Библиотека как информационно-поисковая система. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Составление библиографического описания документа.




Организационно-функциональная структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиций пользователя. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура, назначение, функции. Автоматизированная информационно-библиотечная система MARC-SQL.

Знание справочно-библиографического аппарата библиотеки как обязательное условие рационального информационного поведения читателей. Понятие об аналитико-синтетической переработке информации. Анализ и синтез информации в структуре интеллектуальной работы с текстами документов. Виды аналитико-синтетической переработки документов: составление библиографического описания документа, индексирование, аннотирование (выделение ключевых слов), реферирование.

 

Информационные ресурсы библиотек. Система каталогов библиотеки МГОУ. Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения.

 

Понятие о системе каталогов, их роли в обеспечении информационного поиска. Алфавитный каталог как средство адресного поиска: его задачи и функции. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Адресный запрос как проявление информационной потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Систематический каталог как источник тематического поиска. Правила формулировки тематических запросов: понятие о предмете и аспекте поиска информации. Принцип организации и структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм поиска по систематическому каталогу.

Правила заполнения бланка «Требование» на книгу.

 

Система картотек библиотеки МГОУ. Справочно-информационный фонд библиотеки.

Состав справочно-библиографического фонда библиотеки: справочные издания, информационные издания и библиографические пособия. Особенности разыскания отдельных видов документов: книг, статей, периодических и продолжающихся изданий и других материалов. Особенности аналитического библиографического описания.

Систематическая картотека статей (СКС) как источник тематического разыскания в библиотеке. Специальные картотеки: картотека «Персоналия», картотека заглавий художественных произведений, картотека трудов преподавателей МГОУ, картотека справочных изданий - особенности их организации и поиска информации по ним. Тематические картотеки.

Правила заполнения бланка «Требование» на периодические издания.

Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий. Методика поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Методика библиографического оформления научной работы.

 

Библиотечно-информационные услуги в библиотеке МГОУ. Виртуальные справочные службы. Веб-сайты библиотек.

Алгоритм поведения пользователя: осознание конкретной цели обращения в библиотеку; максимально четкое формулирование информационного запроса; выявление источников информации с помощью справочно-библиографического аппарата; определение структурного подразделения библиотеки, в котором можно получить информацию. Связь между типом информационного запроса и источником разыскания.

Основные этапы и технология работы над научно-исследовательскими работами студентов по заданной теме: уточнение целей и задач предстоящей работы, ее объема и сроков исполнения; анализ формулировки темы с помощью справочной литературы; определение критериев отбора литературы (типы и виды необходимых источников, хронологический охват и т.п.). Поиск и отбор литературы по теме в соответствии с алгоритмами. Анализ и изучение документов по теме. Оформление результатов аналитико-синтетической переработки информации в виде выписок, конспектов и т.п. Логические правила, определяющие качество построения плана. Правила цитирования и оформления цитат. Правила оформления списка литературы.

  1. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В процессе изучения дисциплины «Основы информационной культуры» применяются как традиционные виды учебной работы:

· лекции,

· практические занятия,

· контрольные вопросы,

· самостоятельные работы,

· консультации,

· зачеты;

так и активные и интерактивные формы проведения занятий:

· экскурсии по читальным залам и абонементам библиотеки МГОУ,

· тренинги по электронным базам данных локального и удаленного доступа и отраслевым ресурсам,

· тематические презентации,

· тестирование.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: