МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
Библиотека
«Утверждаю»
на заседании методического
совета библиотеки
«__»____________20__г.
зав. библиотекой_______________
О.В.Шеманаева
Рабочая программа дисциплины
Основы информационной культуры
Направление подготовки
(010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии; 010400 Прикладная математики и информатика; 011200 Физика; 020400 Биология; 022000 Экология и природопользование; Политология; 030300 Психология; 030600 История; 030900 Юриспруденция; 032700 Филология; 034300 Физическая культура; 034600 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм; 035700 Лингвистика; 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика; 040400 Социальная работа; 050100 Педагогическое образование;050400 Психолого-педагогическое образование; 050700 Специальное (дефектологическое) образование; 071001 Живопись; 072500 Дизайн; 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; 073900 Теория и история искусств; 080100 Экономика; 080200 Менеджмент; 080400 Управление персоналом; 081100 Государственное и муниципальное управление)
Профиль подготовки
(по всем профилям подготовки, реализуемым в МГОУ)
Квалификация (степень) выпускника –
Бакалавр
Форма обучения –
Очная
Москва
УДК 01:001.8
ББК 74.267.8
О-75
Печатается по решению методического совета
библиотеки Московского государственного
областного университета
Составители:
Губарь И.В. – заведующий инновационно-методическим отделом библиотечного маркетинга
Погуляевская Н.В. – заведующий справочно-библиографическим отделом
Рецензенты:
Шеманаева О.В. – заведующий библиотекой.
Фиалко Г.П. – зам. зав. библиотекой
Основы информационной культуры [Текст]: Рабочая программа дисциплины/ сост. И.В. Губарь, Н.В. Погуляевская. – М.: МГОУ,2011. –29 с.
Рабочая программа «Основы информационной культуры» разработана для студентов первого курса очной формы обучения, в ее структуре: программа курса, краткое изложение занятий курса, задания к практическим занятиям курса, рекомендации к выполнению практических заданий, требования к зачету, вопросы к зачету, библиография.
- Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Основы информационной культуры» являются – сформировать у студентов представление об информационной картине мира, научить свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему, способствовать формированию базовых умений и навыков информационной культуры, информационного поведения, коммуникативной компетенции, готовности использовать данные навыки в учебной, научной и профессиональной деятельности.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· формирование информационного мировоззрения студентов;
· освоение студентами рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии со своими интересами, потребностями, возникающими в ходе обучения задачами;
· овладение методикой обработки информации;
· изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов учебной и научно-исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, обзоров, курсовых и дипломных работ).
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Основы информационной культуры» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин.
В структуре общей образовательной программы вуза курс «Основы ин-формационной культуры» строится на синтезе достижений нескольких научных дисциплин: библиотековедения, библиографии, информатики, прикладной лингвистики, документоведения, делопроизводства. Для его овладения бакалаврам МГОУ необходимы среднее образование в области истории, науки, культуры и навыки компьютерной грамотности. Дисциплина «Основы информационной культуры» включается в учебные планы 1 курса всех факультетов в первом учебном семестре.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы информационной культуры».
Процесс изучения дисциплины «Основы информационной культуры» направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
Код компетенции | Компетенции обучающегося | В результате освоения программы дисциплины «Основы информационной культуры» студенты должны: |
(ОК-1) | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Знать: · место информационных ресурсов в обществе Уметь: · использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности; Владеть: · культурой мышления и навыками анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения изученных фактов. |
(ОК-12) | способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | Знать: · принципы организации информационных массивов, основные источники информации, виды информационных ресурсов, типы и виды документов, структуру первичных и вторичных документальных потоков, необходимых для учебной или научно-исследовательской работы; · правовые нормы авторского права Уметь: · грамотно заимствовать у других авторов цитаты, идеи, таблицы, схемы, иллюстрации с соблюдением авторского права; оформлять на все заимствования библиографические ссылки; выбирать и использовать разные виды ссылок; · описывать печатные и электронные документы на основе правил, принятых в государственных стандартах. Владеть: · культурой чтения изучаемых научных текстов, гипертекстов, навыками их аналитико-синтетической переработки. |
(ОК-13) | владеет алгоритмом поиска, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации | Знать: · структуру информационных ресурсов общества; · структуру библиотеки МГОУ · справочно-библиографический аппарат библиотеки · типы, виды и варианты поиска информации в электронном каталоге МГОУ; · алгоритмы работы с алфавитными и систематическими карточными каталогами; · состав электронных ресурсов; · справочно-правовые системы. Уметь: · вести поиск информации, используя справочно-поисковый аппарат библиотеки; · выбирать оптимальный источник информации, · вести поиск информации в различных электронных ресурсах. Владеть: · аналитико-синтетической переработкой информации; |
(ПК-25) | имеет навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией | Знать: · методику поиска информации в атоматизированной библиотечной системе MARC-SQL; · основное программное обеспечение, предназначенное для сбора и обработки информации Уметь: · пользоваться компьютером как средством обработки любой информации; · использовать компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы в целях получения необходимой информации. Владеть: · информационной культурой, навыками самостоятельного и грамотного поиска информации в различных источниках, предоставляемых современной библиотекой. |
(ПК-27) | владеет навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях | Знать: · отраслевые ресурсы Интернет по избранной специальности; · энциклопедии on-line-доступа. Уметь: · планировать и осуществлять оптимальный поиск информации в мировых информационных ресурсах; · осуществлять поиск с использованием основных российских и зарубежных поисковых систем; Владеть: · навыками информационного поиска в сети Интернет; · навыками работы с программными средствами. |
(ПК-39) | владеет основами современной информационной и библиографической культуры | Знать: · возможности библиотеки как информационно-поисковой системы; · поисковые системы и сервисы Интернет; Уметь: · применять основные методы свертывания информации – библиографическое описание, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование; · составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам; Владеть: · технологией подготовки и оформления результатов научно-исследовательской работы: рефератов, докладов, курсовых и дипломной работы. |
(ПК-42) | обладает способностью оценить качество исследования в предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования | Знать: · структуру библиотеки, ее справочно-библиографический аппарат, основы библиографии Уметь: · корректно формулировать свои информационные запросы, вести результативный поиск информации Владеть: · навыками результативного поиска по видам информационных запросов – тематическому, фактографическому, аналитическому. |
4. Структура и содержание дисциплины «Основы информационной культуры»
Общая трудоемкость дисциплины «Основы информационной культуры» составляет 1 зачетная единица 10 часов: 5 часов лекционных и 5 часов - практические занятия.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Информационные ресурсы общества и информационная культура. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. | ||||||||
Библиотека как информационно-поисковая система. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Составление библиографического описания документа. | практическая работа | |||||||
Информационные ресурсы библиотек. Система каталогов библиотеки МГОУ. Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения. | практическая работа | |||||||
Система картотек библиотеки МГОУ. Справочно-информационный фонд библиотеки. | практическая работа | |||||||
Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий. Методика поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Методика библиографического оформления научной работы. | практическая работа |
- Информационные ресурсы общества и информационная культура. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности.
Цели, задачи и содержание курса. Понятие термина "информационно-библиографическая культура". Система научной информации. Первичный и вторичный документальные потоки как составные части информационных ресурсов общества. Общероссийские информационные центры и их издания: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Российская книжная палата (РКП), Институт научной и общественной информации Российской академии Наук (ИНИОН РАН). Электронные библиотеки и Интернет. Крупнейшие библиотеки, библиотеки города Москва. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Библиотека МГОУ: структура, условия и порядок записи читателей, режим работы, правила пользования фондами библиотеки, права и обязанности читателей библиотеки МГОУ.