Особенности развития психики в условиях разных видов депривации




Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах, а также несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Что такое личность?

Понятие личности начало складываться в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Под «личностью» можно понимать человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Для полноценного психического развития и функционирования человеку необходим приток различных стимулов: с е нсорных, эмоциональных, когнитивных и др. Для полноценного развития личности необходима реализация не только потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, но и потребность во взаимодействии, эмоциональной связи. Развитие и усвоение детьми общественно-исторического опыта возможно в общении ребенка с окружающими людьми. Количество и качество стимулов является условием полноценного психического развития в детстве, фактором психического благополучия как в детстве и в зрелости. Дефицит в реализации потребностей приводит к неблагоприятным последствиям для психики. Возникают психологические проблемы в развитии.

Депривация (ограничение) – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, когда субъект лишен или ограничен в возможностях удовлетворения потребностейв достаточной мере или в течение длительного времени. Существенна психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства, развитие личности в целом.

Уровни проявления депривации (время и полнота прерывания связей и отношений ребенка): Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.

Симптомы психической депривации: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности, и может носить скрытый характер. Депривация какое-то время может не осознаваться, а её негативные последствия могут ассоциироваться с другими, более явными, лежащими на поверхности причинами. Источник скрытой депривации может находиться в семье, школе, других социо структурах, в обществе.

В одних и тех же условиях изоляции характер психической депривации каждого человека во многом будет определяться индивидуальными особенностями личности и значимостью тех потребностей, которые депривированы. Многое зависит от потребности в стимуляции. Еще больше – от мотивации человека, готовности достичь цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Виды депривации: материнская, сенсорная, эмоциональная, когнитивная, соматическая,

социальная, появляются новые виды депривации, т.к изменяется социум.

Материнская депривация – разнообразные явления, связанные с воспитанием ребенка в отрыве от матери (семьи). Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, дети, к которым мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор отрыва, тем тяжелее депривационные психические расстройства. Любовь и тепло необходимы каждому ребенку независимо от возраста. В формировании чувства привязанности, защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком. Отклонения в психическом развитии связанные с материнской депривацией (отрыв ребенка от родителей) проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития: отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики, эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости. Разнообразные нарушения чувства привязанности или его расстройство создают основу для развития невротической личности, выводят ребенка на психологически рискованные пути развития - проявляются личностные проблемы или психические заболевания. У детей переживших материнскую депривацию может возникнуть доверие к миру только через постоянство эмоционально-теплой заботы о ребенке.

Материнская депривация от рождения формирует:

- достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста

- отставание в развитии речи

- неумение вступать в значимые отношения с другими людьми

- частые эмоциональные расстройства

- пониженная любознательность

- чрезмерная подвижность и неспособность сосредоточиться на деятельности

- упрямство

- агрессия по отношению к людям и вещам

- неадекватные страхи

- сверхчувствительность или вялость эмоциональных реакций

- постоянные фантазии и лживость

- говорение с самим собой

- неуверенность в принятии решения

- неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка

- неуверенность в себе и чувство собственной неполноценности.

Соматическая депривация – психофизическая ослабленность или серьезная патология органов вследствие перинатальных вредностей (внутриутробных), а также отсутствия возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей.

Сенсорная депривация – является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов – зрительных, слуховых, осязательных… т.е. «сенсорный голод». Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста.

Исследования состояний спелеологов, экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. Восстановление нормального психического состояния для них связано с организацией особой программы психологической адаптации.

Взаимосвязь между сенсорной депривацией и состоянием человека известна достаточно давно. Влияние ограничения связей человека с внешним миром, широко использовалось на протяжении всей истории человечества. Практика отшельничества, использовалась многими религиями мира. Человек, ставя себя в условия полного отсутствия контакта с другими людьми, устраняя речевую, эмоциональную и социальную практику информационного обмена из своей жизни, достигал весьма необычных состояний, как физических, так и душевных. Традиции оздоровительной и врачебной практик и, т ехники медитаций, обряды посвящения указывают на влияние некоторых видов депривации на общее состояние человека и на возможности использования депривации с целью позитивной коррекции состояния.

При дефиците сенсорной информации у человека актуализируется потребность в ощущениях и сильных переживаниях, развивается сенсорный или эмоциональный голод. Это приводит к активизированию процессов воображения, которые воздействуют определенным образом на образную память. В этих условиях способность человека к сохранению и воспроизведению очень ярких и детальных образов воспринятых ранее объектов или ощущений начинает реализовываться как защитный (компенсаторный) механизм.

Сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации начинают развиваться заторможенность, депрессия, апатия, которые сменяются эйфорией, раздражительностью. Отмечаются нарушения памяти, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические и трансовые состояния, галлюцинации (образ, возникающий в сознании без внешнего раздражителя). Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления.

При длительной сенсорной депривации возникают условия для органических изменений мозга или происходят дегенеративные изменениям в нервных клетках.

Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость речи, торможение умственного развития. Проявляется у детей, проживающих вместе с родителями, у детей оказавшихся в больнице, интернате и др., у детей без родителей в детском доме. На 2 месяце жизни ребенок уже ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.

Двигательная депривация - резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Крик, улыбка, лепетание, манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, произнесение звуков, слогов, слов – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.

Когнитивная депривация – возникает в случае, когда внешний мир не упорядочен и слишком изменчив, что снижает возможность понимать, предвосхищать и регулировать изменения. Когнитивная депривация понимается как дефицит информации, а также как её хаотичность, изменчивость, препятствующая построению адекватных моделей окружающего мира и, следовательно, возможности продуктивно действовать в нём, вызывающая ряд определенных психологических феноменов. Дефицит адекватной информации считается одной из главных причин конфликтов как в личном, так и в профессиональном общении.

Даже правильная, но недостаточно полная информация зачастую не дает возможности построить объективную картину ситуации. Дело в том, что человек интерпретирует её в соответствии со своими особенностями личности, наделяет её своими смыслами, рассматривает её через призму личной заинтересованности, следствием чего нередко являются ложные убеждения и оценки, приводящие, в свою очередь, к непониманию людьми друг друга.

Эмоциональная депривация – нарушения эмоциональных связей ребенка в виде отсутствия любви, внимание и нежных чувств по отношению к нему, как следствие смерти значимого взрослого. Отрицательные последствия эмоциональной депривации: малыш становится вялым, снижается его ориентировочная активность, он не стремится к движению, неизменно начинается ослабление здоровья, отставание в развитии. При эмоциональной депривации возникает развитие «госпитализма», которое может привести к смерти ребёнка в доме малютки как следствие отсутствия контакта с матерью.

Эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям, и если они находятся в избыточно изменчивой среде и ребенок становится социально-гиперактивным: он готов идти на руки даже к незнакомым людям, старается привлечь к себе внимание. При подобных контактах всегда устанавливается взаимопонимание, которое характерно большой изменчивостью, хотя и является положительным. Ребёнка привлекают все новые контакты, и не имеет значения, от кого они исходят.

Специалисты отмечают ряд существенных особенностей появления эмоциональной депривации в детском возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности одиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения за детьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствие синтонности - особенности склада личности по отношению к окружающей среде: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью, общительностью.

Например, переживание совместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывало на них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.

Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребёнка, не может быть эмоционального контакта.

Социальная депривация – сужение социального поля активности ребенка и ограничение возможностей для усвоения социальной роли. Крайняя степень социальной депривации – дети-маугли (человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми с раннего возраста – «одичавшие», «волчьи»).

Социальная депривация может носить и менее глобальный характер. Так, если ребенок не имеет опыта общения с представителями тех или иных социальных ролей (отцом, матерью, братьями и сестрами, сверстниками), он будет менее успешен в понимании других людей, предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: