основные направления и методы педагогической работы с ними. | |
21. | Тема 4.3. Особенности работы с детьми с девиантным поведением | 49. Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении. Классификация отклоняющегося поведения. 50. Формы проявления девиантности в поведении, методы воспитательной работы со школьниками, склонными к девиациям. | |
22. | Тема 4.4. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями. | 51. Сущность понятия «особые образовательные потребности», общая характеристика содержания и технологий специального образования. | |
23. | Раздел 5. Особенности работы педагога с одаренными детьми. | 52. Общее понятие об одаренности. Психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка. 53. Виды одаренности и особенности ее диагностики. 54. Особенности обучения одаренных детей. | |
Всего выносимых на экзамен тем (разделов): 5 разделов, 23 темы. | Всего вопросов: 54 |