Спецификация итоговой диагностической работы по биологии для учащихся, заканчивающих обучение в 7 классе
Назначение диагностической работы
Работа предназначена для оценки индивидуальных достижений планируемых результатов обучения предмету «Биология» в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой основного общего образования на момент окончания учащимися 7 класса.
Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, входящие в федеральный перечень учебников.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Структура диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 16 заданий: 8 заданий с выбором одного правильного ответа (ВО), 3 задания с кратким ответом (КО) и 5 заданий с развёрнутым ответом (РО).
|
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания №№ 1-5, 7-15 оцениваются в 1 балл. Задания №№ 6 и 16 оцениваются в 2 балла согласно критериям оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Таблица 1
Распределение заданий по темам курса биологии в 7 классе
Код | Темы курса биологии | Число заданий |
1.1 | Биология как наука | |
1.2 | Разнообразие организмов | |
1.8 | Животные | |
Итого: |
В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 2
Распределение заданий по планируемым результатам
Код | Планируемые результаты обучения | Число заданий |
1.1.1 | характеризовать строение клеток и тканей животного | |
1.1.2 | характеризовать практическую значимость животных для людей | |
1.2.1 | проводить наблюдения за животными, ставить несложные биологические эксперименты | |
1.2.2 | объяснять результаты биологических экспериментов и наблюдений | |
1.2.3 | описывать биологические объекты и процессы (на примере животных) по предложенному плану | |
1.3.1 | выявлять взаимосвязь строения и функции организма (на примере животных) | |
1.3.2 | сравнивать организмы разных царств по изученным критериям | |
1.4.1 | анализировать и оценивать информацию, получаемую о живых организмах из разных источников | |
3.2.1 | применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей | |
Итого: |
Приложение План итоговой диагностической работы по биологии для учащихся, оканчивающих 7 класс
|
Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторе контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых результатов обучения (ПРО) по биологии
№ задания | Код ПРО | Код КЭС | Тип задания | Примерное время на выполнение задания, мин. | Макс. балл за задание |
3.2.1 | 1.1.2 | ВО | |||
1.4.1 | 1.1.1 | ВО | |||
1.3.1 | 1.2.3 | ВО | |||
1.3.2 | 1.2.3 | РО | |||
1.2.1 | 1.1.2 | РО | |||
1.1.1 | 1.8.2 | ВО | |||
1.1.2 | 1.8.5 | ВО | |||
1.1.2 | 1.8.5 | ВО | |||
1.3.1 | 1.8.1 | РО | |||
1.2.3 | 1.8.2 | КО | |||
1.3.1 | 1.8.1 | КО | |||
1.2.3 | 1.8.5 | КО | |||
1.1.1 | 1.2.3 | РО | |||
3.2.1 | 1.2.3 | ВО | |||
1.2.1 | 1.2.3 | ВО | |||
1.2.2 | 1.2.3 | РО | |||
ИТОГО: | ВО – 8 КО – 3 РО – 5 | 44 мин. | 18 баллов |
Демоверсия диагностической работы по биологии для учащихся, оканчивающих обучение в 7 классе
Для заданий с выбором ответа 1-3, 7-9, 14 и15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном месте |
|
1) | Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей. 1) млекопитающие 2) обыкновенная лисица 3) хищные 4) лисица 5) волчьи |
Ответ:
При ответе на задания 2-5 используйте рисунки |
2. Клетка животных отличается от клетки растений отсутствием
1) | ядра |
2) | вакуолей |
3) | хлоропластов |
4) | цитоплазмы |
Ответ:
3.. Какая из перечисленных клеточных структур отсутствует в клетках бактерий?
1) хромосома
2) клеточная стенка
3) ядро
4) цитоплазма
Ответ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Установите соответствие между функцией и типом клетки. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
ФУНКЦИЯ | Тип клетки | ||
А) | Осуществление фотосинтеза | 1) | растительная |
Б) | Выделение избытка воды и непереваренных остатков пищи | 2) | животная |
В) | Запасание крахмала в качестве питательного вещества | ||
Г) | Способность к изменению своей формы | ||
Д) | Транспирация воды |
А | Б | В | Г | Д |
6. Заполните таблицу, ответив на вопрос: Какие из перечисленных объектов не относятся к живым телам (организмам), а какие нет?
Укажите признаки, по которым вы так решили.
Объект | Живое или неживое | По каким признакам? |
Эвглена зеленая | ||
Эритроцит | ||
Пресноводная гидра |
7. Какие из представленных на рисунках животных относятся к классу Птицы?
1) | 2) | 3) | 4) |
8. Какие утверждения верны?
А. Рыбы – раздельнополые животные.
Б. Клетки простейших имеют ядро.
1) | только А | 2) | только Б | 3) | и А, и Б | 4) | ни А, ни Б |
9. Важнейшая роль птиц в природе заключается в
1) | Являются структурным звеном в цепи питания. |
2) | Регулируют численность насекомых-паразитов. |
3) | Участвуют в расселении семян многих растений. |
4) | Предотвращают изменение качества окружающей среды |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
Стебель, лист, цветок, корень
Ответ: ________________________________________________________________
11. Выберите приспособления к неблагоприятным условиям среды, которые позволяют выжить и существовать ящерицам и змеям в условиях средней полосы России
1) небольшие размеры
2) способность к передвижению
3) зимняя спячка
4) непостоянная температура тела
5) обилие кормовой базы
Ответ:
12. …
Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 метра.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6) Питается крот дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
Ответ:
13. Используя схему, объясните значение покровительственной окраски у рыб.
___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 14-16 |
Учительница биологии попросила Сергея понаблюдать за особенностями внешнего строения и поведением аквариумных рыбок гуппи, подготовить сообщение на эту тему. ……..
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
14. Какую особенность строения рыбы отметил Сергей на рисунке 1?
1) | Особенность распознавать окружающую среду |
2) | Особенность в строении плавников |
3) | Особенность внешнего строения -самец меньше, но красивее самки. |
4) | Особенность реагировать на раздражения |
Ответ:
15. На какой вопрос сумел найти ответ Сергей с помощью рисунка 2?
1) | Размер самки от 3-до 7 см., продолжительность жизни 3-4 года. Самка рожает живых мальков ее называют живородящей. Мальки прозрачные, длина до 5 мм, растет от 3 до 6 месяцев. Количество мальков у каждой самки разное. Оно зависит от их возраста. |
2) | Самец меньше, но красивее самки. У него всегда яркая окраска и длинный красочный хвост. Размер от 2- до 4 см, продолжительность жизни 2-3 года. |
3) | Размер самки от 7-до 12 см., продолжительность жизни 1-2 года. Самка откладывает икру. Количество икринок у каждой самки одинаковое и не зависит от их возраста. |
4) | Самец больше, но красивее самки. У него всегда яркая окраска и длинный красочный хвост. Размер от 8- до 14 см, продолжительность жизни 2-3 года. |
16. Ответье на вопросы: 1.Какая наука занимается изучением рыб? 2.Какое практическое применение имеют знания о рыбах? Для какой профессии необходимы познания о рыбах? 4.Какое значение в природе и жизи человека имеют рыбы?