Свято-Георгиевский монастырь




История мыса Фиолент

За многовековую историю Севастополя мыс Фиолент успел поменять несколько названий. Объект носил имя Святого Георгия, был известен как Партениум, Манастыр-Бурун и Феленк-Бурун. Легенда утверждает, что Артемида перевезла сюда Ифигению - скрывающуюся от жертвенного алтаря дочь царя Агамемнона. Правитель хотел выпросить у богов попутного ветра для боевых судов, устремившихся к троянским владениям. Ифигения спаслась от преследования, но остаток жизни ей предстояло провести среди диких варваров Тавриды.

Мы знаем, мыс Фиолент является потухшим вулканом, некогда извергавшим из себя лавовые потоки. Ученые предполагают, что возраст объекта может превышать 160 миллионов лет. Следы бурного геологического прошлого можно обнаружить на склонах мыса и в наши дни - об этом свидетельствуют застывшие магматические образования. Непрерывное давление волн превратило вулкан в заурядное известняковое образование.

В эпоху Средневековья появился миф о Святом Георгии, который помогал морякам, терпящим крушение в окрестностях мыса. Согласно этой легенде святой явился морякам в 891 году и помог им избежать гибели. Благодарные мореплаватели воздвигли Георгиевский монастырь, а мыс окрестили в честь доброго святого. Привычный нам мыс Фиолент на карте Крыма официально появился в 1790 году, вот только о происхождении названия ученые спорят до сих пор. Доминируют следующие версии:

 

Генуэзская (на итальянском языке слово «Фиолент» переводится как «неистовый»).

Крымскотатарская (у татар локация обозначалась словами «тигровый мыс»).

Турецкая (слово «феленк» могло означать крутой спуск к воде).

В 1790 году Федор Черный, известный российский картограф, нанес на карту полуострова слово «Феалентъ». Есть версия, согласно которой это слово было услышано исследователем от монахов, обитавших в Георгиевском монастыре. В 1794 году монахи были вынуждены покинуть полуостров — вместе с ними исчезли сведения о старинных топонимах. Военные картографы использовали в документах слово «Феолент», а прообраз современного написания появился лишь в 1836 году.

Интересно, что за многовековую историю мыс Фиолент назывался мысом святого Георгия, а греки называли это место «божья страна».

Древние греческие предания утверждают, что именно здесь находился храм богини Артемиды. Тавры, населявшие это побережье полуострова, называли эту богиню Девой, а римляне - Дианой.

Тавры очень ревниво относились, к какой бы то ни было, попытке чужестранцев проникнуть в их владения.

Древние греческие предания утверждают, что именно здесь находился храм богини Артемиды.

В те времена тавры, жившие здесь, звали богиню Артемиду- Девой.

И жрицей в храме Девы была гречанка Ифигения.

Легенда гласит, что царь Агамемнон, выпрашивая у своевольной богини попутного ветра к берегам Трои, должен был убить свою дочь Ифигению на жертвенном алтаре.

Но Артемида сжалилась над Ифегенией и перенесла её из Греции в Тавриду, тем самым спасла её жизнь и обрекла на изгнание. Ни слова на родном языке, только рокот волн, шум ветра в голых камнях…и туман мыса Фиолент окружал её.

И в один прекрасный день возле храма появился греческий корабль и с двумя молодыми пленниками – Орест и Пилад.

Ифегения начала расспрашивать их о своей родине и узнала, что перед ней её брат Орест и решила она спасти обоих пленников.

Но пленники не просто так оказались у берегов Фиолента. Оракул сказал, что в искупление деяний своего отца они должны отправиться к берегам Тавриды и привезти золотую статую Артемиды. Ифигения, убедив жрецов, что статую богини Артемиды осквернена, и ее надо омыть в морской воде вместе с пленниками пошла к морю, где за скалой греки укрыли корабль. Ифигения отослала провождавших их таврских воинов и вернулась вместе с пленниками в Грецию.

А у берегов Фиолента мы можем до сих пор наблюдать за двумя близко расположенный скалами: Орест и Пилад. Названные в честь легенды о храме Артемиды и Ифигении.

 

Но при попытке проникнуть в храм их схватили и отвели к таврскому царю Фоанту. Ни брат, ни сестра не узнали друг друга. Ифигения решает спасти одного из пленников, помочь ему бежать в Грецию, чтобы он передал от нее весть родным, что она жива, но живет в неволе. Кому жить, кому стать вестником – пусть пленники решают сами. Орест и Пилад – верные друзья, спорят, кому из них спастись, и каждый приводит свои веские доводы. Орест считает, что Пилад должен вернуться к своей жене, ведь сестра только что родила, и он должен стать ей опорой. У Пилада свои аргументы – род Агамемнона уже принес свою жертву богине Деве, теперь кровь другого рода должна пролиться на алтарь. А тем временем Ифигения диктует им послание на родину: «Сын Агамемнона Орест! Тебе шлет свой привет закланная в Авлиде твоя сестра Ифигения, здесь она живет – у вас слывет погибшей…» Брат узнает сестру, а сестра брата, выясняется, что Пилад не только верный друг, но и родственник – муж любимой сестры Электры. Рискуя жизнью, Ифигения решает спасти обоих, и с ними вернуться на родину, не считаясь с гневом богов. Смуглая, худая, уже не молодая женщина, обреченная богами на вечное изгнание убедилась – люди в своих душевных порывах могут оказаться куда величественней самих богов, и она восстала против них. Убедив жрецов, что статую богини Артемиды осквернена, и ее надо омыть в морской воде, она вместе с пленниками пошла к тому месту, где греки укрыли корабль. Ифигения отсылает сопровождавших их таврских воинов и бежит на родину.

На богов подействовало людское благородство: они смягчились и помогли беглецам. Легендарный подвиг молодых людей издавна вдохновлял тонкие души поэтов от Эсхила, Софокла, Еврипида – до Александра Сергеевича Пушкина.

После посещения мыса Фиолент и Георгиевского монастыря в 1820 году, Александр Сергеевич написал гимн верности дружбы к любимому своему другу Петру Чаадаеву в стихотворении «С морского берега Тавриды»:

 

К чему холодные сомненья?
Я верю – здесь был грозный храм,
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось.

Чедаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Предать развалинам иным?
Но в сердце, бурями смиренном,
Теперь и лень и тишина,
И, в умиленье вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.

Скалы у мыса Фиолент в своих названиях хранят память о верных друзьях и смелой жрице. Две рядом стоящие скалы в море у мыса Фиолент называются Орест и Пилад, а небольшой выступающий мыс – Партениум (Девичий). Где находится храм Артемиды не известно. Некоторые утверждают, что он находится в Партените – ныне село Фрунзенское между Ялтой и Алуштой. Известный ученый, энциклопедист и исследователь Крыма Пётр Паллас, видел на Фиоленте остатки здания, состоящего из двух квадратов, стены которых были направлены ко всем сторонам света.

Александр Сергеевич Пушкин в 1820 году посетивший мыс Фиолент в своих письмах к друзьям пишет: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы.

Единственный, кто оставил подробное описание храма, древний римский поэт Овидий, которое он вложил в уста старого тавра: Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою. Я родился в этой стране и не стыжусь своей родины; мое племя чтит родственную Фебу богиню. Еще и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колоны: к нему ведут сорок ступеней. Предание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир; не сомневайся, еще и ныне там стоит подножие, лишенное статуи богини; алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен, будучи окрашен пролитой кровью. Священодейство совершала жрица». Страбон писал, что храм Девы находился на мысе Парфенион, неподалеку от Херсонеса, многие исследователи полагают, что речь идет именно о мысе Фиолент.

Согласимся с исследователями Крыма, которые склонны считать, что святилища Девы могли существовать во многих местах и при этом не обязательно, чтобы они были храмами Ифигении в греческом понятии. Вся территория Крыма усеяна руинами старинных крепостей, множеством мысов и гор, носящих названия, близкие к Парфениуму и Деве. Возможно, прав историк Кеппен, что существовала общая «систематическим образом устроенная оборона, основанная на точном знании местности».

Все святилища с жертвенниками находились у края страшных обрывов, с высоты которых жрецы могли бросать свои жертвы прямо в море. Предполагают, что располагали их тавры таким образом, чтобы из одного было видно хотя бы одно-два соседних. И дым жертвенника служил сигналом о приближающемся враге и грозящей военной опасности. Поэтому ученые выдвигают предположение об устройстве целого края в соответствии с сакральными принципами и о том, что оно дошло до наших дней в качестве единственной в своем роде оборонительной системе.


Покровительницей древнего Херсонеса была богиня Дева, в которой «соединились» таврическая Дева и греческая богиня охоты Артемида.

Развалины храма на мысе Фиолент, могли оставить прокатившиеся лавиной по Крыму, сметая все на своем пути, варвары – германские племена готов. Они учинили страшный разгром на полуострове – население было частью уничтожено, частью угнано в рабство. Боспорское царство (Керчь), скифо-сарматское государство (Симферополь), перестали существовать. Уцелел лишь Херсонес, возможно потому, что для защиты его римляне, а в то время все города Крыма были под защитой Римской империи, содержали отряд баллистариев – древних артиллеристов, а может быть потому, что волна варваров просто прошла севернее города.

Земля в районе мыса Фиолент и сама территория мыса, так называемый Гераклейский или Трахейский – каменный полуостров была сельскохозяйственной территорией Херсонеса. Сельскохозяйственные земли херсонеситы называли хорой. На территории базы отдыха «Каравелла» и в балке Бермана находятся остатки сельскохозяйственных усадеб четвертого века до нашей эры.

Географические названия, бытующие здесь – своего рода исторические памятники, отражающие прошлое этой местности.

 

Так, Мраморная балка, расположенная восточнее Георгиевского монастыря, обязана своим названием добываемому когда-то здесь камню – мраморному известняку. Бухта в Мраморной балке носит название бухта Эхо, слово, сказанное даже шепотом, отчетливым эхом отдается в ваших ушах, это объясняется отражением звука от расположенной в ста метрах отвесной скалы. На закате склоны Мраморной балки становятся сказочно красивыми. В лучах заходящего солнца они светятся розовым цветом. В нижней части балки в сентябре 1900 года была построена ложная батарея, служившая военным кораблям мишенью для стрельбы. В этом же году, на западной части мыса Фиолент, была построена батарея №20, она сохранилась до наших дней. Эта часть мыса известна под названием батарейный мыс. Батарея №20 одно из сооружений береговой линии обороны, разработанному в 70 годах XIX века плану Э.И. Тотлебeна.

План включал в себя строительство оборонительных сооружений береговой линии, начиная с Северной стороны и кончая Балаклавой. Предполагалось строительство 20 фортов.


Следующий отрог, на восток от Батарейного мыса – мыс Сфинкс, за которым следуют две небольшие бухты, далее Джаншиев мыс, на оконечности которого природа создала удивительные «морские ворота», через которые свободно проходит шлюпка. Далее идет мыс Виноградный, имеющий второе название – Церковный. В 1896 году Костюшко-Валюжинич, исследователь Херсонеса, на нем обнаружил остатки средневекового христианского храма, а раскопками 1989-1994 годов открыт целый комплекс XIII – XIV века.

Над Виноградным мысом высится мыс Броневой, название которому дали из-за построенных в начале века укреплений, остатки которых сохранились до наших дней.

Вся эта местность когда-то была землями монастыря. Узкая полоса земли от мыса Сфинкс носит название Метрополичьих садов – 1-й, 2-й и 3-й. Название возникло в период с 1810 по 1824 годы при настоятеле монастыря Хрисанфе Новокарском, когда здесь были заложены сады и парки.

Первая к северо-востоку от оконечности мыса Фиолент балка Диана – в древнеримской мифологии богиня охоты, отождествляемая с древнегреческой богиней Артемидой, в честь которой по преданию был, воздвигнут храм. Возможно, храм погребен под древним оползнем, который куском пирога сполз к морю.

Но самым значительным объектом на мысе Фиолент является Свято-Георгиевский монастырь. Глубоко в историю уходят сведения о рождении монастыря. События становятся историей, когда их достоверность уже нельзя проверить, но есть разные исторические факты, которые свидетельствуют, что не так уж легко и просто пришло христианство на нашу землю. История – это наука, и как у каждой науки у нее есть свои законы, которые действуют в любом периоде развития человеческого общества. Изменяют историю, обогащают ее событиями отношения людей к собственности – это закон науки истории. А моментом рождения истории, или общества в целом, является появление собственности.

 

Свято-Георгиевский монастырь

По легенде, монастырь был основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца.

На самой скале был установлен крест.

Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Броневским).

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода.

 

И. К. Айвазовский. «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846)

 

И. К. Айвазовский. «Вид Георгиевского монастыря» (1858)

 

В начале XIX века монастырь использовался в качестве местопребывания военного духовенства Черноморского флота и назывался «флотским». В 1810—1816 годы обветшавший Георгиевский храм был разобран и заменён на новый, возведённый в стиле классицизма. Тогда же были построены новые кельи, Георгиевский фонтан и трапезная.

В 1820 году Свято-Георгиевский монастырь посетил Александр Пушкин, о чём напоминает установленная в 2011 году близ монастыря площадка-ротонда с памятным знаком. В XIX веке монастырь многократно посещали и русские цари: Александр I (в 1818 и 1825 годах), Николай I (1837), Александр II (1861), Александр III (1893), Николай II (1898). Другие известные посетители Георгиевского монастыря в XIX веке: Александр Грибоедов (1825), Иван Айвазовский (1846), Александр Островский (1860), Иван Бунин (1889), Антон Чехов (1898).

В ходе Крымской войны 1853-1856 годов монастырь служил госпиталем.

В течение почти двух лет занят англо-французскими войсками, однако здания монастыря от военных действий не пострадали. Монастырь был штабом для англо-французской армии. Сюда даже по дну моря проложили кабель для телеграфа из самой Варны. При этом монахи продолжали возносить молитвы за победу русской армии, а некоторые из них приближали ее на бастионах.

В 1891 году монастырь отметил своё 1000-летие, в эти же годы были благоустроена территория, отремонтированы здания, а также проложена 640-метровая лестница к монастырю и к берегу моря напротив Георгиевской скалы.

 

Храм св. великомученика Георгия. Из «Альбома видов Георгиевского Балаклавского монастыря в Крыму» (1891)

 

В годы Первой мировой войны на территории обители действовал лазарет. После установления советской власти в Крыму, в 1922 году имущество монастыря было национализировано, на его базе был создан совхоз «Георгиевский монастырь», а храмы и ряд построек были переданы общине верующих, в число которых вошли и монахи, по-прежнему проживавшие в стенах обители. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в связи с голодом настоятель монастыря иеромонах Ипполит был арестован и осуждён в 1923 году по обвинению в сокрытии церковных ценностей. В 1927 году наиболее поврежденный в результате землетрясения храм св. Георгия был разобран, как не подлежащий восстановлению. В 1929 обитель была закрыта, монастырские здания были переданы ОСОАВИАХИМу под санаторий, храм Рождества Христова отдали Севастопольскому музейному объединению, в храме Воздвижения службы продолжались до 1930 года. В 1939—1941 годах в монастыре находились военно-политические курсы Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны — курсы для офицеров и медсанбаты. После войны — воинская часть Черноморского флота. Утрачены парк, виноградники и некрополь.

В 1991 году монастырь был возвращён верующим, а 14 сентября 1991 года в честь 1100-летнего юбилея на Георгиевской скале по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия, на средства благотворителя Валерия Черненко был установлен новый, металлический, крест (высотой 7 м и весом 1300 кг) взамен уничтоженного советской властью в 1920-е годы мраморного.

6 мая 1993 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь совершил на территории обители Божественную Литургию в сослужении севастопольского духовенства, при участии представителей городских властей и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эдуарда Балтина. 22 июля 1993 года состоялась государственная регистрация устава возрождаемой обители.

27 декабря 1994 года Священный Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители. 11 июня 1995 года в день Св. Троицы здесь состоялось первое монастырское богослужение. 2 февраля 1995 года монастырю были подчинены храм святых 12-ти апостолов в Балаклаве и храм святых равноапостольных Константина и Елены в селе Флотском.

В 1997 году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота. 15 ноября 2005 года на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. апостолу Андрею Первозванному. В 2000—2009 годах восстановлен храм св. Георгия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: